Между тем, мелодия, узнаваемая как «Лунная соната» — лишь часть целой сонаты, которая первоначально «лунной» даже и не называлась. Да что я все говорю загадками, да загадками. Давайте посмотрим, как появилась на свет «Лунная соната» и кто ей дал такое название.
А дело было так: в самом конце XVIII века Бетховен находился в расцвете сил, он был невероятно популярен, вел активную светскую жизнь, его с полным правом можно было назвать кумиром молодежи того времени. Но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора — постепенно угасающий слух.
Для обычного человека, и для музыканта в особенности, это настоящее потрясение. Страдая из-за недуга, Бетховен перестал выходить в свет и стал практически затворником. Его одолевали физические муки: постоянный неизлечимый шум в ушах. К тому же композитор испытывал и душевные терзания из-за приближающейся глухоты: «Что со мной будет?» — писал он своему другу.
В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем, совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем.
И вот представьте: сидят они перед инструментом совсем близко, так, что чувствуют дыхание друг друга… Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной… Подкрадывается вечер, свеча, освещающая нотные листки, теплым огоньком озаряет лица учителя и ученицы… Бетховен нежно берет руку девушки, чтобы правильно поставить ее на клавиатуру, и его сердце трепещет от волнения…
Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство, и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства.
Правда, все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей потери слуха, его материальное положение неустойчиво, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка! К тому же его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу.
Всю бурю человеческих эмоций, которая была в его душе то время, композитор передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.
Силу чувств, которые он испытывал во время сотворения шедевра, показывают события, произошедшие уже после его написания. Джульетта, забыв про Бетховена, согласилась стать женой графа Галленберга, который к тому же был бездарным композитором. И, видимо решив поиграть во взрослую искусительницу, напоследок отправила Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был жестокий «двойной удар» — как мужчине и как музыканту.
Композитор в поисках одиночества, разрываемый чувствами отвергнутого влюбленного, уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Три дня и три ночи он бродил по лесу. Когда его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить…
Бетховен написал сонату в 1800—1801 годах, называя ее quasi una Fantasia — то есть «в духе фантазии». Ее первое издание датируется 1802 годом и посвящено Джульетте Гвиччарди. Сначала это была просто Соната № 14 до-диез минор, которая состояла из трех частей — Адажио, Аллегро и Финала. В 1832 году немецкий поэт Людвиг Рельштаб сравнил первую часть с прогулкой по посеребренному луной озеру. Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения станет хитом всех времен и народов. И, наверное, удобства ради, «Адажио сонаты № 14 quasi una Fantasia» заменится большинством населения просто на «Лунную сонату».
Вот так родилось великое произведение: в муках любви, метаниях, экстазах и опустошениях. Но, наверное, оно того стоило. Бетховен позже еще испытал светлое чувство к другой женщине. А Джульетта, кстати, по одной из версий потом поняла неточность своих расчетов. И, осознав гениальность Бетховена, приходила к нему и молила его о прощении. Однако, он ее уже не простил…
Евгения Говорова, хотела просто отметиться в теме, но тут дискуссия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, спасибо))) этого как раз не хватало - отлично дополняет материал) второе исполнение действительно как-то ближе к моему, к примеру, восприятию) а в первом отличные картинки) Бетховена обычно изображают уже в зрелом возрасте- с таким яростным выражением лица и всклокоченной шевелюрой, интересно было посмотреть на изобр.его в юном возрасте) даж оригинал вот "Лунной сонаты" там промелькнул)))
0 Ответить
Евгения, по поводу "всклокоченного изображения" - Ваша правда. ))
Я, кстати, больше финал люблю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Говорова,
Очень хорошо, что Вам слышатся эти звуки. Они терзают нас, о чём я и пишу в стихах. Ведь, кроме личного, мы переживаем общественные и мировые проблемы. Там в космосе, тоже происходят процессы созидания и разрушения. Тонкая натура чувствует это, поэтому соединяется напряжением душевных струн, через дух. Спасибо за участие в этой непростой дискуссии. Ваша статья может наполниться неким продолжением такого участия, чему я буду только рада.
0 Ответить
Евгения Говорова,
Я написала «телесно-душевные струнки», а не духовные. Сильные духом люди следуют не душевным переживаниям, но вопреки ним. Поэтому преодолевают иногда «нечеловеческие трудности» с достоинством.
