Актуальность различных литературных течений быстротечна и переменчива. Наблюдая за изданиями фантастики, фэнтези или детективов, с легкостью можно заметить, что сейчас происходит всплеск интереса к восточной культуре. В 2023 году топ книжных бестселлеров в России возглавил цикл «Благословение Небожителей» китайской писательницы Мосян Тунсю.
Так что это за жанр — китайские новеллы? И главное — что в них такого привлекательного?
Долгие годы российский рынок развлечений — книги, кино и сериалы — был насыщен западными проектами. Иногда бывает сложно сразу осознать, насколько азиатские произведения отличаются от того, к чему мы привыкли.
Китайская литературная традиция строится вокруг оригинальных источников со множеством незнакомых нам особенностей, поэтому даже просто переводить с китайского куда сложнее, чем с английского. В то же время тексты, которые пользуются особенной популярностью, являются в первую очередь развлекательными и легкими. Так что их можно с удовольствием читать без какой-то специальной подготовки, но в то же время они создают впечатление определенной экзотики. В первую очередь это относится как раз к китайским фэнтези-новеллам.
Сянься: демоны, заклинатели, боги
Китайское фэнтези разительно отличается от работ профессора Толкина или Джорджа Мартина, несмотря на наличие «мечей и магии».
Жанр сянься, наиболее любимый читателями, формировался под влиянием даосизма — религиозного и философского течения. Его героями зачастую становятся заклинатели — люди, которые занимаются совершенствованием, стремясь достичь бессмертия. В результате они получают особые силы и используют их, чтобы противостоять демонам, призракам и прочим силам зла из китайского фольклора.
Такое четкое разделение на «хороших» и «плохих» персонажей сегодня может показаться довольно старомодным, так что современные авторы по-разному обыгрывают классическое противостояние. Например, в дебютном романе Мосян Тунсю «Система „Спаси-Себя-Сам“ для Главного Злодея» главный герой становится наставником юноши демонического происхождения, которому предстоит стать могущественным тираном. Роль демонов в этой истории читатели смогут пересмотреть несколько раз.
Впрочем, «Систему» не только такие моральные противоречия делают интересным, ярким и актуальным произведением. Писательница здесь рассматривает не менее популярный в жанре троп: человек из реального мира становится «попаданцем» в пространство романа или игры. Герой «Системы „Спаси-Себя-Сам“», Шэнь Юань, попадает в сказочный мир заклинателей в тело главного злодея истории, которую только что прочитал. Вот только история Шэнь Юаню совершенно не понравилась. Можно даже сказать, он ее ненавидит! Теперь Шэнь Юаню нужно изменить сюжет, но не только из-за личной неприязни, но и потому, что иначе его ждет страшная месть его «демонического» ученика, Ло Бинхэ.
«Систему» можно назвать легким и даже юмористическим произведением. Благодаря дотошному и вредному характеру Шэнь Юаня и его неоднозначным чувствам относительно оригинального сюжета, он попадает во множество непредвиденных и неловких ситуаций. Вместе с этим в произведении есть место и эстетичной возвышенности, которая свойственна жанру сянься. Будь то «учебные будни» в школе заклинателей на вершине живописной горы или трогательное самопожертвование наставника, заслоняющего собой ученика во время атаки демонов.
Иные воплощения
Противостояние небожителей и демонов в духе сянься рассматривают и русскоязычные авторы, которые вдохновились этим жанром.
Например, отечественная писательница, взявшая себе псевдоним Лин Няннян, публикуется с циклом «Небесная собака» о юноше по имени У Чан, которому предназначено вознестись. И несмотря на то, что сам герой не хочет такой судьбы, это делает его мишенью демонических козней. Красоту мироустройства и слога этой истории подчеркивают иллюстрации популярной художницы Raccun.
Другой популярной темой китайских новелл (а также произведений по их мотивам) является политика и интриги вокруг Императорского двора. Иногда такие сюжеты вдохновлены периодом правления какой-то конкретной династии, а иногда просто воссоздают в общих чертах атмосферу и тематику. В качестве примера можно привести «Список архива Ланъя» Хай Янь и «Восхождение фениксов» Тянься Гуйюань.
Объединение вековых традиций и новых веяний, тонкая эстетика и захватывающие сюжеты, полные эмоций — вот лишь несколько причин, благодаря которым читатели полюбили этот жанр. Но стоит учитывать его склонность к наблюдательности и чувственности, эти истории зачастую ориентированы на рефлексию не меньше, чем на приключения. Это произведения о сложном выборе (часто между собственной жизнью и общим благом), о верности и предательстве, любви и потерях.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...