Под давлением союзников былым врагам пришлось помириться, 30 июля 1941 г. между Советским правительством и Польским эмигрантским правительством в Лондоне был подписан договор об установлении дипломатических отношений.
Договор не был пустой бумажкой, спустя две недели Верховный Совет амнистировал польских граждан, а в соответствии с военным договором началось формирование из них соединений польской армии под командованием генерала Владислава Андерса. Нет, это было не Войско Польское, начавшее свой славный боевой путь под белорусской деревушкой Ленино и воспетое в знаменитом когда-то сериале о танкистах и собаке. Это была совсем другая армия.
Немало моих земляков оказалось в этом формировании. Амнистия и военная неразбериха позволили им вырваться из лагерей. Спохватившиеся власти ввели запрет на призыв в армию Андерса белорусов и украинцев, мотивируя тем, что они граждане СССР. Но познавшие вкус лагерей люди ни за что не желали туда возвращаться, записывались поляками и всеми силами стремились доказать свою необходимость.
Среди добровольцев были тысячи белорусов. Получив отказ на официальном пути, желая вступить в польскую армию, они обращались непосредственно к полякам. Сохранилось письмо группы белорусов из Казахстана в польское посольство, в котором они пишут о том, что, будучи белорусами, считают себя польскими гражданами и выражают желание служить в польской армии.
Несладкая доля ожидала белорусов в польской армии. Официально провозглашая равенство наций среди военнослужащих, командиры армии на деле продолжали реализацию политики полонизации, направленной на ассимиляцию белорусов и украинцев. Но из двух зол, как известно, выбирают меньшее.
Поначалу планировалось, что армия Андерса будет сражаться на фронтах Великой Отечественной. Но опыт общения со специалистами НКВД напрочь отбил у большинства личного состава всякое желание воевать за страну, причинившую столько невзгод.
Стараниями Андерса удалось добиться согласия Сталина на эвакуацию польских частей на территорию Ирана. Среди 75 тысяч военнослужащих, добравшихся туда к концу августа 1942 г. по официальным данным числилось 1397 белорусов. Но, учитывая трудности и обстоятельства, с которыми им пришлось столкнуться по пути в армию, можно с уверенностью сказать, что реальное число белорусов в 5−6 раз превышало официальную цифру.
Армия была переподчинена британскому командованию, переформирована в Польскую армию на Востоке. Ее части дислоцировались на территории Ирака, Египта и Палестины. А генерал Андерс стал командовать 52-х тысячным 2-м Польским корпусом, переброшенным в 1943 году на Апеннинский полуостров. В составе корпуса воевали до 6 тысяч белорусов.
О том, как сложились судьбы «польских белорусов» — в следующей статье.
Мой дед воевал в армии генерала Андерса.. он умер в 1986 году, так и не добившись правды... ветераном его не признали, а жаль...
0 Ответить
Интересная статья. Совместно с предыдущей дает более полную картину. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить