Наверное, всем знакома картина Василия Перова «Дворник, отдающий квартиру барыне». Первый вариант этой картины написан в 1864 году, всего через три года после отмены крепостного права.
Об этой картине обычно рассказывают, что она отражает нелегкую судьбу дворян, не умеющих толком содержать свое поместье и разорившихся, когда их крепостные стали свободными. И что теперь дворянка (возможно, вдова) с дочерью вынуждены идти на поклон к дворнику — «доверенному лицу» хозяина доходного дома, указывающего им куда-то наверх — туда, где на последних этажах расположено самое дешевое жилье.
При этом дворник, особенно на первой версии картины, явно с похмелья и уж точно заспанный, поддерживающий спадающие драные штаны. И очевидно, к новым жильцам особого уважения не питающий. Особенно все это видно на первой версии картины.
Часто, рассказывая об этой работе, акцент ставят на нелегкой судьбе обедневших дворян. Противопоставляя хамству дворника смущение девушки-дворянки.
Все так! И все же нельзя упускать из виду и того, что дворнику-то не за что хорошо относиться к дворянам. Возможно, вчера он сам был крепостным… Вспомним тургеневского Герасима — тоже московского дворника! И даже если он был свободным, любить бар ему не за что. Тем более, и представители благородного сословия в иной ситуации с ним бы не церемонились. Ну и материальной благодарности от этих женщин вряд ли дождёшься.
Да, дворник — весьма популярный персонаж русской живописи. Да и советской тоже, хотя в советское время предпочитали изображать других представителей рабочего класса.
И конечно, чаще всего дворник оказывался на картинах в образе… собственно дворника. То есть во время работы, с метлой и лопатой.
Хотя, конечно, не только работой живы работники коммунального хозяйства!
Убирать дворы петербургских домовладельцев обязал Пётр I серией указов 1718—1721 годов:
…каждому жителю дать указ, дабы всяк перед своим двором имел чистоту…
…когда люди не будут ездить и ходить, с мостовой всякий сор сметали…
Сейчас, кстати, некоторые несознательные горожане возмущаются, что дворники слишком рано приступают к уборке. И то метлами шаркают, то лопатами скребут, мешая спать. И неужели нельзя убираться позже?
Нельзя! Государь-император велел делать это, пока на улицах нет людей. И сам Пётр I, между прочим, вставал затемно. Так что надо не возмущаться, а просыпаться с первыми дворниками!
Вот с такими, как на полотне Бориса Кустодиева, рисовавшего не только купчих.
И еще один кустодиевский дворник, на этот раз — эскиз театрального костюма.
В 1782 году Екатерина II подписывает Устав Благочиния, или Полицейский.
138. В каждом квартале иметь трубочистнаго мастера.
139. В каждом квартале иметь подрядчика для содержания и мощения улиц.
140. В каждом квартале иметь подрядчика для чищения улиц и свозки с улиц и из города нечистоты.
141. В каждом квартале иметь подрядчика для содержания и зажигания фонарей по улицам.
143. В каждом квартале иметь столб ради прибивания объявления.
Это, наверное, один из первых указов, касающихся сферы ЖКХ. Но в это время одни люди убирают улицы, другие сторожат, третьи надзирают за порядком и жителями. В общем, каждый занимается своим делом.
А вот при Александре II, точнее — после первого покушения на него, на дворников возлагают функции по надзору за порядком. И за жильцами. То есть дворник мог и до этого выполнять часть функций управляющего, что логично: он действительно знал всех на своем участке.
Но в середине XIX столетия его к этому обязывают. По крайней мере, в столице.
«Обязанности дворника» (1854 год): «Дворник обязан знать в лицо всех жильцов дома, где служат, в каких квартирах живут, чем занимаются, их звания и чины, а также прислугу их и кто по какому виду проживает».
И обязанностей со временем лишь прибавляется.
Например, регистрация жильцов: ведение домовых книг и постановка новых жильцов (особенно это касалось доходных домов) на учет в полицию.
А далее дворникам изрядно подгадил царь.
- В 1866 году, после покушения на Александра II, столичных дворников обязали докладывать в полицию о происшествиях и вообще о подозрительном и подозрительных.
- Их привлекают к помощи в наведении порядка: от задержания преступников до разгона… тех, кого следовало разогнать.
- Тогда же на дворника ложится обязанность проверять, заперты ли и в порядке ли сараи, чердаки и иные хозяйственные помещения… (Никому это не напоминает наше время?)
Дворник становится почти внештатным сотрудником полиции, фигурой государственной.
И думаю, сами представители этой почтенной профессии прекрасно осознавали свою значимость.
После третьего (1879 года) покушения на императора дворников (по крайней мере, столичных) обязали участвовать в ночных дежурствах.
Нет, строго говоря, заботиться об этом должны были домовладельцы и управляющие. Причем для домовладельцев были предусмотрены наказания за невыполнение — весьма приличные, до 500 рублей, штрафы.
