И то, и другое — очень логичные образы для гробницы. Чем пирамида хуже зиккурата? Да ничем. Попробуйте представить на месте нынешнего Мавзолея пирамиду примерно тех же пропорций и цветов! Это наверняка было бы красиво и гармонично: со вкусом у Шехтеля все было в порядке. И мы бы сейчас воспринимали её совершенно органично. Но не зашло.
Известная же во всем мире форма Мавзолея появилась далеко не сразу.
Алексей Щусев предложил взять за основу куб — как символ вечности.
Вспомним, что через десятилетия Леонид Павлов тоже использует кубические формы при проектировании Музея Ленина в Горках.
Но ведь уже в этом, первом «кубе», просматривается форма зиккурата. Или мезоамериканской пирамиды? Пирамиды Джосера? Гробницы Кира II Великого?
Почему я делаю на этом акцент? Да потому, что пирамида Мавзолея и сейчас служит предметом разглагольствований о мистическом смысле, масонских символах и оккультных тайнах, которые помогали безбожным большевикам управлять страной. Буквально аккумулируя нехорошую энергию и облучая ей доверчивых россиян.
Ну что ж, поговорим и об этом. Вот, например, ещё один «прототипо-зиккурат»… видимо, тоже масонский и большевистский?
А пока заговоропоклонники думают над ответом, продолжим.
Что касается формы, то Щусев пишет, что обсуждал её с Виктором Весниным и архитектором Антиповым. Если я правильно понял, то обслуживанием усыпальницы занимался отдел коммунального хозяйства Моссовета. Можно предположить, что и строительством, и его снабжением занимались тоже они. Там и работал Петр Антипов.
Ну, а Веснин… Братья Веснины — ключевые фигуры ранней советской архитектуры вообще и авангарда в частности. Они, среди прочего, занимались праздничным оформлением Красной площади в первые годы Советской власти.
Тогда это было нормально: художники оформляли спектакли, улицы… Леонардо да Винчи, к слову, был большим специалистом в оформлении придворных празднеств, чем и зарабатывал. А Веснины вот Красную площадь украшали. И очень хорошо понимали, что и как там размещать.
Давайте взглянем на предварительные эскизы первого Мавзолея?
Ничего не напоминает?
По-моему, это похоже на обелиск, стелу, памятный столп.
Газета «Известия» после смерти Ильича писала о гробнице с четырьмя колоннами, связанными перекрытием (прошу прощения, это я своими словами).
Да, Щусев сделал проект за одну ночь 25 января. И этот проект отличался от того, что мы видим на фото готового Мавзолея. На рисунках Алексея Викторовича действительно присутствуют четыре колонны, связанные антаблементом. А позже ротонда поверх основного объема усыпальницы.
Как-то так и предполагалось построить… Не успели! И вместо чего-то типа обелиска (в данном случае, колоннады) на постаменте получился постамент в качестве основного объема.
Но давайте сделаем небольшое отступление в прошлое.
Это не построенный памятник Царю-Освободителю.
Если правильно понимаю, расположить его хотели там же, у Сенатской башни. И конструкция тоже уступчатая. Станем искать оккультный смысл или все-таки ну его?
Кстати, другой памятник Александру II тогда уже стоял в Кремле. После революции его закономерно снесли. А в середине ХХ века на том месте установили памятник… Ленину. Такая вот ирония!
Снова спишем все на происки масонов? Или просто для памятников выбираются удобные места, типа центральной части стены на главной площади столицы? И не только.
Именно у Сенатской башни к 1 Мая 1918 года установили трибуну… ой, это ж снова ступенчатая почти пирамида! А еще можно взглянуть на форму самой Сенатской башни… Как же так-то?
Иные альтернативно мыслящие доходят до того, что Сталину было приятно попирать ногами тело покойного предшественника. Но и с этим все нормально: трибуна не находится над усыпальницей — даже при том, что нынешняя трибуна установлена во время реконструкции 1944 года, в период максимальной власти Сталина.
Изначально же трибуны вообще не было. Она — точнее они, две боковых трибуны, появляются лишь на втором Мавзолее.
Слева, кстати, еще одна версия первой, временной, усыпальницы. Которая все еще представлялась авторам скорее постаментом под колоннадой — на этот раз, круглой, ротондой.
Здесь видно, что Щусев примерял её и ко второму Мавзолею.
А трибуны… просто модная тема в то время. Их кто только не проектировал, самых разных форм. Трибуна — инструмент пропаганды, важный элемент общественной жизни.
Интернета-то не было, общаться с массами приходилось вживую…
Вот уже постоянная, кирпичная трибуна на Красной площади. По-моему, на том самом месте.
Автор этой трибуны, Владимир Маят, к слову, учился живописи у Игнатия Нивинского, который оформил интерьеры первого Мавзолея.
Именно Нивинский использовал сочетание красного и черного цветов, ставшее позже отличительной чертой и внешнего оформления постоянной усыпальницы.
А вот еще трибуна в мастерской одного из ведущих авангардистов Эля Лисицкого. И это именно «Трибуна Ленина».
Нет, идея трибуны витала в воздухе и была очевидной. Хотя, конечно, это мы воспринимаем ее как нечто естественное. А тогда-то и собственно усыпальница еще воспринималась как временное сооружение, выстроенное для прощания с вождем. Решение о бальзамировании тела Ильича «насовсем» было принято далеко не сразу.
Так почему первый Мавзолей получился таким, каким мы видим его на фото?
