• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Иннокентий Смоктуновский. В чем уникальность его личности?

28 марта 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского. За канцелярско-сухими строками биографии, при внимательном подходе к воспоминаниям о нем близких и коллег можно рассмотреть его человеческую чуткость, индивидуальность, большое сердце и неповторимый талант.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», киностудия «Ленфильм», 1975 г.

«Всего этого невозможно добиться только актерскими ужимками, уловками или приемами», — отзывался о Смоктуновском режиссер Эльдар Рязанов. Для Олега Ефремова было очевидно: великих много — Смоктуновский один. У него немного виноватая, естественно-потрясающая и открытая улыбка.

Всего в бэкграунде заслуженного актера и народного любимца 44 роли в театральных постановках (спектаклях) и 47 в кинематографе. Кроме того, еще в 41-м художественном фильме Смоктуновский озвучивает роли и читает закадровый текст.

Наиболее известны театральные роли принца Гамлета(1964, в знаменитой экранизации пьесы Шекспира Г. Козинцева), царя Федора Иоанновича, чеховский Иванов, Порфирий Головлев во МХАТе. В кинематографе — роли Циолковского, Чекалинского, Плюшкина, Сальери в «Маленьких трагедиях» режиссера М. Швейцера (1979) (и др.) принесли талантливому актеру заслуженную известность. Помнится драматическая интерпретация князя Мышкина по мотивам романа «Идиот» Ф. М. Достоевского. Одной из лучших ролей киноведы и критики называют главную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (Малый театр, 1973). Карьера Смоктуновского в кино началась с фильма режиссера Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962). Многим запомнилась роль иркутского генерал-губернатора Цейдлера в фильме «Звезда пленительного счастья» (реж. В. Мотыль). Быстрый переход в зависимости от обстоятельств в полярных отношениях к княгине Е. И. Трубецкой сыгран великолепно. Неотразим Иннокентий Михайлович в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». В 1992 году и позже в театре «Антреприза Н. Шлезингера» (США) играли спектакль «Из жизни дождевых червей» — постановка И. Смоктуновского и В. Ланского-Андерсен.

Гений своего времени родился в Татьяновке Томской губернии (сегодня Шенгарский район) в многодетной семье белорусского крестьянина Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Васильевны Махнёвой.

Как позже пояснял в интервью сам Иннокентий Михайлович, его «прадед служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то „настучал“, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй».. Исходя из этой информации, корни Смоктуновичей действительно в Беларуси, не в Польше.

О первом увиденном в 14-летнем возрасте спектакле актер вспоминал так:

«Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой».

Судьба актера очень интересная, наполняющая впечатлениями даже сегодняшнего искушенного театрала и киноведа. Вот лишь некоторые подробности.

В первый год войны Иннокентий в Красноярске окончил фельдшерско-акушерское училище, затем краткие курсы киномехаников и в 1942 году уже работал вольнонаемным в размещенной в городе воинской части и госпитале при ней. Творческую деятельность вел со времени поступления — сначала статистом — в красноярский драмтеатр в 1942 году и вплоть до своей внезапной смерти в санатории в 1994 году.

Призван в армию в 1943 году. Начиная с 18-летнего возраста участвовал в сражениях под Курском, на Днепре и под Киевом, затем в битвах за Варшаву и позже на берлинском направлении. Войну закончил в городе Гревесмюлен на севере Германии.

Зимой 1943−1944 годов был в немецком плену, бежал из плена, воевал за Родину в действующей армии. Воинское звание — гвардии сержант. После окончания ВОВ в 1945 г. возвратился в Красноярск и учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина.

Иннокентий Смоктуновский. В чем уникальность его личности?
Кадр из видео «Любимые дети знаменитого артиста Иннокентия Смоктуновского»

В следующее десятилетие совершенствовал талант в составе трупп и на сценах РДТ им. Лермонтова в Грозном, в ДРДТ им. Горького в Махачкале, на сцене Норильского Заполярного театра драмы и музыкальной комедии сыграл в 13 разных спектаклях. В 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене Областного драматического театра имени М. Горького.

