Вовка прибежал на дачу, хромая.
— Боже! — тут же запричитала бабушка. — Все дети как дети, а с этим сорванцом сладу нет никакого! Всё! — вынесла она свой вердикт. — В выходные отправляю тебя домой. Пусть родители сами с тобой нянькаются, а с меня хватит.
— Ну, ба-а-а-б, — загундосил Вовка, — ну, подумаешь, упал.
— Подумаешь? — всплеснула руками Анастасия Никифоровна. — В прошлые выходные тебя пчела укусила, в среду ты чуть в болото не свалился, а сегодня заявился с разбитой коленкой!
— Ну, не змея же меня укусила! — угрюмо бросил Вовка, глядя на бабушку исподлобья. Затем, недолго думая, он пустил в ход главный козырь:
— Отправишь меня домой — огурцы поливать будет некому! Лейку-то тяжёлую ты не поднимешь.
— Ты теперь тоже лейку носить не сможешь с такой ногой. Разве только хромая, до грядки дойдёшь, — моментально нашлась Анастасия Никифоровна.
— Вовик! — осторожно позвала я его со своей веранды, устав слушать препирательства. — А чистого кусочка ваты у вас на даче не найдётся?
— Ой, только не йодом! — сморщился Вовка и скосил глаза на коленку, из которой продолжала сочиться кровь.
— Если только чуть-чуть, — пообещала я, — и то не саму ранку йодом обработаем, а вокруг.
— А больно не будет? — снова захныкал Вовик.
— Послушай! — удивилась я. — Укус пчелы ты перенёс спокойно, даже змей, насколько я поняла, не боишься, а от того, что я ватную палочку чуть-чуть смочу йодом и помажу тебе твою коленку, в слёзы пускаешься. Нелогично получается.
— Ладно, мажьте уже, — внезапно согласился Вовка, — я потерплю.
Экзекуция продолжалась минуты три. Вовик кусал губы, морщился, но, тем не менее, мужественно терпел, пока я обрабатывала ему рану, полученную в боях за взятие ворот противника в футбольном поединке. И вдруг изрёк:
— А вот у нас в Углях такой доктор замечательный! Я вообще ничего не чувствую, когда он что-то делает.
— Во-первых, я не доктор, — выпрямилась я и внимательно посмотрела на обработанную коленку, — у меня, знаешь ли, совершенно другая профессия, а во-вторых… — и тут я запнулась. — В каких ещё углях?
— Да живу я там! — Вовка прищурился и повторил: — В Углях живу!
— В углях? Живёшь? — непонимающе спросила я.
— В Электроуглях, чего тут не понять? — Вовка уже забыл про больную коленку и спрыгнул со скамейки. — Город такой у нас есть, называется Электроугли.
— М-м-да, весьма интересно, — задумчиво произнесла я. — Мало того, что Угли, так они ещё и электрические. Разве такое бывает?
— Наверное, — пожал плечами привыкший к названию своего родного города Вовка и посему не задумывающийся над тем, откуда взялось такое название.
К вечеру из Москвы приехала сестра, и за вечерним чаем я вспомнила этот разговор с соседским мальчиком.
— Электроугли? — засмеялась Мила. — Да, действительно, есть такой город неподалёку. А ещё недалеко отсюда находятся Электрогорск и Электросталь.
— Прямо электрическое место какое-то, — удивленно сказала я, — названий, что ли, нет других?
— Не знаю, — пожала плечами Мила, — интересные названия есть, где хочешь. Да вот хоть во Владимирской области есть город Гороховец — поговаривают, что его вообще в честь царя Гороха назвали.
И она засмеялась:
— Виданное ли дело, чтобы в честь шута (кстати, тоже горохового!) городам названия давали?
* * *
И вот мы в Гороховце. Ехали-ехали по московской трассе, неожиданно куда-то свернули — и… оказались в сказке!
— Ай да место! — не уставала повторять я, любуясь домами. Все они были настолько разноплановыми, что каждый хотелось рассмотреть до мельчайших подробностей.
— А Вы наши храмы видели? — подошла ко мне совершенно незнакомая женщина. — У нас даже пословица на сей счёт имеется: «Кто в местных храмах не побывал — тот Гороховца не видал!»
— Вы на машине? — поинтересовалась она.
После моего утвердительного кивка она тотчас посоветовала:
— Так поезжайте сразу вглубь города, вот там чудеса — так чудеса.
Впрочем, чудеса, как я поняла, здесь на каждом шагу. И чудеса, и красоты, и… У меня слов не хватает, чтобы выразить своё восхищение.
В местной лавке покупаем сувениры на память.
— Смотрите, — показываю я своим спутникам ручку надписью «Гороховец», — тут и правда горох нарисован!
— А как же! — подаёт голос продавщица. — Вы видели, что изображено на гербе нашего города? Горох! Горох, выращенный из чёрного семени. Отсюда и название города пошло.
— Ну, это ещё большой вопрос! — доносится справа. Невысокий мужчина в светлом костюме и соломенной шляпе переводит взгляд с сувениров в нашу сторону.
— Название Гороховец, — продолжает он, — произошло от слова «гора». Гора, за которой можно было спрятаться от врагов. Раньше, правда, вместо слова «спрятаться» употребляли несколько другие глаголы, в том числе «сховаться». А теперь посмотрите, что получается. «Гороховец»: первая часть слова — это «гора», за которой что делали? Ховались! То есть прятались. Вот вам и история названия нашего города.
Углядев в нас внимательных слушателей, мужчина задаёт нам с Милой вопрос:
— Вы гору-то саму здесь видели?
И после того, как мы, переглянувшись, дружно протянули «Не-е-е-т!», покачал головой:
— Гора здесь весьма интересная. Называется Пужалова Гора. Слово «пужалова» произошло от слова «пугать». Наши бабушки раньше ведь как говорили? Не «напугаться», а «напужаться». Слово это уходит корнями в далёкое прошлое, чуть ли не в те времена, когда здесь ещё татаро-монголы находились. Приглянулся им красавец-город, стоявший на Клязьме, вот и вздумали они обложить его данью.
— Вот только ничего у них не получилось, — улыбается мужчина. — Стояли они стояли всем войском и вдруг ночью увидели грозного воина неимоверных размеров, в шлеме и латах, который встал из-за горы и грозил им большим железным мечом. Куда вся храбрость у татаро-монголов девалась! Собрали они с утра пораньше свои вещи, снарядили коней и ушли, не тронув города. Вот так гора и получила название Пужаловой. Это, конечно, легенда, но в каждой такой легенде есть, хоть и небольшая, доля правды.
— Вы филолог? Вы историк? — оба вопроса прозвучали от нас с Милой одновременно.
— Ни тот, ни другой, — снова заулыбался мужчина, — краевед я. Местный. В библиотеке меня хорошо знают, я там все книги, какие можно было раздобыть, перечитал. А сейчас, благодаря Интернету, кое-что оттуда добываю, а бывает, и археологи к нам на раскопки приезжают. Тогда уже с ними общаюсь. Вы, кстати, библиотеку нашу видели?
Библиотека оказалась недалеко. Красивое здание в стиле деревянного модерна с двумя «чешуйчатыми» башенками. Несмотря на свой почтенный возраст, дом неплохо сохранился до наших дней. Построен он был в начале ХХ века на средства основателя судостроительного завода — Ивана Александровича Шорина, а потом подарен зятю — купцу Морозову.
У самого же Шорина был ещё один дом. Этакий оригинальный сплав «русского стиля» и модерна. Если присмотреться повнимательнее, можно увидеть, что дом асимметричен. Кроме того, его башенки имеют разную высоту и создают очень живописную и необычайную по красоте и оригинальности композицию.
— Сказка! — восхищённо говорит Мила.
Через какое-то время, оказавшись у другого дома, мы понимаем, что «сказок» в этом волшебном месте хоть отбавляй!
Как вам, например, вот такое здание? А ему, между прочим, тоже более ста лет. Умели же строить в те времена! Нарядный и радующий глаз дом словно магнитом тянет к себе. Дата постройки этой красоты — 1915 год.
Местные жители называют его «домом с русалками», на самом деле у него есть другое название — «Дом Пришлецова». Для более точной информации пришлось залезть в Интернет.
Выясняем, что Фёдор Ксенофонтович Пришлецов был председателем земской управы. Из творчества местных резчиков сказочные сюжеты уже начали исчезать, но, видимо, решил человек, обладающий, кроме высокого чина, ещё и большой фантазией, их возродить. Так они и ожили на стенах его дома.
Будь я экскурсоводом, наверное, часами ходила бы по этому городу и неустанно рассказывала про дома. Чем ещё может похвастаться такой небольшой город? Кремль в нём не возведёшь. Ведь он же не столица, чтобы в нём Кремль строить. Заводов и фабрик в нём тоже нет. Да и где вы видели, чтобы маленький городок был знаменит большим количеством заводов? А вот дома — это пожалуйста!
Дома и монастыри. Про монастыри писать в этой статье не буду, а вот дома в Гороховце имеют каждый свою историю и даже свое имя.
Дом Пришлецова, дом Шорина, дом Ершова, дом Семёнычева… Последний, кстати, может показаться не таким красивым, потому что он хоть и добротен, но лишён «изюминки». Разве только башенка венчает его сверху. А так — это самый обычный дом из красного кирпича. Но, может быть, оттого, что он кирпичный, а не деревянный, кажется более «современным». Хотя современность здесь ни при чём. Этот дом тоже уже давно отметил свой столетний юбилей.
Есть в Гороховце дома и попроще. Не носят никаких имён. Они просто красивы сами по себе. Наличниками, ставнями или чем-то другим, но они так и зовут к себе, так и манят. Немудрено, что туристы уезжают из этих мест, переполненные впечатлениями.
— Ну, как тебе город имени царя Гороха? — спросила я, когда мы подходили к машине.
Мила ничего не ответила. Она только немного расстроенно посмотрела на дом Шорина, который хорошо виден с трассы.
— А ведь не всё мы с тобой в этом сказочном месте увидели, — сказала она мне. — Может, приедем как-нибудь сюда ещё раз?
Наверное, приедем. И вы тоже приезжайте! Гороховец хоть и мал, но там можно столько всего увидеть…
Ваш рассказ и фотографии создают по-настоящему сказочную атмосферу. В таком городе с такими забавными легендами о возникновении названия нужно фильмы-сказки снимать!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Это точно, Карл! Место действительно сказочное. Надо бы нашим режиссёрам туда почаще заглядывать.
0 Ответить
Магдалина, ваши зарисовки удивительны! Написано так легко и увлекательно! Обожаю читать ваши диалоги) Спасибо за удовольствие!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо Вам, Ольга.
Пишу о тех местах, где довелось побывать. Стараюсь написать как можно интереснее. Может быть, на основании этих впечатлений, кто-то ещё захочет побывать там..
0 Ответить