Но не станут же они самолично дежурить по дворах?
В каждом доме в Москве должен быть дворник…
…чтобы не было нигде наклеиваемо объявлений, афиш
и т. п. без предъявления надлежащего на то разрешения… чтобы по мостовым, бульварам и тротуарам не было разбрасываемо как объявлений, афиш или подметных писем, так и предметов, могущих причинить вред.
…чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии… а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью
Как видим, особое внимание уделяется предотвращению политических преступлений:
Особой заботливости владельцев недвижимой собственности поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью.
И, учитывая важную общественную функцию дворников и их участие в правоохранительной деятельности, старались брать людей надежных, ответственных и серьезных.
Вот, например, как отставного солдата с картины современного художника Павла Рыженко.
Хотя ведь и толчком для привлечения дворников к правоохранительной деятельности послужили покушения на императора.
Для них, кстати, были предусмотрены наказания за нерадивость: штрафы и даже высылка из столицы. Правда, для домовладельцев штрафы были в разы выше.
Но, конечно, были в дворницкой работе и свои преференции.>
- Например, как припозднившемуся жильцу или гостю попасть в запертый на ночь двор? Ясное дело, через дворника. И разумеется, приветствовались чаевые.
- А к кому обращались за помощью если требовалось что-то привезти и разгрузить, принести дров, отремонтировать что-либо, передать письмо и прочее?
Так что труд, без всякой иронии, тяжелый, ответственный и не особо высокооплачиваемый, вознаграждался и дополнительными подработками, и бесплатным проживанием, что особенно ценно в столице.
В общем, примерно как и сейчас.
А ещё (уже в отличие от «сейчас») сознанием своей значимости и уважением… Вот, кстати, неожиданный момент общественной жизни дворников:
И неизвестно еще, что было важнее. Тем более что большинство дворников, по крайней мере в столицах, были (снова как сейчас) приезжими. Правда, приезжали будущие работники метлы и лопаты не из сопредельных стран — хватало желающих и в своих деревнях.
Так что неспроста дворник с картины Перова ведёт себя по-хозяйки. Он если и не хозяин, то управляющий двором и домом, фигура, облечённая властью и ответственностью.
Особенно в 1878 году, когда написан второй вариант картины. Это такой маленький «начальник», от которого тоже зависит, поселишься ли ты здесь и комфортно ли тебе будет жить.
Тут, кстати, работник метлы и лопаты и не так оборван, как раньше, да и красная рубаха — признак большего благосостояния. И дворницкая оштукатурена, и дом не так обшарпан.
В конце XIX столетия для дворников ещё установили официальные требования к одежде, которая должна была одновременно:
- быть теплой;
- не стеснять движений;
- не препятствовать обзору.
Это ещё не униформа, но шаг к ней, особенно учитывая правоохранительные функции дворников.
Примерно тогда же им, как и другим работникам тогдашнего ЖКХ, выдали бейджики бляхи. Но дворник все равно стоял особняком: он обязан был допускать приходящих ремонтников и всякого рода обслуживающий персонал к работе лишь при наличии бляхи или иного документа. Заодно дворникам выдали свистки — сигнализировать о нарушении порядка и звать на помощь полицию.
На картине выше, кстати, бляхи, кажется, нет. Может, потому, что это не столица, а Иркутск.
Зато вот здесь, у его петербургского коллеги, ее хорошо видно.
В советское время коммунисты не стали ничего особо менять, и дворник как был, так и остался фигурой, ответственной за порядок. И случись какое правонарушение — к кому первым делом обращаться? Кто всех знает, все видит, кто выступит в качестве понятого, а если нужно — поучаствует и в задержании нарушителя?
К ночным дежурствам дворников продолжали привлекать аж до 1960-х годов.
И хотя советские художники чаще рисовали представителей других профессий, среди работников ЖКХ, кажется, чаще всего на картины попадали именно дворники.
Да и в наше время представителей этой достойной профессии не забыли.
Хотя акценты теперь расставляют иначе…
Действительно, зимние снегопады и летние ливни для коммунальных служб почему-то всегда оказывается неожиданностью!
А вот у Ильи Глазунова дворник, кажется, немного депрессивный… Хотя понять это можно: не очень-то хочется работать в новогоднюю ночь!
Но кто-то ведь должен приводить этот мир в порядок?
Ну и конечно, современные авторы пишут то, что видят…
Впрочем, мы, кажется, увлеклись. Я же хотел всего лишь показать, каким представал дворник на картинах в разные времена. Ведь тот же Василий Перов, с работы которого мы начали разговор, в середине XIX века показывал и совсем иной образ представителя этой профессии…
Очень интересно! В голову бы не пришло, что, оказывается, так много художников рисовали дворников.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо!
И это ведь далеко не все
И современные работы сюда почти не вошли.
1 Ответить