Можно недоумевать, почему в общественных местах люди эпатируют других своим внешним видом, ходят в разорванных джинсах, в не зашнурованных кроссовках или зашнурованных, но по-особенному. Это и мода, и традиция, и вызов. А также способ самовыражения и идентификации, позволяющий быстро найти единомышленников с теми же паттернами поведения и «языковой» стилевой коммуникативной системой.
Не зашнурованные (расшнурованные) кроссовки и рваные джинсы составляют элементы молодежного стиля рэперов, оформившегося в США (и других странах). Стиль отличает свободная одежда, как правило, спортивная — оттого и кроссовки, и «расшнуровка».
Наряду с такими элементами распространены (в вариантах стиля) очень широкие брюки, в том числе те, что носят приспущенными, верхняя одежда с принтами, свободные, на несколько размеров больше рубашки, футболки, худи, яркие аксессуары под золото на шее, очки от солнца, головные уборы на манер бейсболок с козырьком, развернутым на сторону, и др. элементы. Все это отличительные элементы, которые для определенного круга лиц визуально свидетельствуют: «я — свой».
Символы, по которым они распознают друг друга и одновременно — выражение протеста. Но против чего?
Тут надо разбираться в конкретном случае — насколько он оформлен, обоснован конкретными людьми и обстоятельствами. Иногда протест не несет в себе деструкции, и, наоборот, деструкция появляется, когда не авторитетные люди пытаются пресечь легкие формы протеста в зародыше.
- Протест начинается с невнимания к нуждам личности или попыток игнорировать.
Молодые люди и девушки, особенно в подростковом возрасте, к тому весьма чувствительны. Уместно предостеречь отдельные горячие головы от желания «простых решений» — запретить и критиковать, ибо вам «ответят». Подростки знают — как.
- В любом случае критик должен быть авторитетным. Чтобы быть авторитетным, надо знать людей и их культуру. Тогда — да, можно регулировать и разговаривать «на равных».
История стиля «хип-хоп» берет начало с 1925 года, а музыкальное направление «рэп» возникло в 1970-х годах ХХ века. Традиции давние. В обоих случаях первыми носителями культуры и идейными вдохновителями были афроамериканцы. Рэп возник как способ самовыражения и отличительных особенностей (черт) молодежи из условно «маргинальных групп, олицетворяя протест против бедности, насилия и наркотиков, царивших на улицах Нью-Йорка».
Однако проще всего навешивать ярлыки «маргинальный» и др., тем более в ситуации условного общественного одобрения — это не опасно. И гораздо труднее проявить внимание, уточнить причинно-следственную связь явлений и социализировать, хотя бы пробовать неформальными методами, представителей альтернативных культур.
- Таких подростков и взрослых надо знать, разговаривать с ними, пытаться понять, уважать их мнение. И только так вы приобретете для них авторитет.
Как правило, и в обществе, и среди администраций люди, принимающие решения, следуют наиболее простым путем — обругать, запретить… Ярлыки — «не наши», «выскочки», «бандиты» и так далее — не следует тиражировать; можно добиться обратного эффекта. Массовая культура, основанная на давних традициях протеста и отличия, популярная в молодежной среде с собственными устойчивыми элементами, сленгом, стилем, от запретов только лучше развивается. Правда, при угрозах она уйдет в тень, но не погибнет.
- Поэтому лучше всего, если кому-то демонстрация и эпатаж в одежде мешают, реагировать спокойно. Нарушений общественных норм и нормативно-правовых актов, установленных судом, нет — следовательно, человек в такой одежде имеет право взаимодействовать в нашем обществе.
Никто «не равнее» другого, и желательно четко понимать право на любую протестную активность других людей, если она осуществляется в правовом поле. Чтобы изменить правовое поле, используют соответствующие легитимные механизмы законодательной власти. Это наиболее понятный и в целом лучший путь коррекции в обществе «странных» или кому-то «режущих глаз» элементов самовыражения других людей.
Таким же условным примером принадлежности к определенной культуре являются татуировки на теле и даже «разукрашенная» непонятными взрослым словами-определениями состояния их носителя — «лол», глагол «шеймить» (стыдить, критиковать)
При этом «лол» в переводе на взрослый означает безудержный смех на манер «ржу не могу». А следующая превосходная степень «рофл» — от rolling on the floor laughing, означает буквально «кататься по полу от смеха». Альтернативно можно сказать «под столом» или даже «пацталом». Кстати, есть и глагол «рофлить» в значении подкалывать, шутить, прикалываться. Не всегда безобидно.
Однако «особый» язык речевой и символьный также является элементом обособления, элитарности культуры с понятным девизом — «мой язык — только для своих».
Принадлежность конкретного человека к определенному стилю (мировоззрению, корпоративному духу и группе единомышленников с близкими ролевыми ожиданиями друг от друга) определяется не одним, а несколькими элементами и аксессуарами в одежде. Они перечислены выше. Поэтому дело не в возрасте, а именно в систематичности проявления самовыражения, стиле и символах.
Но не все вокруг рэперы. Людей среднего и пожилого возраста также можно встретить в не зашнурованных кроссовках. Но тут причины банально медицинские — им рекомендована свободная обувь, в частности, если есть диагноз «подагра». Если косточка на большом или ином пальце ноги значительно увеличивается в размерах, им приходится носить обувь на 1−2 размера больше или не зашнуровывать, оставляя условно свободным «подъем стопы».
На всякий случай еще одна мотивационная картинка из реальной жизни.
Тут не просто расшнуровка, а элемент нигилизма и отрицания, немножко анархии. Тем не менее и он, если нет отягчающих обстоятельств — в правовом поле.
В любом случае нет ничего случайного. И если захотеть понять человека хотя бы для начала или совершенствования коммуникации с ним, уместно интересоваться его мировоззрением.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...