Оценив выгодное географическое положение Мадагаскара, европейцы, в первую очередь англичане и французы, сделали попытки закрепиться на нем, оказавшиеся не слишком удачными.
Отсутствие сильной центральной власти в сочетании с выгодным местоположением привело к тому, что Мадагаскар облюбовали пираты, в конце XVII века превратившие его в свой форпост, ставший на время новым Порт-Ройялом. Известно, что российский император Петр Первый планировал секретную экспедицию, целью которой было наладить отношения с пиратами Мадагаскара. Однако она была плохо организована и закончилась неудачей, по существу, так и не начавшись.
Впрочем, господство пиратов продлилось не слишком долго. Прибывший на остров в 1715 году знаменитый капитан Вудс Роджерс, впоследствии ставший губернатором Багамских островов и боровшийся с пиратами Карибского моря, обнаружил разбойников в довольно жалком состоянии.
Их величества выглядели крайне потрепанными, — пишет автор (скорее всего, мнимый) «Всеобщей истории пиратства» капитан Чарльз Джонсон. — Я даже не могу сказать, что они выглядели как оборванцы, ибо у них и лохмотьев-то не было, и наготу их прикрывали лишь звериные шкуры, которые даже не были выдублены; притом были они с непокрытыми головами, без башмаков и чулок, так что выглядели подобно изображениям Геркулеса в львиной шкуре, а поскольку они к тому же заросли бородами, а волосы у них свисали до плеч, они предстали перед матросами в самом первобытном виде, какой только способно создать человеческое воображение.
Тем не менее даже в таком неприглядном обличье джентльмены удачи не были бы самими собой, если бы не попытались осуществить какой-либо дерзкий замысел. Как оказалось, они собирались захватить корабль Роджерса, но эта авантюра потерпела неудачу.
Когда же он (Роджерс) стал готовиться к отплытию, пираты обнаружили, что ничего не смогли поделать, и признались во всех кознях, кои строили против него, — пишет Джонсон. — Таким образом, он покинул их такими, какими обнаружил, — обладающих всей полнотою низменной власти и грязного величия, хотя и с меньшим числом подданных, ибо, как мы видели, многие из них были проданы.
Что же произошло с Робинзоном и его спутниками?
Сначала местные жители проявили гостеприимство и в обмен на побрякушки, такие как ножи и ножницы, передали им несколько быков. Но дружба была недолгой, и очередной визит англичан на берег закончился трагически: туземцы напали на моряков, и тем едва удалось спастись, причем несколько человек серьезно пострадали.
Один моряк был сразу же убит. А другой, некий Том Джеффри, ранее изнасиловавший молодую туземку, что, собственно, и явилось причиной нападения островитян на гостей, был взят в плен. Его пытали, а потом, перерезав горло, повесили на дереве. Придя в ярость, моряки подожгли поселение туземцев, устроив там настоящую резню. Миролюбивый герой Дефо сделал безуспешную попытку прекратить побоище, но остался в одиночестве, и даже племянник-капитан не поддержал его.
Мы добрались до города, хотя войти в него было уже невозможно: он весь был в огне. Первым делом мы наткнулись на развалины хижины или дома; перед нами лежали на земле семь трупов, четыре мужских и три женских, все эти люди были убиты и, как нам показалось, еще двое лежали среди догоравших развалин, — рассказывает Крузо.- Одним словом, перед нами были следы такой варварской расправы, такой бесчеловечной свирепости, что нам казалось невозможным, чтобы это было делом рук наших матросов. Но это было еще не все: пожар разрастался, и где загорался новый дом, там слышались и новые вопли, так что мы совсем растерялись и ничего не могли сообразить.
Крузо бы разгневан и сказал морякам, что бог не пошлет им удачи в пути, ибо бойня, учиненная ими в ту ночь, несмотря на то что для нее, как будто, имелся серьезный повод, была ничем иным, как преступлением.