С 1955 года Иннокентий Смоктуновский переехал в Москву. Но и тут не все было просто — он сменил несколько театров, в том числе служил в труппе Театра-студии киноактера, в Малом театре. Пока, наконец, даровитого актера не заметил режиссер Александр Иванов, пригласив «приезжего» на роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Затем помог случай, и состоялось знакомство с признанным мэтром Мельпомены — Георгием Товстоноговым. Поэтому с 1957 года Смоктуновский активно и содержательно работал, успешно начав с роли «князя Мышкина» в «Идиоте» под режиссерским руководством Товстоногова в БДТ в Ленинграде. В «городе Ленина» он жил в доме 75 по Московскому проспекту в 1957—1971 годах.

В 1964 году Смоктуновский сыграл роль принца Гамлета в знаменитой экранизации Григория Козинцева пьесы Шекспира, что принесло значительное внимание в родной стране и в мире. Признанным в мире исполнителем роли принца датского считался Лоренс Оливье. Однако в искусстве есть понятие индивидуального и неповторимого творческого стиля, поэтому сравнения между актерами мало уместны, но каждая роль — это новая интерпретация, даже если речь о трагедии У. Шекспира, написанной много веков назад.

Тем не менее Смоктуновский ощутил не номинальное международное признание: «лучший иностранный актёр года» (Великобритания, 1965), Заслуженный деятель искусств Словакии.

В 1964, 1966, 1970 годах «Лучший актёр года» по версии профильного популярного журнала «Советский экран».

В какой бы труппе ни играл Иннокентий Смоктуновский — а он украшал талантом лучшие театры страны — всегда оставлял удивительные впечатления. Как видно из биографии, актер постиг профессию в основном самообразованием и «без отрыва от театра», по 3−5 лет в театральном вузе, как теперь принято, не обучался. Но его талант раскрылся вполне, и это признавали ведущие режиссеры, киноведы и театральные критики страны. Очень близко талантливый актер сошелся во МХАТе (МХТ им. А.П. Чехова) с Олегом Ефремовым.

И стиль игры, непредсказуемость перевоплощения, и даже очень узнаваемый голос — все было связано с самовыражением.

Люди, которые любили Смоктуновского, понимали его. Они замечали то, что другим было «не видно». Недавно большое интервью об актере дала прессе Алла Сергеевна Демидова — Народная артистка РСФСР, ведущая актриса Драматического театра на Таганке, она близко знала Иннокентия Михайловича.

Актёр Актёрыч… Так называли его близкие люди. Привожу цитату из воспоминаний.

«Он всегда был другим. Первый раз я увидела его в роли Мышкина в „Идиоте“ на сцене БДТ. Это был конец шестидесятых. И вдруг на этом фоне появляется совершенно другой человек. Тихий, наивный и очень естественный. Эта его естественность была перпендикуляром для времени. Теперешняя естественность — клише, а та — перпендикуляр».

Алла Демидова сообщает, что Смоктуновский нередко фонтанировал юмором:

«Иннокентий Михалыч, на самое безопасное место садитесь?», на что он мне моментально и еще более едко отвечает: «Ох, Алла Сергеевна, вы такая важная, все время критикуете. Я тут вас как-то после премьеры на Таганке встретил, говорю: „Здравствуйте“, а вы мне так кивнули, как будто я — Демидова, а вы — Смоктуновский».

А. Демидова делает и такой вывод о Смоктуновском: «Это не загадка, это масштаб личности». «Одни актеры слушают и слышат, а другие нет».

Иннокентий Смоктуновский. В чем уникальность его личности?
Кадр из спектакля БДТ «Идиот»

Тут, конечно, много — от причинно-следственной связи. Как и все великие люди, Смоктуновский был немного мистиком. В нем также была заметна эксцентричность. По отзывам друзей и коллег, Смоктуновский верил в предопределенность: «нечто тебе дано, и кто-то тебя «ведет». От человека, он считал, мало что зависит.

Из воспоминаний Аллы Демидовой:

«Этуш ходил гулять в этот лес с палкой с набалдашником, всегда одетый, в костюме. А Смоктуновский — в рваной маечке, с полотенцем на плече. Забегал в таком виде на огород, копал мне грядку под клубнику и картошку. Или другая ситуация. Мы часто жили вместе, у меня был кот, и я вечно слышала „мяу-мяу“ под дверью, открывала — никого нет. Потом как-то раз смотрю — за дверью Иннокентий Михайлович на корточках, мяукает. В жизни он был очень игровой. Я тоже. С близкими».

На вопрос «Что для вас сейчас важнее — артист Смоктуновский и его образы или Иннокентий Михалыч, дачник, любитель розыгрышей с полотенцем через плечо и с лопатой в руках?» Демидова отвечает:

— Неотделимо. Неделимый кусок моей жизни.

Бывает так, что артист не разделяет себя в жизни и себя на сцене, на экране. Смоктуновский разделял. Из него взаправду можно было лепить все, что угодно, но за этим «что угодно» все равно проступал масштаб личности. Это есть только у очень умных актеров, которых немного.

Ленинскую премию И. М. Смоктуновский получил в 1965 году по совокупности творческих заслуг, среди которых яркой работой явилась именно роль Гамлета. Еще одна награда признания заслуг как киноактера «Серебряная раковина лучшему актеру» получена в 1970 году. Еще через год советский и российский актер — лауреат премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971), в том числе за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание». Народный артист СССР с 1974 года.

Иннокентий Смоктуновский. В чем уникальность его личности?
Кадр из фильма «Чайковский», киностудия «Мосфильм», творческое объединение «Время», 1969 г.

Редкий представитель актерского истеблишмента в 1990 году в возрасте 65 лет заслуженно чествован сразу тремя почетными наградами: Смоктуновский получил премию «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» и звание Героя социалистического труда. Вторая премия «Ника» в номинации «Приз за вклад в киноискусство» получена в 1993 году.

Всего на «парадном кителе» Смоктуновского 26 орденов, в том числе три ордена Ленина в 1971, 1985 и 1990 годах, и медалей. В честь выдающегося актера названа малая планета Галактики (астероид) — 4926 «Смоктуновский».

Почти так же, как звездная комета, Смоктуновский светил другим и своей актерской игрой заставлял задумываться зрителей и слушателей о вечных спорах и ценностях. Он создал цельный образ с кажущимися несовместимыми качествами: мужественной простотой и изысканным аристократизмом, добротой и едким сарказмом, насмешливостью и самопожертвованием. В способности перевоплощения — одна из выдающихся черт большого артиста.

Еще одна сторона таланта — потрясающий стиль декламации. Остались записи Смоктуновского-чтеца в том числе в восьми полноформатных радиопостановках. Одна из последних и запоминающихся — «Первая любовь Ходжи Насреддина» (1994 год). Великий актер играл и голосом: согласно роли и собственному представлению, начинал говорить низко, а потом переходил на фальцет. Это тоже индивидуальный стиль.

Актер был дважды женат. Семьи состоялись творческие. Сын Филипп служил актером, затем переводчиком научно-фантастической литературы. Дочь Мария (род. 1965) стала балериной, затем работала в Музее МХАТа. Внучка Анастасия Смоктуновская (Буцкевич; род. 1982) служила актрисой Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

В разные годы о жизни И. М. Смоктуновского сняты 9 фильмов, написаны сотни статей в СМИ. Сам актер является автором трех книг, где подробно и откровенно делится с читателями особенностями творческого пути и воспоминаниями. Причем последняя изданная в 1996 году книга «Покой нам только снится: о войне и товарищах. Сборник воспоминаний» повествует не только о творческой карьере.

Режиссер и театральный педагог, Народный артист Латвийской ССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации А. Я. Шапиро писал:

«Великий актер — это актер, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства… Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского».

Поэтому Иннокентий Михайлович объективно велик и незабываем в памяти почитателей его таланта. Поэт и человек тоже удивительной судьбы, познавший зигзаги судьбы с рождения, Василий Андреевич Жуковский много лет назад выразился так:

«О милых спутниках, которые наш свет
своим сопутствием для нас животворили,
не говори с тоской: их нет;
но с благодарностию: были».

Статья опубликована в выпуске 28.03.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: