Конечно, и время было не то, и странновато было бы совсем молодому художнику в своем творчестве обойти стороной актуальную, социальную тематику. Но не все искусство СССР было политизированным и социальным. И пейзаж, и натюрморт были нормальными жанрами живописи. И все же первый план занимали работы социальной и исторической тематики, и, наивно было бы это отрицать, пропагандистской направленности.
Родился Георгий Григорьевич Нисский под Гомелем в 1903 году, в семье железнодорожного фельдшера. Это важно, потому что железные дороги на протяжении всей жизни были одним из любимых мотивов художника.
Пейзаж с железной дорогой — как бы не просто пейзаж, а индустриальный. Что принципиально меняет дело, если ты живешь в СССР времен социалистического строительства.
И еще Нисский из поколения, получившего образование и вступившего в жизнь в Стране Советов. И неразрывно включённого в новую жизнь.
Живопись он начал изучать ещё в юности, в Гомеле, в художественной студии им. Врубеля. Учится там Георгий недолго, с 1919 по 1921 год. В 1921 его направляют во ВХУТЕМАС.
Нисский, кстати, хотя и самый известный, но далеко не единственный во ВХУТЕМАСе выпускник этой студии. Что, наверное, свидетельствует об уровне подготовки там.
Так вот, поступив в 1921 году во ВХУТЕМАС, Нисский закончил уже ВХУТЕИН, почти через десять лет. Срок немалый! За это время Нисский познакомился с А. Дейнекой, вместе с которым они в 1928 отправляются в Новороссийск.
Нисский едет за материалами для дипломной работы, впервые видит море… и навсегда влюбляется в него.
И две этих темы — дороги (вначале железные, а затем любые) и море — Георгий Григорьевич будет писать всю жизнь.
Например, картина «Севастополь. Встреча» получила бронзовую медаль Всемирной выставки в Париже 1937 года.
А это — одна из работ, за которые художник получил Сталинскую премию III-й степени. Не первой, конечно, но ведь и речь о серии пейзажей. А не о портретах вождей, не об изображении героев революции.
Позже Нисский побывает на Балтийском и Баренцевом морях, на Тихом океане. Вот одна из лучших, по мнению современников, его работ 1930-х.
Знакомство и дружба с Дейнекой не прошли даром. Во время учебы Нисский вступил в Общество Художников-Станковистов (ОСТ). ОСТовцы ориентировались на изображение мирной жизни и мирного строительства. И стилистически — больше на современное искусство, а именно на экспрессионизм.
Тем самым группа ОСТ находилась в оппозиции к Ассоциации художников современной России, по сути, продолжавшей и развивавшей традиции передвижников. В общем-то, художники обоих объединений представляли реалистическую живопись. Только у одних это был соцреализм, у других… реализм.
Тоже вполне социалистический. Но другой. И это, думаю, очень хорошо видно в лаконичных и почти графичных пейзажах Нисского, которого позже «запишут» в основоположники «сурового стиля».
Это дипломная работа, объединяющая и «морскую», и историческую, и политическую тематику.
«Интернационал на Жиль-Барте»: в 1919 году для борьбы с большевиками французское правительство направило флот к Одессе и Севастополю. Не зашло: французские моряки отказались воевать против «красных».
К историческим сюжетам Георгий Григорьевич будет обращаться и далее. Например, иллюстрируя «Цусиму» Новикова-Прибоя.
Но, в общем-то, ОСТовцы предпочитали рассказывать о светлых сторонах новой жизни, о том, как развивается страна, как меняются люди, об индустриализации, о спорте…
Спортом они и сами не пренебрегали. В институте Георгий Григорьевич всерьёз занимался волейболом. Первым во ВХУТЕМАСе прыгнул с парашютом.
А потом всерьез увлекся парусным спортом.
В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, принимается решение о проведении V Поволжской парусной регаты. Хотя перелом в войне уже произошёл, но… И всё-таки жизнь продолжается: осенью 1944 года состоялась V Поволжская парусная неделя. Экипаж, в котором Георгий Нисский был матросом, занимает одно из первых мест.
И в том же году Нисский становится еще и чемпионом Москвы.
Конечно, во время войны Георгий Григорьевич занимался не только спортом. Он оставался в Москве, вместе с Дейнекой они выезжали на фронт за материалами для работ.
В феврале 1942 они работают в районе Юхнова (Калужская область). В это время здесь идёт Ржевско-Вяземская наступательная операция. То есть художники находятся пускай и не на переднем крае, но в районе кровопролитнейших боев.
Отбирать только главное… Остальное, литературно досказывающее — убирать, убирать уверенно, безжалостно.
Георгий Григорьевич написал это во время войны. Но думается, что это можно отнести ко всему его творчеству.
И конечно, во время войны Георгий Григорьевич рисовал плакаты… Куда ж без них?
Хотя к военно-морской тематике Нисский обращался еще до войны.
И это не только живопись, но и иллюстрация.
Не только, впрочем, «морская».
И снова речной пейзаж, уже под мирным небом.
А таким увидел мастер послевоенный пейзаж своей малой Родины. Мы ведь помним, что он вырос возле железной дороги?
Но художник давно живёт в Москве. И естественно, множество работ посвящено столице и её окрестностям. И как обычно, на пейзажах Нисского природа преобразована человеком.
Его работы — не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень.
А. Дейнека
Ещё один излюбленный мотив: самолёты. Точнее, пейзаж с самолётами.
И 1960-е годы, самая окраина строящейся и расширяющейся столицы. Пока ещё окраина.
Хотя при всей любви к индустриальному пейзажу, мимо этого храма художник, будь он хоть трижды коммунист и атеист, никак не мог пройти.
А вот не очень типичный для Нисского интерьер.
И натюрморт. Который мастер все равно расположил на фоне морского пейзажа.
И классический сюжет: читающая женщина.
И другой не менее традиционный: обнаженная натурщица. Хотя есть впечатление, что пейзажи, корабли и поезда удавались Георгию Григорьевичу куда лучше.
Да он и сам позже говорил, что во время учебы куда охотнее проводил время в спортзале, чем в за работой. Говорил с сожалением…
Ну, а мимо этого пейзажа уже я не смог пройти. Это мои родные места…
Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве.
Таким увидел Мастера в зрелые годы его коллега по цеху, тоже Народный художник РСФСР и лауреат Сталинских премий, Виктор Цыплаков.
Вполне нормальный соцреалист, в отличие от Георгия Нисского.
И давайте завершим словами самого Георгия Григорьевича:
Я хочу, чтобы всё, что я сегодня пишу и над чем учусь, — все пейзажи, все моря, были бы только фоном, на котором главным персонажем встанет наш действенный человек с его большими чувствами и лирикой. Его нужно уметь видеть, изучать и писать.
Сергей Дмитриев, Предлагаю посмотреть в корень проблемы: Для этого надо вспомнить выражение Муссолини: "Мы все вышли из шинели...