Крузо был убежден в том, что это событие явилось ничем иным, как справедливым возмездием небес за бесчинства, которые совершили моряки на Мадагаскаре, и не счел нужным скрывать свои мысли от окружающих. Его слова не понравилась никому, а в особенности главе карательного отряда, боцману, который решил, что Крузо заходит слишком далеко в своих обвинениях. И в ультимативной форме он заявил, что если Крузо не прекратит своих проповедей, то оставит корабль, «ибо с таким человеком плыть небезопасно». Команда поддержала его, потому что моряки — суеверный народ, и они решили, что Робинзон стал своего рода «Ионой» — человеком, приносящим несчастье всем, кто плывет вместе с ним.
Отметим, что сходный эпизод изображен в популярном голливудском триллере «Властелин морей: На краю земли», поставленном по романам британского писателя Патрика О’Брайана. Английский военный корабль «Внезапный» (Surprise), преследующий французское каперское судно (в романе — американский корабль, поскольку действие происходит в период Англо-американской войны 1812−1815 гг.) попадает в штиль, команда начинает волноваться и нервничать. Виновником всех бед назначают гардемарина Холлома — офицера, не пользующегося любовью и уважением среди членов экипажа. Он получает прозвище Иона и становится объектом травли; не выдержав атмосферы всеобщей ненависти, Холлом прыгает за борт и погибает в морской пучине.
Дефо не упоминает, в каком именно месте моряки сошли на берег и подверглись нападению бедуинов. Возможно, это произошло неподалеку от Ормуза — островка, который являлся опорным пунктом португальцев, однако в 1622 году был захвачен персидским шахом Аббасом при содействии англичан, пытавшихся чужими руками вытеснить конкурентов. В настоящее время Ормуз принадлежит Исламской Республике Иран.
«Ормуз — пристань большая, со всего света люди тут бывают, всякий товар тут есть; что в целом свете родится, то в Ормузе все есть», — писал русский купец Афанасий Никитин.
В оригинале текста романа содержится важное уточнение о том, что моряки неосторожно высадились на другой стороне залива, поэтому не исключено, что драма произошла на землях аравийского полуострова, в настоящее время являющихся частью территории какого-то из арабских эмиратов, ныне ставших одним из любимых мест отдыха зажиточных россиян.
Дела обернулись таким образом, что когда судно встало на стоянку в Бенгальском заливе, Робинзон по общему решению команды был высажен на берег. Испугавшись, что лишится экипажа, а возможно, и самого корабля, племянник Робинзона принял ультиматум моряков и фактически отрекся от родственника, которому был стольким обязан, хотя мог бы проявить твердость и встать на его сторону.
«Я был теперь один на конце света, почти на три тысячи морских миль дальше от Англии, чем я был на своем острове», — пишет герой Дефо.
Крузо говорит о том, что он оказался в Бенгале,
В период путешествий Крузо Бенгалия была частью империи великих моголов (Крузо упоминает о ней), которой управляли субадары, или навабы, однако власть моголов постепенно слабела. Англичане же и знаменитая Ост-Индской компания, напротив, усиливали свое влияние, им удалось добиться ряда привилегий и, в частности, возможности строить и укреплять форты.
Однако, кроме центральной, в Индии существовала и местная, региональная власть, у которой были свои представления о том, как строить отношения с чужеземцами. Так, например, в 1686 году (за несколько лет до визита Крузо) бенгальский наваб Шаиста-хан приказал конфисковать все фактории англичан в Бенгале, и тем пришлось перемещаться в район нынешней Калькутты, где был заложен форт Вильям.
«Думаю, никогда еще с человеком моих лет и в моем положении люди не поступали так недостойно — если только это не были пираты, бежавшие с чужих судов и высаживающие на берег всякого, кто не захочет потворствовать их гнусностям», — пишет герой Дефо.
Впрочем, положение героя не было совсем уж бедственным, поскольку ему оставили двух слуг (напомним, что Пятницы среди них уже не было), запас английских товаров и значительную сумму денег. Предстояло решать, как возвращаться на родину, раз уж судно, на котором он прибыл, ушло без него.
Первоначально Крузо рассматривал следующий вариант: идти через земли Великих Моголов в Сурат, плыть морем в Басру, а оттуда следовать с караванами через пустыни Аравии в Алеппо или Александрию, потом же добираться морским путем до Италии и по суше через Францию. Скажем так — не самый простой маршрут.
Был и еще один вариант — дождаться одного из английских кораблей, которые шли в Бенгалию из Ачина, на острове Суматра и на его борту плыть в Англию. Но героя Дефо смущало то, что он прибыл в Индию как независимый торговец и не имел никаких связей с Ост-Индской компанией, и, стало быть, возможность попасть на борт одного из ее судов была под вопросом.
На самом деле этот довод выглядит явно надуманным. Перевозка грузов и пассажиров с Запада на Восток и обратно была работой компании, и чтобы попасть на корабль (не тот, так другой), достаточно было всего-навсего оплатить проезд (а деньги у Крузо были). Быть может, места для него и в самом деле не нашлось бы — но все дело в том, что он даже не попытался.
Скорее всего, герой Дефо отказался иметь дело с Ост-Индской компанией отчасти и потому, что сам автор недолюбливал эту корпорацию, суда которой привозили в Британию дешевое индийское сырье, которое лишало работы английских ткачей и вызывало рост социальной напряженности в обществе. Но главная причина заключалось в том, что скорое возвращение Робинзона домой не входило в планы Дефо, который ждал от своего героя новых путешествий и приключений.
Крузо, которому довелось побывать и не в таких переделках, не стал предаваться унынию, а первым делом
…нашел себе хорошее помещение в доме одной англичанки, где квартировало много купцов; там жили несколько французов, два итальянца или, вернее, еврея и один англичанин.
Англичанин был, как и Крузо, купцом; поразмыслив, два предприимчивых земляка решили арендовать корабль и заняться коммерцией в южных морях, раз уж они волею судеб оказались в этих краях. Сказано — сделано.
Чем же собрались торговать компаньоны и какие страны они посетили?
«Достаточно будет сказать, что прежде всего мы отправились в Ачин, на остров Суматру, а оттуда в Сиам, где выменяли часть своих товаров на опиум и часть на арак, — первый в большой цене у китайцев, и как раз в то время в Китае чувствовался в нем большой недостаток. Короче говоря, мы совершили далекое путешествие в Сускан и вернулись в Бенгалию, пробыв в отсутствии восемь месяцев», — пишет Крузо.
Главным предметом коммерции Робинзона стали такие сомнительные товары, как алкоголь и наркотики, что, судя по всему, не вызвало у героя Дефо ни малейших угрызений совести, поскольку опиум в те времена не был запрещенным продуктом. А согласно известному принципу, все, что не запрещено — разрешено. Более того, пройдет полтора столетия, и его соотечественники развяжут так называемые «опиумные войны» с Китаем, главной причиной которых стало то, что власти Срединной империи попыталась запретить ввоз наркотиков в их страну, осуществляемый в громадных масштабах английскими купцами.
Создается впечатление, что создатель Робинзона Даниэль Дефо — не самый удачливый коммерсант, несколько раз попадавший в тюрьму за долги, не смог отказать себе в удовольствии превратить своего героя в процветающего бизнесмена — сначала плантатора, а потом и оборотистого купца, занятого в сфере «экспортно-импортных операций».
«На этом первом предприятии я нажил столько денег и так хорошо научился наживать их, что, будь я на двадцать лет моложе, я, наверное, поддался бы искушению остаться здесь и не стал бы искать иного способа составить себе состояние. Но могло ли иметь силу подобное искушение для человека за шестьдесят, уже достаточно богатого и покинувшего свой дом больше из ненасытной потребности видеть свет, чем из-за алчности и желания преуспеть в нем? Я попал в такую часть света, где я раньше никогда не бывал, — а между тем слышал о ней очень много — и решил осмотреть в ней все, что только мог», — пишет Крузо.
Продолжение следует…
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.