Полководец оставил потомкам не только славу своих побед, но и большое литературное наследие. До наших дней дошло значительное количество его писем, приказов, наставлений, диспозиций и других документов. Теоретическое наследие Суворова по праву венчает «Наука побеждать». Это наставление и сегодня хорошо знают в армии. Знаменитые суворовские изречения: «Пуля — дура, а штык — молодец!», «Стреляй редко, да метко» известны даже новобранцам.
Но немногие знают, что перу полководца принадлежит «Полковое учреждение» — развернутое наставление по обучению и воспитанию войск, составленное им в бытность командиром Суздальского мушкетерского полка. Иногда в литературе оно встречается под названием «Суздальское учреждение».
«Полковое учреждение» дает возможность проследить, как Суворов закладывает и оттачивает собственную систему обучения и воспитания войск, умело подводит подчиненных командиров к выводу:
«…не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство».
Особое место в наставлении Суворова отводится караульной службе. Он подробно описывает порядок подготовки караулов, развод и смену часовых, действия должностных лиц. И это неслучайно. В уставах того времени нет подробного изложения порядка несения караулов, а повседневная жизнь полка настоятельно требовала внесения в караульную службу единообразия и четкости.
Четкость караульной службы, считает Суворов, достигается не только тренировками, но и глубоким изучением обязанностей. Он поучает командиров:
«Все, что рядовому на карауле исполнять должно, часто им подтверживать, дабы свою должность не забывали».
В «Полковом учреждении» Суворов создает стройный, наполненный воспитательным воздействием на подчиненных церемониал караульной службы. Многие положения, разработанные им, позднее почти без изменений вошли в воинские уставы.
На центральное место в системе боевой подготовки Суворов ставит строевое обучение — экзерцицию.
«Ничто так не приводит в исправность солдата, как его искусство в экзерциции, в чем ему для побеждения неприятеля необходимая нужда, для того надлежит ему оной обучену быть в тонкости».
Наставление требует начинать обучение со строевой подготовки самих офицеров.
«Господам обер-офицерам должно оную весьма знать и уметь показать, дабы… подчиненных своих в надлежащее время без изнурения подробно обучать могли так, чтоб оное упражнение вообще всем забавою служило».
Интересно сравнить Суворовскую систему строевой подготовки с современной. Обучение военнослужащих начиналось со строевой стойки.
«Чтобы оные имели на себе смелый военный вид, головы вниз не опускали: стояли станом прямо и всегда грудь вон, брюхо в себя, колени вытягивали и носки розно, а каблуки сомкнуты,… глядели бодро и осанисто. Потом обучать поворотам: по-одиночке, по-шесткам, по-шереножно и всею командою в три шеренги. После приступить к хождению. Обучать сначала весьма тихим шагом, наблюдая прямизну стана. Потом делать шаг скорея».
И далее в той же последовательности, что и в современном Строевом уставе.
Главная задача строевой подготовки, считал Суворов, подготовить солдат к слаженным действиям в бою. Для этого он требует постоянное повторение экзерциции, чтобы «выученное не забывали».
«В обучении экзерциции, — наставляет командиров Суворов, — наблюдать, чтобы поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим». В этом случае рота будет «не токмо готова всякий час на смотр, но и на сражение со всяким неприятелем». А каждый воин «будет бодр, смел, мужествен и на себя надежен».
Большой интерес представляют взгляды Суворова на воинскую дисциплину. Требования беспрекословной исполнительности и жесткой дисциплины проходят через все наставление.
«Вся твердость военного правления, — считает полководец, — основана на послушании, которое должно быть содержано свято».
В то же время он требует от командиров сочетать требовательность с постоянной заботой о подчиненных.
«Ротный командир… к своим подчиненным имеет истинную любовь, печется об их успокоении и удовольствии: содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всем, что до их должности принадлежащем».
Очень современно звучит требование наставления подходить индивидуально к воспитанию каждого военнослужащего.
«Ежели кто из новоопределенных в роту имеет какой порок, яко то: склонен к пьянству или иному злому обращению, неприличному честному солдату, то стараетца оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние».
Подробно определяя в «Полковом учреждении» обязанности полковых чинов от капрала до ротного командира, Суворов создает стройную систему военного управления. В основу деятельности командиров он ставит твердое знание военного дела, служебных обязанностей, хорошую строевую выучку, усердие и личный пример. Офицер, считает полководец, «примером благородного своего поведения, полным знанием службы и попечительным исполнением оных ободряет и поощряет всякого из своих подчиненных к наблюдению своей должности, содержанию себя в непорочных поступках и делает вообще всех на себя надежными».
Особый интерес представляет глава наставления «Об убранстве и чистоте». В ней Суворов подробно описывает порядок ношения военной формы, приводит много «мелочей» армейской жизни: как делать прическу, заплетать косу и пудрить волосы, выбеливать перевязь и портупею, чистить мушкет
Жесткие требования по внешнему виду Суворов предъявляет и к офицерам. Он требует в наставлении «офицеру носить то, что солдатскому виду прилично».
Написанное более двух веков назад, «Полковое учреждение» доносит до нас многие особенности воинского быта екатерининской эпохи. Показывает, как много из того, что закладывал в систему обучения и воспитания воинов
Красной нитью проходят через наставление три главные мысли:
— подлинная солдатская храбрость, а с ней и победа в бою, возможны только тогда, когда воин «на себя надежен» — хорошо обучен и подготовлен;
— крепкая дисциплина скрепляет военный организм и делает «его твердость непоколебиму», без нее же «твердость в полку разрушитца и будет оной как грубое тело без души»;
— военные знания только тогда крепкие, когда они постоянно повторяются, закрепляются и пополняются, когда к ним «ежедневными опытами нечто присовокуплять».
Заканчивает наставление Суворов эмоциональным требованием
«содержать себя во всегдашней исправности, наблюдать свою должность в тонкости, жертвовать мнимым леностным успокоением истинному успокоению духа, состоящему в трудолюбивой охоте к военной службе, и заслужить тем самым бессмертную славу».
Хорошая статья, на пятерку Только почему мне всё Чонкин мерещился? - наверно, из-за сравнения "тогда" и "потом"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
замечательно!
0 Ответить
Спасибо.
По сути вы правы, но в военной среде этот термин употребляется и в таком контексте применительно к системе воспитания, как комплексу различных мер воздействия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Васильевич - голова!
Обучение и воспитание, по моему, тесно между собою связаны. Вспомните школу, слушая объяснения законов физики, кто-то дергал девченок за косички, и тут же получал, сначала по роже от девченок, потом замечание от учительницы. Ну и, подсознательно, что-то от физических законов.
Опять же, процесс обучения в составе подразделения, воспитывает в обучающихся такое, например, качества, как взаимопомощь. Так, что воспитание личности проходит в процессе обучения коллектива.
По моему, это я красиво задвинул
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может, я придираюсь, но, по-моему, обучать войска можно, а вот воспитывать - нет. Воспитание - процесс, воздействующий на личность, а не на воинские формирования.
0 Ответить