И если созданные им философские труды можно отнести к «нуждам профессии», то изобретения (коих было более пятидесяти) и кропотливый труд в качестве лексикографа — особая статья. Фауст Вранчич создал первый словарь пяти языков из пяти тысяч слов (Dictionarium quinque nobilissimarum Europeae linguarum; Latinae, Italicae, Germanicae, Dalmaticae et Hungaricae), который был издан в Венеции в 1595 году. В том же году и там же, в Венеции, был опубликован и трактат Ф. Вранчича «Новые машины». А еще он стал первым автором проекта железного подвесного моста, который был реализован лишь значительно позднее, в XVIII веке.
Но самую большую известность в истории мировой научно-технической мысли неутомимый ученый получил за изобретение парашюта. Любопытно, что его эскиз парашюта датируется историками все тем же 1595 годом. А затем была изготовлена модель, и лишь после ее апробации… впрочем, об этом чуть позже.
Эрудиты могут потребовать оговорки о том, что прообраз парашюта существовал еще в Древнем Китае и неугомонный гений Леонардо да Винчи тоже оставил в творческом наследии эскизы пирамидального парашюта. И что якобы Ф. Вранчич конструировал свой парашют как раз по его эскизам.
Но! С одной стороны, источники сильно расходятся в датировке прыжка епископа с 87-метровой колокольни на рыночную площадь в Братиславе под куполом натянутого на деревянную раму шестиметрового квадратного отреза ткани, который он совершил при большом скоплении народа. С другой, они единодушны в том, что этот опыт Фауста Вранчича был первым зафиксированным в истории практическим применением парашюта. И назван он был тогда самим автором Homo Volans, что значит «человек летающий».
А в части датировки более убедительным представляется 1597 год (когда Фаусту Вранчичу было — только представьте! — 46 лет), поскольку известно, что пионер парашютизма повторял затем свои прыжки неоднократно, например, в той же Венеции. Те же исследователи, которые называют 1617 год, видимо, путают его с датой смерти отважного изобретателя.
Итак, бесспорная заслуга Ф. Вранчича заключается в том, что он и смоделировал, и апробировал изобретение. К этому стоило бы добавить удивительное мужество немолодого уже человека, который решился на научный подвиг, невзирая на опасность поступка для собственной жизни и возможного преследования со стороны католической церкви. Ведь Фауст Вранчич был современником Джордано Бруно, который к тому же именно в Венеции в 1592 году был схвачен инквизицией и сожжен в 1600-м.
Вот такими именами и прирастает слава подлинного развития науки! И как тут не вспомнить слова
Коллеги, спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Купился на заголовок, но... оказалось не зря. О гетевском Фаусте я знал не в пример больше. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. Про парашют и прыжок епископа с 87-метровой колокольни узнал впервые. Какие таланты-то были. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Владимир
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, ПЯТЬ!
0 Ответить