Герменевтик Беотийский Профессионал

Откуда «Человек ниоткуда»?

Любители и знатоки кино, наверное, не затруднятся с ответом на вопрос — из биографии Эльдара Рязанова, конечно! Был у этого режиссера такой фильм, в 1962 году снят. Лежал «на полке» до 1988 года. Поскольку к зрителю вышел не вовремя, а спустя изрядное время после момента своей актуальности, — широкой публике почти не известен.

Это был третий художественный фильм Рязанова, до «Человека» оказались сняты невероятно популярные «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса».

Сюжет прост: молодой ученый-антрополог Поражаев («прогрессист», «положительный» герой) в споре с начальником экспедиции Крохалевым («перестраховщиком», «отрицательным» героем, мечтающим лишь о покое) пытается доказать существование племени тапи — снежных людей. Обнаружив племя, он забирает с собой в Москву его представителя — Чудака. Основная часть фильма — как раз и есть приключения Чудака в слегка фантастической Москве.

Если вспомнить историю отечественного кинематографа: у первых двух рязановских фильмов была счастливая судьба. Добрые, очень смешные — они столь же обаятельны, как и четвертый фильм, «Гусарская баллада». Как и последующие — трагикомедии «Берегись автомобиля!», «Ирония судьбы», «Служебный роман» — желающие пополнят этот список. Классика жанра!

А вот с «Человеком ниоткуда» вышло не так. Не получилось у него блестящей прокатной судьбы.

Как говорил в одном из интервью сам Эльдар Рязанов, фильм попал под «сусловский трамвай». На одном из партийных форумов главный идеолог страны сказал:

«К сожалению, нередко еще появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как „Человек ниоткуда“, однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда… Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?».

Модные в те годы эстрадные куплетисты Рудаков и Нечаев отреагировали:

На «Мосфильме» вышло чудо
С «Человеком ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду…

Меж тем сам Рязанов этот свой фильм числит среди лучших своих созданий. Как профессионал, он способен дать справедливую оценку не только чужим, но и собственным фильмам. А мы имеем возможность увериться в его правоте. И, право же, любой знакомый с этим фильмом может подтвердить: не приходится кривить душой, выставляя ленте «отлично».

Фильм именно такой, каковы все рязановские фильмы. Смешной и умный. В фильме заняты прекрасные актеры. Это был дебют — сразу в нескольких ролях — Анатолия Папанова. Это была первая крупная роль молодого Сергея Юрского. Это была роскошная роль великолепного Юрия Яковлева… Плюс — не главная, малозаметная, но все же роль молодой Людмилы Гурченко.

Что вызвало гнев партийного начальства? Смеяться тогда ведь было принято. Может, все дело в том, что в этом фильме смеяться предлагалось не над персонажами фильма — а над схемами и штампами, которые десятилетиями вырабатывались и совершенствовались на идеологической кухне СССР?

При всей простоте сюжета и, казалось бы, однолинейности, чуть ли не схематической банальности персонажей любой мало-мальски способный к размышлениям и анализу зритель мог осознать: легко и непринужденно осмеянию подвергается то, что на высочайшем уровне принято признавать отвечающим «высокому призванию советского искусства». Фильм, оказывается, получился пародией на те произведения «советского искусства», которые признаны были и высокохудожественными, и идейными, и очень серьезными. Над таким — над святым! — смеяться не полагалось.

…"Он всегда был плохим людоедом. Сражений избегал. Не ел друзей, как будто не знал, что съесть друга особенно приятно", — обличает Чудака один из его соплеменников. Представляете, как эти слова звучали в стране, только что пережившей XXII съезд КПСС!

И такая пикантная особенность. Наивный Чудак верит каждому слову Поражаева. Он буквально воспринимает некоторые высказывания своего опекуна — и из такого понимания исходит в своих дальнейших действиях.

Вспомним — такая методика была недолгое время спустя взята на вооружение первыми диссидентами. Которые решили основной закон страны, Конституцию, воспринять с той же наивной буквальностью… ]

Статья размещена на сайте 2.12.2007

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: