Валентина Пономарева Грандмастер

Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Самые древние...

Только представьте: в несказанно далекие времена человек распознал, что оставляет след на песке, на земле… Там, где прошел или провел рукой. Потом обгорелой головешкой прочертил на стене доисторической пещеры линию… линия перешла в загогулину… загогулина напомнила образ добычи — зверя (или что-то другое)…

Он повторял и разнообразил черты и линии… но они оказывались недолговечными. (А что, если находился соперник, который мог перечеркнуть или стереть произведение?! Как неприятно.) Но предок наш был находчив и изобретателен: он стал высекать на камне «автографы» сначала примитивными предметами, а затем все более изощряясь и совершенствуясь в мастерстве…

Петроглифы КарелииЭтим летом в Карелии мы, маленькая группа «диких» отдыхающих, т. е. без туристического сервиса и прочих сопровождающих предложений цивилизации, оказались в относительно безлюдном месте. И вскоре по приезде принялись истово разглядывать на берегу Сямозера (о, это такое озеро, что достойно отдельного рассказа!) валуны, коих было множество, в надежде даже не прочитать, а хотя бы увидеть письмена как привет из доисторического далека.

Нетрудно догадаться, что находили мы подходящие под статус «петроглифов» знаки в таком количестве, в каком только хотели… на теплых от солнца камнях, хранящих память о таком давнем, таком загадочном и таком притягательном прошлом… Помню, поглаживая шершавую поверхность этих безмолвных свидетелей истории, я мысленно испытывала удивительное ощущение прикосновения к ней самой, этой многослойной, многосложной и неисповедимой во многом для человеческого разума истории.

Вавилония, 2040 г. до н.э. И все же, все же, все же! Соберем по крупицам историю происхождения письменных (и пишущих) принадлежностей. Хотя бы бегло.

Стержни-клинышки для письма по сырой глине древних шумеров, ассирийцев, хеттов, вавилонян… Стилосы (заостренные палочки) античных греков и римлян — это стариннейшие предметы. Один конец стилоса был заостренным (им писали на восковых дощечках, составлявших целые книги), другой — закругленным (для сглаживания ранее написанного).

Кельты, германцы, славяне вырезали ножом или выжигали раскаленной иглой на дощечках свои заветные руны. А на бересте кто только не оставлял следы шилом или красками, которые впоследствии стали чернилами! Да что там русичи (возблагодарим экспедиции В. Янина, собравшие богатую коллекцию берестяных грамот!), по всему миру, оказывается, было принято писать на коре нашего любимого дерева. Например, античные историки Дион Кассий и Геродиан, согласно энциклопедии «Кругосвет», упоминали записи на ней.

Берестяные грамоты Американские индейцы в долине Коннектикута называли некие деревья «бумажными березами». Наконец, в «Песне О Гайавате» Лонгфелло читаем (воспользовавшись переводом И. Бунина):

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков…

А кисточки?! Египтяне водили ими по папирусу, китайцы — по шелку, а потом и по бумаге, ими же и изобретенной. И даже узелками повествовали письменные истории (эти узелки назывались «кипу»): инки, например, ацтеки.

Это было так давно! Но даже в том далеком далеке люди испытывали потребность в общении. Право же, их изобретения дали нам многое. Они повествуют о той жизни, обычаях и верованиях; дают представление об эволюции. К тому же, являются звеном связи поколений и народов в общее понятие, которым стоит дорожить — человечество.

Будем достойны тех усилий, что предприняли наши далекие праотцы, чтобы мы помнили начала и несли в будущее, потомкам, самое лучшее из того, что можем усвоить.

Об истории изобретения карандаша можно прочитать здесь. ]

Обновлено 26.01.2008
Статья размещена на сайте 8.01.2008

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Пятерочка моя. Было интересно читать.
    Недавно выясняла, чем и на чем писали англосаксы и норманы в 10 веке. Ничего путного не нашла: решила, что стилом на глиняных дощечках. Теперь уверяю народ, что это чистая правда. Но сама не вполне уверена. А вдруг на бересте?

