Мифологии разных народов допускают разную степень «демократичности» такого средства передвижения, как ладья. Припомним-ка самые известные мифологические лодки, барки, корабли и посмотрим, каковы были в древних сказаниях шансы простых людей в них прокатиться.
Ладья Харона
Пожалуй, это самая демократичная единица мифологического речного хозяйства. Люди в мифах Древней Греции активно пользовались этой лодкой, а также услугами штатного перевозчика через Стикс. Единственный нюанс: сначала надо было умереть. Почти каждый честный покойник мог рассчитывать на этот сервис, ведь перевозить народ и было работой Харона.
За проезд следовало платить. С этой целью как элемент погребального обряда каждому покойнику под язык клали монету — обол. А вдруг желающий прокатиться окажется без денег? Тогда кондуктор не возьмёт его на борт. И очень важно было должным образом соблюсти обряд при прощании с покойным: от этого зависело, как его встретят в потустороннем мире.
В каждом транспорте есть люди, которые, размахивая удостоверением, требуют бесплатного проезда. Было такое «удостоверение» и в речном транспорте древнегреческой мифологии. Им выступала Золотая Ветвь, сорванная в роще Персефоны. Сказания сохранили имена героев, которые пользовались удостоверением при переезде через Стикс: это были Геракл, Пирифой и Тесей.
Две ладьи египетского Ра
Пожалуй, самым «закрытым» для людей транспортом были ладьи египетского бога Ра. Только для служебного пользования! Днём Ра плавал по Небесному Нилу на барке по имени Манджет, а вечером пересаживался на барку Месектет, чтобы всю ночь плыть да плыть по Подземному Нилу. Скучновато, казалось бы. Но это только на первый взгляд. В подземном мире на него нападали Силы Мрака, и Ра сражался с ними. Какие уж там пассажиры… Только мешали бы, наверное.
Ноев ковчег
А вот этим средством передвижения воспользовалось, согласно преданию, всего-то одно человеческое семейство. Глава семьи сам же ковчег и смастерил, получив свыше подробнейшую инструкцию по его изготовлению и утверждённые правила эксплуатации. Сыновья Ноя — Сим, Хам и Иафет — стали родоначальниками всего послепотопного человечества, но в Ковчеге уже никто после них не плавал. По преданию, судно бросило якорь навсегда где-то на горе Арарат.
Нагльфар
Самый шокирующий мифологический корабль придумали всё-таки жители древней Исландии. Базируется он в Царстве Мёртвых и пока что стоит на приколе. Выплывет он на простор лишь тогда, когда будет официально объявлен конец света и настанет Вселенский Потоп. Этот корабль называется Нагльфар.
Стоя в потустороннем доке, Нагльфар постоянно ремонтируется и достраивается, почти как корабли Черноморского флота. Только вот материал для его постройки необычен. Это… ногти мертвецов. Все древние исландцы хорошо помнили о нуждах кораблестроителей, а поскольку в готовности Нагльфара к открытому плаванию никто не был заинтересован, то и ногти своим покойникам стригли коротко-коротко. Это было важной частью древнеисландского погребального ритуала. Нет, в Нагльфар садиться, думаю, мы и сами отказались бы.
Приятно порассуждать об этих неуютных, хоть и экзотических, средствах передвижения, сидя, к примеру, в купе мягкого вагона. Впрочем, одно их бесспорное достоинство надо отметить: всё-таки они никогда не стояли в «пробках».
А то вот ещё зловещий чёрный крейсер "Сильвана" - корабль-убийца...
0 Ответить
Летучий Голландец и крейсер "Сильвана" хронологически не относятся к мифологии. Все-таки гораздо позже придуманы. Но, конечно, круты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А то был ещё Летучий Голландец...
0 Ответить
Интересно, хотя и довольно известно.
Вот про джонки восточных религий почитал бы с удовольствием. Или таковых там не было?
0 Ответить
Извините, про джонки ответить не готова. Если у меня будет такая информация, обязательно сообщу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У Чапека было про джонку, которая за одну ночь доплыла от устья Ганга в Нагасаки.
0 Ответить
Корабль из ногтей в конце статьи - верный способ сделать её запоминающейся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо. "Старшая Эдда" вообще богатый источник таких вот весёленьких подробностей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Остроумна идея статьи. И, отмечу, автор хорошо идею эту развил.
0 Ответить
Спасибо за добрые слова
Оценка статьи: 5
0 Ответить