Она рано потеряла мать и жила вместе с отцом, моряком Лонгреном, в Каперне, небольшой рыбацкой деревушке на берегу моря (возможно, прототипом локации послужил крымский город Феодосия). Лонгрен больше не ходил в море, и семья жила на средства от продажи игрушечных моделей кораблей, которые он изготавливал.
Может быть, стоит провести параллели между героиней феерии Грина и нашим любимым сказочным персонажем, Золушкой.
Золушке помогала фея-крестная, благодаря которой она попала на бал во дворце, где встретила прекрасного принца.
В жизни Ассоль в роли феи выступил странный человек, некто Эгль, собиратель песен, легенд, преданий и сказок, предсказавший девушке ее будущее.
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.
— Зачем вы приехали? Кого вы ищете? — спросят люди на берегу.
Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки.
— Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали.
Создатели популярных в наше время курсов «Как удачно выйти замуж» наверняка посоветовали бы современной Ассоль не полагаться бездумно на судьбу, ожидая мифического принца, который может и никогда не появиться, а записаться в яхт-клуб, регулярно посещать танцы в доме моряка или, подобно героине фильма «Полосатый рейс», устроиться официанткой на большой корабль (тем более что материальное положение ее семьи было достаточно плачевным), капитан или старший помощник которого являются холостяками.
Но Ассоль была странной и необычной девушкой, не такой, как другие, и едва ли прислушалась бы к рекомендациям лайф-коучей, существуй они в то время. Да и советы подруг ей вряд ли бы помогли, хотя бы просто потому, что их у нее не было ни в детстве, ни в возрасте, когда она уже выросла. Став взрослой девушкой, Ассоль не привлекала особого внимания деревенских женихов.
Как женщина, она была непопулярна в Каперне, — пишет Грин. — Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре.
Фактически Ассоль и ее отец были изгоями в родной деревушке, потому что Лонгрена обвиняли в гибели трактирщика Меннерса, лодку которого моряк не стал спасать во время бури, несмотря на все мольбы. Трактирщик когда-то жестоко поступил с женой Лонгрена, но люди уже забыли об этом, и сочувствие толпы было на стороне человека, которого он не спас, хотя имел возможность сделать это. Отчуждение, существовавшее между семьей Ассоль и местными жителями, только усилилось, когда они случайно узнали о мечте девушки. И люди стали считать ее «не от мира сего» или даже полоумной.
Как выглядела Ассоль? Из описания мы знаем, что она была невысокой и тоненькой, с темно-русыми волосами.
Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний.
Но главным достоинством девушки, которое не смогли оценить ее земляки и которое сразу же увидел Грэй, была ее душа.
В ней жили две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника… другая — живое стихотворение, со всеми чудесами ее созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка.
Одиночество Ассоль и ее несходство с другими людьми привели к тому, что она все чаще
…уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет… высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния.
Образ капитана Грэя, в отличие от личности Ассоль, не слишком выразителен. Это — прекрасный принц из сказки в обличье морского капитана.
Грей, единственный отпрыск знатной семьи, вырос в родовом замке, «в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага». Ему предстояло стать хозяином большого поместья, может быть, сановником или придворным, однако сам мальчик чувствовал, что хотел быть морским капитаном. И, оставив семью, он стал им, подобно графу Монте-Кристо, достаточно рано — в возрасте 20 лет. Судя по всему, Грэй тоже был странным, не от мира сего человеком, однако матросы любили его.
Гуляя по берегу моря, он случайно увидел спящую Ассоль и влюбился в нее. Решив узнать о девушке подробней, он зашел в трактир, где теперь хозяйничал сын Меннерса. Тот и поведал ему, что Ассоль — местная юродивая, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами, а отец девушки — злой человек, который повинен в гибели его отца.
Но один из посетителей таверны, пьяный угольщик, заявил Грэю, что трактирщик врет — на самом деле Ассоль чудесная девушка, хотя она и правда немножко помешанная и верит в свою мечту об «алых парусах».
Влюбленный юноша сразу же поверил всему хорошему, что сказали ему про Ассоль, и не захотел верить ничему плохому. Он отправился в ближайший город и купил там гигантское полотнище алого шёлка, из которого велел сделать паруса, а случайно встретив на улице знакомого музыканта, велел ему прибыть на «Секрет» со своим оркестром.
Все жители Каперны, и в первую очередь сама Ассоль, были потрясены зрелищем белого корабля, идущего под алыми парусами, на палубе которого громко играла музыка. Девушка подошла к берегу, все смолкли и расступились; вскоре появилась лодка с гребцами, в которой стоял капитана Грэй — «тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства».
Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и, запыхавшись, сказала:
— Совершенно такой.
— И ты тоже, дитя мое! — вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. — Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?
Всё совершилось именно так, как предсказывал девушке старый Эгль.
В жизни Ассоль до встречи с Грэем и появления сказочного корабля, казалось бы, не происходило никаких особых приключений. Хотя ей жилось непросто, поскольку она родилась в бедной семье, которую не любили соседи. Но, в отличие от Золушки, у нее не было злой мачехи и ее дочерей, которые издевались бы над ней, и рядом всегда был заботливый и понимающий отец.
Но главное приключение совершалось в душе Ассоль, которая «видела сверх видимого», а книги читала
…преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло.
И когда Грэй увидал ее, то сразу же понял, что в этой деревенской девушке с «неправильным личиком», одетой в простенькое платье, скрывается настоящая принцесса из сказки.
Приключениями Ассоль были ее мечтания и грезы… Но почему бы не предположить, что иногда — пусть даже в жизни это происходит значительно реже, чем в искусстве — они все-таки сбываются, если человек этого достоин? Именно так и произошло с героиней Грина, которая попала вместо бала на корабль, ставший ее сказочным и судьбоносным балом, если продолжать сравнение с Золушкой.
Существует две версии появления имени Ассоль — прозаическая и романтическая.
- Прозаическая гласит, что Грин придумал это имя случайно, услышав как-то слова, сказанные вслед официанту: «А соль?»
- Согласно романтической, имя происходит от испанского «al sol» — «к солнцу!».
Сам писатель придавал особое значение самому звучанию имени и даже назвал его «странным, однотонным, музыкальным, как свист стрелы или шум морской раковины».
После демонстрации в советских кинотеатрах фильма «Алые паруса» режиссера Птушко имя Ассоль стало популярным, родители начали называть им своих дочерей. А в 1968 году в Ленинграде впервые прошел праздник выпускников школ, который получил название «Алые паруса». Кульминация его — это проход по Неве судна под алыми парусами.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...