    Оценка статьи: 5

    • Не на глиняных.
      В захоронениях - свинцовые пластинки с рукописными заклинаниями, молитвами. Переходный материал - античные церы, которые прошли сквозь все средневековье. Эти церы и составляли малостраничные книжки. То же, но поизящнее - 2-ств. таблички таблички из слоновой кости, затем деревянные вощечки. пергамен был, но он -для вечности, для короткой переписки - именно эти доски с воском.
      Во, нашла!

      Жизни основа моей создается пчелой медоносной;
      (Нежного тела) покров внешний взрастили леса;
      Крепкую обувь упорный дал мне рогатых хребет.
      Ныне обличье приятное (в ясных его очертаньях)
      Жало стальное прочертит (в образе смутном моем).
      Так бороздами врезается рало в широкую ниву;
      Зерна же с неба (высокого полным) посевом падут.


      Это - стихотворная загадка англосакса Альдгельма - поэтическое описание внешнего состава таблички, содержащее и намек на высокий смысл начертанного на ней.
      из монографии О.Добиаш-Рождественской "История письма в средние века". М., 1987. С. 28.

      • Для вечности, вроде как, камень был. А с пергамента смывали так же резво как и писали на нем. Дорогой материал, ценный. Удобный к тому же, не доска и не кирпич.

  • Замечательная статья! О древних письменах много всего слышала, а такие интересные вещи узнала впервые! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Мурррррррррр. Приятно вспомнить. Эх, не получилось мне новое слово в науке сказать, камушки поизучать подробнее!!
    Я тут тоже на исторические темы распушила хвост. Спасибо за статью. Сейчас время пройдет пять прими от меня.

    Оценка статьи: 5

  • Я вчера писала статью и случайно попала в интернете на материалы о резных камнях Джуги или Джульфы, древнего армянского города. Может, и не совсем в тему даже, или совсем не в тему, но впечатление они на меня произвели неизгладимое. Древность, какую-то вековечность просто кожей чувствуешь. И так ужасно жаль, что они уничтожены, и что я об этом только сейчас узнала, а не тогда, когда за их спасение боролись.
    Вот про то варварское преступление, разрушение статуй Будды, всем известно было, весь мир кричал, а тут все прошло тихо!
    Когда смотришь на те картинки, которые вы , Валентина, нашли и поставили в статью, видишь каккие они уверенные, надежные, они ведь тысячелетия уже такие существовали! И вот приходит варвар - и все разрушает, камень перед ним не устоит, это страшно, и тысячелетия, память про них вмиг исчезают!
    Хорошо что вы написали про это, ведь варварами становятся те, кто ничего не знает, может, распространение знания поможет всем чудесам сохраниться?

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Наташа
      На картинке хачкары, вижу. Еще в XVII в. их было в Джуге (Джульфе) 10 тысяч. А сейчас... Было даже решение Европарламента, осуждающие уничтожение их. Может, напишете о них, Наташа?

  • Интересная подборка.
    Вот только непонятно почему стилосы наистраннейшие. Ими просто ковыряли воск. Кстати, а про воск в статье, вроде, нет.

  • Прекрасная статья, как начало целой серии.

    Спасибо, что не забыли про славян.

    Удачи Вам!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно. Напомнили о путешествии по Карелии. 5.
    Вот какие петроглифы там видел.

    Оценка статьи: 5

    • Классно! А мы собирались, но выбрались на Бесов Нос. Ничего, в другой раз. Владимир, от мужа моего отдельное спасибо за фотографию петроглифов, он так обрадовался, сразу велел скопировать в комп

  • Валюша, вот в этой фразе :
    Право же, их изобретения дали нам многое: рассказ о той жизни, обычаях и верованиях; представление об эволюции; связь поколений и народов в общее понятие, которым стоит дорожить: человечество.

    Перед словом "человечество" зачем двоеточие? МОжет быть, тире? Или разбить это сложное предложение на два-три простых? неудобоваримо... Споткнулась об эту фразу...

    Оценка статьи: 5