Трудно отделаться от впечатления, что главная функция практически всех агентов с нулями в бондиане (кроме самого 007, разумеется) — трагически погибнуть при загадочных обстоятельствах, тем самым дав Бонду сигнал о том, что он срочно должен приступить к выполнению очередной миссии.
Агент Фербанкс (002) был убит Скараманго в Бейруте (фильм «Человек с золотым пистолетом»), что дало повод для еще одной циничной шутки, на этот раз, как ни странно, исходящей не от самого Бонда.
— Фербанкс, — говорит Бонд Манипенни.
— Аляска! (такой город действительно есть на Аляске) — отвечает секретарша в стиле игры «Что? Где? Когда?» и только потом понимает, что речь шла о геройски погибшем секретном агенте, которого она не могла не знать.
Судя по всему, коды тайных агентов не являются уникальными, и поэтому в некоторых случаях место павшего героя занимает другой оперативник, которому присваивается тот же код (номер Джеймса Бонда, как явствует из последнего фильма бондианы, был передан другому агенту, чернокожей Номи, когда он был еще жив).
Еще один агент с кодом 002 (некто Джон) погибает на учениях в Гибралтаре (фильм «Живые огни»). Там же погибает, свалившись в пропасть, и агент 004 (актер Фредерик Уордер), на теле которого была найдена записка: «Смерть шпионам».
В фильме «Вид на убийство» Джеймс Бонд находит в сибирских снегах тело агента 003, искавшего особо навороченные советские микрочипы. Агент 009 в костюме клоуна был убит метателями ножей — близнецами Мишкой и Гришкой в фильме «Осьминожка».
В фильме «И целого мира мало» другой агент с номером 009 послан убить террориста Ренарда, однако только ранит его пулей в голову, тем самым создавая МИ-6 массу новых проблем. В «СПЕКТРе» Кью говорит Бонду, что предназначенный для него новый «Астон Мартин» передан в пользование агенту 009, который даже успел настроить в проигрывателе любимую мелодию, что лишь подзадоривает Бонда угнать автомобиль.
Конечно, не у всех оперативников МИ-6 карьеры закачиваются столь трагически.
— Ах, «сарафанное радио» сообщает, 008 выкарабкался. Сейчас в Берлине, набирается сил. Боже мой, как я рада! — жизнерадостно сообщает Бонду секретарша мисс Понсонби (оказывается, в МИ-6 работали и другие секретарши, кроме Манипенни).
В фильме «Доктор Ноу» глава разведки М говорит Бонду о том, что за период его пребывания в должности смертность среди агентов с нулями понизилась на 40%. Но судя по всему, не все обстоит так радужно. В ленте «Живи и дай умереть» М сообщает Бонду, что «три наших агента убиты за последние сутки — Доз в Нью-Йорке, Хэмилтон в Новом Орлеане и Бэйнс на Карибах». И снова циничное замечание Бонда:
— Мне нравился Бэйнс. У нас был один обувщик!
Как тут не вспомнить стишок из знаменитого романа Агаты Кристи «Десять негритят»:
В лесу четверку негритят
Настигли дикари.
Был съеден следующий брат,
И братьев стало три.
В зверинце трое негритят
Забрались в клетку льва.
Растерзан насмерть третий брат,
И братьев стало два.
(Перевод С. Я. Маршака).
Кстати, отметим, что сама королева жанра детективов тоже появляется в романе Флеминга «На секретной службе ее величества». Бонд видит в казино «крошечную англичанку, чем-то похожую на Агату Кристи», которая играла аккуратно и не без успеха.
Старушка пропустила несколько игр, предоставляя право проигрывать другим, но потом, на десятом круге, вступила в игру, и даже нанесла Бонду озорное поражение: против ее единицы у Бонда оказался «буш» — три короля, что в сумме равнялось нулю.
В киноленте «На секретной службе ее величества» действительно есть похожий персонаж — невысокая возрастная дама с жестким выражением лица, похожая на англичанку. После того как Бонд заплатил проигрыш за Трейси (будущую миссис Бонд), именно она произносит фразу в стиле «капитан очевидность»:
— Ей повезло, что за нее заплатили в последнюю минуту!
Вспомним диалог Бонда и нового, а точнее очередного, М (Джуди Денч) в «Казино Рояль»:
— Знала я, что рано вас повышать.
— У агентов с двумя нулями очень небольшая продолжительность жизни. Вашу ошибку быстро исправят.
Похоже, что эти слова Бонда были недалеки от истины (разумеется, если речь не идет о самом Бонде — во всяком случае, до последнего фильма).
Единственный, кроме Бонда, агент с нулями, более подробную информацию о котором мы узнаем — это Алек Тревельян, агент 006 из фильма «Золотой глаз».
В романе Флеминга агенты не только общаются, но и соперничают за внимание девушек-секретарш. Однако в фильмах это не показано — даже в тех эпизодах, когда происходит общий сбор агентов с нулями. Это довольно странно для людей, делающих общее дело, постоянно рискующих жизнью ради страны, а в промежутках между полевыми командировками сидящих, как обычные служащие, за столами в соседних кабинетах. Любой, кто когда-нибудь работал в офисе, хорошо знает, что общение в таких условиях неизбежно, даже если люди недолюбливают друг друга.
Может быть, начальство не поощряло общение агентов между собой во избежание утечки конфиденциальной информации? Впрочем, из того, что сказал Тревельян, очевидно, что они с Бондом не просто общались, но и дружили (в первом варианте сценария Тревельян был не просто товарищем Бонда, но его наставником в шпионской науке) и доверяли друг другу все секреты. Но все равно, как это часто бывает у крутых парней, в глубине души они продолжали оставаться соперниками (во всяком случае, сам Тревельян испытывал такие чувства по отношению к Бонду).
Можно задать вопрос: а так ли важны, поскольку речь идет о вымышленных персонажах, детали биографии второ- и третьестепенных героев? Тем более что кинобондиана создавалась на протяжении десятков лет разными режиссерами и сценаристами, пусть и на основе такого краеугольного камня, каким были произведения Флеминга, но, в принципе, без единого четко проработанного плана (во всяком случае, так было до выхода на экраны цикла фильмов с участием Дэниэла Крейга), и, стало быть, ошибки и пробелы в повествовании были неизбежны?
Ответ прост и однозначен: для фанатов бондианы любая мелкая и мельчайшая деталь имеет значение, любое противоречие в сюжетах фильмов представляется катастрофой, а каждая неясность обязательно нуждается если не в окончательном прояснении, то в какой-либо, пусть даже самой невероятной, версии, которая позволяет расставить все — ну, или хотя бы хоть какие-то — точки и запятые в истории.
Каков же вывод? Никакой, даже самый выдающийся разведчик не может работать в одиночку, без соратников и товарищей по оружию. Создатели бондианы понимают это и показывают нам других агентов, в том числе агентов с нулями. Но то, что происходит в реальной жизни, не всегда подходит для кино.
На самом деле товарищи по оружию Бонду не нужны, потому что все проблемы, сколь бы ни были они грандиозны, супергерой может решить в одиночку. На долю же его коллег остается амплуа «сакральных жертв» или, в лучшем случае, безмолвных статистов. Единственный яркий и полнокровный персонаж — агент Алек Тревельян — понадобился лишь потому, что в фильме он де-факто выступал в роли не соратника, а противника Бонда (равно как и Рауль Силва из ленты «007: Координаты „Скайфолл“» — впрочем, как будто не агент с нулями, а бывший некогда любимчиком М, эксперт по Востоку), своего рода клон Блофельда или Ларго.
Почему же нас тогда так заинтересовала судьба этих безвестных бойцов невидимого фронта? Предложу следующее объяснение.
Создатели кинокартин, не выбивающихся из общего ряда, часто пытаются подробно рассказать нам о своих героях, главных и второстепенных, не оставляя места для загадок и сомнений, но лишь утомляют этим аудиторию. Творцы же талантливых кинолент вставляют короткие фрагменты, в которых лишь на мгновение появляются какие-либо не слишком значимые для сюжета персонажи. Но делают это так, что зрителям хочется знать о них как можно больше, потому что они чувствуют, что за каждым образом и эпизодом скрывается некая драматическая или загадочная история, даже если ее на самом деле никогда не было.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...