Не успели построить! Было трое суток на все, промерзшую землю и так пришлось взрывать. Да ещё и под землёй наткнулись на камни старых сооружений. И решили оставить как есть. Вроде бы, Щусев с сотрудниками, завершив работу, покидали Мавзолей, когда тело вождя уже несли к усыпальнице.
Похоже, кстати, получилось и с саркофагом. Первый вариант Константина Мельникова оказался слишком сложным. А ведь могло быть очень круто…
Но сейчас не о саркофаге речь. Уже построенная временная усыпальница, совершенно очевидно, определяла восприятие того, как это все должно выглядеть. Ведь это проектировщики знали, что на Красной площади стоит всего лишь вынужденный недострой. Отсылка не к зиккурату, а к классическому ордеру. Все остальные видели не постамент от недоделанного монумента, а завершенное сооружение: куб с уступчатым завершением.
Кстати, цветовое решение было еще другим: второй Мавзолей светло-коричневый, с темными колоннами, дверями, фризом.
И вот вторая усыпальница уже больше напоминает тот самый зиккурат. Хотя здесь есть и ордерные элементы: видимо, чтобы потомки не выдумывали насчёт оккультных пирамид. Нате вам и трехчастное членение, и целый портик с колоннадой! И вот здесь сразу предполагаются и трибуны.
А когда стало ясно, что тело вождя удастся сохранить, как минимум, на десятилетия, делается очевидным, что потребуется и постоянный, каменный, Мавзолей. И поначалу речь идёт скорее о переводе имеющегося здания в камень.
Хотя был у Алексея Викторовича и такой вариант с единственной трибуной, вынесенной навстречу основному потоку проходящих по площади.
Вот на лично мой взгляд, это лучший из возможных проектов.
Теперь давайте взглянем вот на этот проект храма.
А вот что Щусев построил в итоге, хотя ему и пришлось отстаивать этот асимметричный вариант, где навершия башен имитируют форму древнерусских шлемов.
А уж Мавзолею асимметрия придавала еще и выраженную динамику. Но не зашло.
И все же реализованный Мавзолей асимметричен: в углу, обращенном к Историческому музею, сделана выемка с колонной.
В результате правительственной комиссии представили два проекта: мастерской Щусева и теста «Мосстрой». При этом проект Щусева предполагал Траурный зал круглой формы, но комиссия решила принять его форму по проекту «Мосстроя».
Вообще Мавзолей — гениальное сооружение. Расположенный в центре стены, на оси с куполами Сената, Сенатской башни и ГУМа, он ещё и визуально смещен с площади.
Мало того что он расположен над бывшим рвом, так ещё и верхняя надстройка нынешнего (в отличие от второго) Мавзолея смещена к Кремлёвской стене… Он как бы «осажен» назад, от собственно площади.
В нынешнем Мавзолее чётко выделяются три яруса. При том, что в процессе проектирования выбирали между равномерно убывающей кверху ступенчатой пирамидой и трехчастной конструкцией.
В виде «зиккурата» построили и два макета: гранитный и, прямо на месте будущего Мавзолея, деревянный. И строить начинали именно шестиступенчатую пирамиду.
А когда железобетонный Мавзолей был примерно выстроен, конструкцию изменили в пользу трехъярусной.
К этому решению Алексей Викторович пришёл, когда строительство уже шло. И настоял на изменении — точнее, на том, чтобы новая версия была представлена правительству.
Полагаю, если б целью являлось возведение некоего «магического излучателя» — не было бы многочисленных поисков формы, переигрываний, сделанных в последний момент изменений.
Но и это не все.
Если я правильно понимаю, проект был рассчитан на использование порфира, а не гранита. Порфировый Мавзолей должен был выглядеть более монолитным, как бы вырастающим из площади (которую параллельно тоже реконструировали, перемостили габбро-диабазом).
Нынешний Мавзолей выглядит сложенным из плит, в проекте же он должен был скорее производить впечатление высеченного из цельного камня.
О чем еще сказать? Наверное, о чем-нибудь веселом, то есть в очередной раз об альтернативных гипотезах.
Например, о том, как на специально изготовленной телеге везли монолит весом в 60 тонн. Это к тому, что в древности «невозможно» было без вмешательства сверхцивилизации перемещать многотонные глыбы. Конечно, сто лет назад телегу по проселку тянули тракторами… Но это лишь количественная разница. Повозка еще и дважды переворачивалась, и дважды ее ставили обратно, и таки довезли.
На фото даже видно, как замощена досками дорога.
В какой-то статье о Мавзолее я прочел замечательную фразу:
Спроектировал его Щусев, никогда не строивший ничего подобного.
Подобного — чему? Уступчатой пирамиде — вероятно, не строил. Но надгробия? Первым самостоятельным проектом Щусева стала часовня-памятник.
Культовые (скажем прямо, Мавзолей стал, в общем-то, объектом нового культа) здания не строил? Щусев, крупнейший храмостроитель Российской империи, построил их несколько десятков!
Да и уступчатые здания в пору расцвета функционализма и конструктивизма не были в диковинку.
А я, пока искал материалы для этой статьи, с удивлением «выяснил», что в СССР приезжал некий заграничный архитектор-масон, с целью познакомить Щусева с чертежами пирамид и зиккуратов. Это академика-то архитектуры, умевшего строить в любом стиле и специализировавшегося на религиозном зодчестве?
При том, что никто до сих пор не знает, для чего на самом деле служили эти самые зиккураты… хотя да, это ученые не знают. А сторонники альтернативных историй и теорий заговоров знают совершенно точно.
Тогда, чтобы окончательно их порадовать, вот вам Владимир Ильич, выступающий с собственного Мавзолея…
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...