На эту крамольную мысль меня невольно натолкнули кое-какие материалы, на которые то там, то сям постоянно натыкаешься, разыскивая что-либо путное по тому или иному поводу. Возьмём, к примеру, довольно обширную литературу, «развешанную» в Сети, по такому (возможно уже изрядно набившему всем оскомину) вопросу, как жизнь и творчество нашего земляка, «великого русского полпреда старой советской эстрады», Вадима Козина.
О невиданном для простого смертного количестве легенд и баек про Опального Орфея писано и переписано уже изрядно (в том числе и автором этих строк), но каждый раз, заходя на какой-нибудь «Rambler», не перестаёшь удивляться, куда порой заводит людей богатое воображение. Тут даже известный «Сокол-Буревестник» со своей поэмой скромно отдыхает, не говоря уже о каком-нибудь «Фаусте» Гёте.
Например, в «Очерках коллекционера» Юрия Сосудина «Незабываемые певцы» про В. Козина можно прочитать следующее: «В марте 43 выступает в Москве, записывается на грампластинки. В этом же году выступает перед участниками Тегеранской конференции. Затем гастролирует в Швеции, Дании, Норвегии, Болгарии» (на дворе 43-й год! — И.Д.), а, кроме того, «в освобождённых странах».
Примерно то же можно почерпнуть и в статье некоего Гарри Любарского из Чикаго «Певец Вадим Козин», опубликованной ранее в 13-м номере журнала «Вестник» за 1998 г.) Этот автор, помимо всего прочего, отмечает, что после отбытия первого срока наказания повторно певца «замели» «в гостинице одного из волжских городов» (этот «волжский» город называется Хабаровск. — И.Д.), а также то, что песня В. Козина «Магадан, Магадан! Чудный город на Севере дальнем» (весьма неудачное переложение известной песни «Магаданский вальс» И. Урлина — А. Воронова. — И.Д.) стала гимном этого крупнейшего промышленного центра, расположенного за Полярным кругом".
Про «участие» певца в концерте по случаю легендарной Тегеранской конференции руководства стран-союзников по антигитлеровской коалиции, куда он-де был «выписан» лично Уинстоном Черчиллем, не писал только ленивый (на днях это по одному из телеканалов было озвучено бывшим министром культуры М. Швыдким). Но вот — новая «находка»: статья Ольги Горшковой «Вадим Козин пел, умирая…», опубликованная в иллюстрированной питерской газете «Смена» 12 мая сего года, и основанная на воспоминаниях некоего Игоря Сдобникова, который, по его словам, «долгие годы был тайным поверенным певца» (странно, но в этой статье нет ни одного упоминания о известной особе, претендовавшей в своё время на родственные отношения с Маэстро).
Не будем останавливаться на таких мелочах, как-то, что после известных событий 17-го года «купцы и дворяне… оказались в одном строю с разночинцами и пролетариатом». Тут есть кое-что поинтереснее. Оказывается, пел-таки Вадим Козин английскому премьеру, но не в Тегеране, а… на южном берегу Крыма: «Во время Ялтинской конференции… был дан концерт в честь дня рождения Черчилля… Черчилль попросил, чтобы от Советского Союза выступал Вадим Козин». Между тем, упомянутая конференция имела место, как известно, 4−11 февраля 1945 г. Извлечь Маэстро из тех мест, где он в ту пору находился, думаю, было слабо даже Черчиллю (у которого день рождения, к тому же, в конце ноября).
Ещё один пикантный момент, изложенный автором сей публикации: «На Колыму в 50-х годах приезжал вице-президент США. Он подарил Козину необычную бриллиантовую звезду. Потом на концертах выключали электричество, и горела только эта бриллиантовая звезда, способная отражать малейший источник света». Опять же, если бы автор имел хотя бы малейшие способности анализировать факты, то от его внимания вряд ли ускользнуло бы то обстоятельство, что Генри Уоллес (а других вице-президентов США в наших краях отродясь не было) посетил столицу Колымского края 26−27 мая 1944 г., тогда как Опального Орфея привезли на берега Нагаевской бухты несколько позже — 4 ноября 1945 г.
О «посиделках» с Вождём всех народов сам Вадим Алексеевич стал рассказывать где-то с конца 80-х. «Тайный поверенный» развивает эту мысль далее: «Козин стал частым гостем в доме Сталина. Вождь был одним из его самых верных поклонников… Он приглашал певца к себе домой, говорил с ним о музыке… Они общались один на один». М-да… И с чего бы это?
Дальше — больше. Оказывается, «Козин был знаком и с Лениным. Ещё в молодости его в числе других цыганских артистов вызывали к Ильичу«! Справедливости ради, отмечу, что про концерты для Карла Маркса и Фридриха Энгельса «тайный поверенный» скромно умалчивает. Надо думать, пока…
5! Хорошая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интереснейший материал! изложение как то бы.. олитературить
и обезличить, цены б статье не было! а так 4.
+ а первый абзац вообще лишний, про 3 сына.
Оценка статьи: 4
0 Ответить