Справедливости ради следует заметить, что обитатели Мадагаскара отличались воинственностью и далеко не всегда выступали в качестве безвинных жертв. Ранее упомянутый капитан Чарльз Джонсон (с высокой степенью вероятности этим капитаном был Даниель Дефо) так описывал политическую ситуацию на Мадагаскаре в начале XVIII века:
Восточная часть Мадагаскара разделена на великое множество отдельных княжеств или королевств, почти всегда находящихся в состоянии войны друг с другом. Поводы для этих войн обычно самые пустяковые. Каждый стремится поссориться с соседом, особенно если у этого соседа много скота и рабов, составляющих главное богатство местных жителей, — для того, чтобы заняться грабежом. Если кто проиграет битву, то просит мира, отдавая победителю волов и невольников… На западном побережье острова княжества объединены под властью одного короля… который состоит в большой дружбе с белыми людьми.
Историки пишут, что племена сакалава на западном побережье острова создали королевства Буйна и Мена-бе, а на центральном плато племена мерина образовали государство Имерина, столицей которого стал Тананариве (Антананариву — современная столица Мадагаскара). Государство это было сословным, основными его классами являлись знать (андриана), свободные крестьяне (хува) и рабы (андеву).
В то время, когда на остров прибыл корабль Робинзона, Имерина управлял король с непроизносимым именем Андриамасинавалуне. При нем королевство достигло расцвета и значительно расширило свои территории. Но после смерти правителя оно предсказуемо распалось на отдельные уделы, и междоусобица возобновилась.
Вот как описывал жителей острова французский путешественник де Матте-Брюн:
Мадагаскарцы, или Мальгахи (в настоящее время используется термин «малагасийцы»), имеют рост высокой и очень статны, выключая обитающих в средней части острова: они оливкового цвету, характера важного, предприимчивы, имеют пылкие страсти, мстительны, необузданны, живы, равно способны к великим добродетелям, как и к великим порокам, гостеприимны по должности и по собственному своему чувству" (как видим, так было далеко не всегда)…Как скоро начинается война, то всякой, могущий носить оружие, делается солдатом.
Француз отметил, что образ правления в каждой области Мадагаскара особый, а сами жители острова разделяются на вольных и на рабов. Причем одни рабы могут владеть другими рабами. И высказал странно звучащее для современного человека замечание: «Вообще здесь рабство совсем не отяготительно» (можно вспомнить, что подобные аргументы часто приводили сторонники крепостного права в России)…
Голландский путешественник Ян Янсен Стрейс (1630−1694 гг.), побывавший на острове во второй половине XVII века и написавший книгу «Три путешествия» (в которую включен и дневник его путешествия по России), рассказывает:
Островом Мадагаскаром владеют многие властелины или короли, и среди них каждодневно возникают войны и междоусобицы. Стрелы и лук, копье и щит — их оружие, с которым они хорошо умеют обращаться. Они чрезвычайно горды и неустрашимы… быстры в своих действиях, неожиданно нападают, грабят и сжигают друг у друга поселки и деревни. Все время, пока мужчины находятся на войне или участвуют в набеге, женщины только и делают, что пляшут и прыгают, не спят и не едят в своих хижинах, если только не хотят избавиться от своих мужей. Ибо они твердо верят, что если они не будут вести себя таким образом, то их мужей наверняка убьют или ранят; напротив, если они будут жить честно и весело плясать, то это придаст воинам силу и решимость и они победят.
Что же касается нравов и обычаев туземцев, то Янсен утверждает, что:
Мадагаскарцы, в большинстве случаев коварны, лживы и прирожденные воры, а предательство и мщение считаются у них наивысшим искусством и добродетелью; кто может в том себя показать, того прославляют и уважают; но кто не метит или проявляет сочувствие, того презирают и осмеивают. Они от природы вялы и ленивы, и их не легко застать за тяжелой работой; зато они питают большую склонность к пению и пляске. Занимаются главным образом обработкой земли, гончарным делом, кузнечат, плотничают, прядут, ткут, шьют паруса, ловят рыбу и охотятся.
Из этого фрагмента текста явствует, что жители Мадагаскара не только воевали, но занимались рыбной ловлей, земледелием и разнообразными ремеслами — правда, автор почему-то не упоминает о скотоводстве, одной из главных отраслей хозяйства острова.
Насколько правдоподобен случай с изнасилованной туземкой? Нет оснований сомневаться, что такие случаи действительно происходили. Хотя, если верить Стрейсу, женщины Мадагаскара отличались определенной свободой нравов.
Мужчины (Мадагаскара) не считаются с тем, если удовлетворяют похоть с другими женщинами; женщины тоже много не спрашивают и сами не упускают случая, и это у них не считается смертным грехом или позором; если что случится, то они принимают это за плутовство и кражу, которую можно искупить и оплатить маленьким подарком. Девушки добиваются этого и не стыдятся отдавать себя в наем кому угодно, лишь бы только было уплачено, и та, которая может много получить, пользуется большим почетом. Да ни одна девушка не возьмет себе в мужья юношу, пока не попробует его перед тем как следует.
Быть может, все дело в том, что моряк с корабля Робинзона был не местным, а пришельцем, поэтому его любовные игры были восприняты столь негативно? Не исключено, что все обстояло именно так, хотя Стрейс рассказывает, что во время стоянки его корабля на Мадагаскаре:
Король в знак расположения предложил своих жен матросам, и женщины также приходили сами и выбирали самых молодых и лучших парней и горели желанием произвести голландское потомство. Многие из нас не заставили себя долго просить, тем более, что эти были миловидные и красивые чернокожие.
Трудно сказать, какие именно конкретные события легли в основу рассказанной Дефо истории о нападении англичан на туземный поселок. В английском оригинале содержится обычно опускаемое русскими переводчиками сравнение учиненной матросами резни с действиями армии Оливера Кромвеля, которая, захватив город Дроэду в Ирландии, убивала там без разбору мужчин, женщин и детей, и бесчинств отрядов графа Тилли, знаменитого полководца тридцатилетней войны, солдаты которого разграбили город Магдебург, перерезав при этом глотки двадцати двум тысячам горожан обоего пола.
Разумеется, эпизод из романа Дефо мог быть навеян не европейскими хрониками, а рассказами очевидцев о бесчисленных стычках и конфликтах, регулярно происходивших между «понаехавшими» европейцами и туземцами.
Не исключено, что Дефо использовал в качестве одного из своих источников и записки Стрейса. В них, среди прочего, рассказывается, как по прибытии на африканский берег капитан судна послал местному королю богатые подарки, однако тот, хотя и принял их, потребовал новых подношений. Европейцы поступили так, как они часто поступали в подобных ситуациях: заманив короля на судно, взяли его вместе со спутниками в плен и даже угрожали, что казнят их. Однако через какое-то время отпустили.
Если честно, в данном случае смысл их действий не очень понятен: плен короля, при условии, что его поданные сами не испытывали желания избавиться от повелителя, обеспечивал морякам хоть какую-то защиту, но «освобожденный Джанго» представлял для них еще большую угрозу, чем до своего заточения.
После этого моряки высадились на берег, набрали пресной воды, заготовили древесину и для острастки сожгли поселок туземцев. Пылающий жаждой мести король собрал свое войско и флот с намерением атаковать корабль (Стрейс говорит о флотилии туземцев из тысячи лодок, что выглядит явным преувеличением), и незваные гости поторопились сняться с якоря и продолжить свой путь.
Моряки из романа Дефо, устроив погром, тоже подняли паруса и взяли курс на юг.
Теперь путь корабля лежал на Персидский залив, а оттуда на Коромандельский берег, с остановкой только в Сурате. Но главным местом нашего назначения был Бенгальский залив.
Продолжение следует…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...