Музыка, же, навевает только те размышления, которые свойственны опыту слушателя, и не имеет никакого отношения к автору музыки. " Лунная соната" у всех, всегда, будет восприниматься по настроению и переживаниям их. Кто знает: о чём размышлял Бетховен, создавая её?
Кроме любви к женщине или мужчине, мы можем просто наслаждаться прекрасным и чистым светом Луны в ночном небе, и влюбиться в Мир – тот чудесный случай нашего живого прикосновения к его прелестям!!!
0 Ответить
Ладно, Ольга, Вы меня почти убедили))) Я Вас почти поняла))) Но вот что я - по поводу моих ощущений. Эта музыка даже по-своему трагедична, хоть Вы это и отрицаете. Прислушайтесь к "соль" в басу - этот пунктирный ритм, повторяясь на пртяжении всей композиции, он напоминает пунктир траурного марша. Уменьшенные аккорды, которые обыгрываются в середине - это сомнения, разлад, вопросы. Повторяющиеся триоли - мысль, которая не отпускает.
0 Ответить
Евгения Говорова,
Сейчас стало очень модно рассуждать о любви с чувственными оттенками душевных переживаний. Вы меня не понимаете: нельзя всё переводить на тесно-душевные струнки. Есть ещё более высокая ступень предназначения человека – и, гений, пользуется ей, вопреки телесным нуждам. Мне не свойственно копаться в личной жизни других людей. Я считаю это нарушением этики. Когда мы пытаемся размышлять над работой известных людей науки и культуры, то во многих статьях присутствует желание автора, через свои догадки, увлечь читателя от главной темы – гении на то нам даю свои шедевры, чтобы мы стали лучше и честнее, приближая себя к истинным ценностям.
Дар вечный, Дар святой…
Отрада и надежда
В едином звуке,
В порывах сердца,
Доброты, в разлуке
терзают нас невольно
Воспоминания.
О, как прекрасны
От любви,
Но и от горечи потери
Болью скорби
Наполнены они.
Связь нитью жизни, словно
из клубка,
спиралью улеглось,
В причудливый узор
давнишнего рисунка.
Его сплетение не разорвать,
не расплести –
Нельзя прервать мгновенья жизни,
Поэтому, нас "эта" нить
тревожит и манит….
Пока мы живы!
И божий дар
Прозрение дарит!!!
Надеюсь, что мои стихи будут понятны.
0 Ответить
Ольга Борисоглебская, произведение гения - на то и гениальное, что каждый видит в нем свое))) А никто и не копается в личной жизни Бетховена) Это история произведения. Возможно, я Вас и не понимаю, но так я понимаю его музыку))) А телесное и духовное всегда взаимосвязаны.
0 Ответить
Евгения Говорова,
Гениям, почти все, приписывают свои представления обо всё и вся. Лунную сонату впервые я исполнила публично на школьном вечере, будучи ученицей 11 класса. Третью часть не следует воспринимать как трагедию.
Разве, мы, преодолевая жизненные трудности, обязательно находимся в поражении? Разве успех разрешения этих трудностей не возносит нас на вершину счастья?
Подумать только: сколько всего сделано и придумано человечеством на протяжении веков. Что-то устаревает для нашего понимания вещей, а что-то живёт вечно. И так будет всегда!
Как важно, через себя, пропустить всю вселенную, объединиться с ней, стать не только частицею чего-то грандиозного, а через себя. Совсем маленькое существо, почувствовать созидателем и творцом.
У такого человека нет времени на пустяки, а тем более на зависть и войны. Такого человека не мучает угрызение совести и отчаяние одиночества. Уединение от суеты, вовсе не означает, отрешение от общества. Как раз, именно такой человек больше всего думает о других.
Главный «талант» такого человека – это всё видеть и слышать. Это означает: видеть в темноте и слышать в беззвучии.
У вселенной свои законы. Земля колыбель наша. Она же и мир наш! Но когда мы причастны к творению. Мы начинаем понимать и другие, вселенские премудрости.
0 Ответить
Ольга Борисоглебская, конечно, Вы правы))) Но никто и не говорит о трагедии) Это нормальные человеческие чувства) Это произведение - заключает в себе то переживание, а как Бетховен чувствовал дальше - мы не знаем. Возможно, он ощущал себя куда более счастливым с другой женщиной - Терезой Брунсвик. Или он получал такое наслаждение от звучащей внутри музыки, что все другие земные удовольствия не могли сравниться с этим. Как и всякое событие в жизни - и расставание, и потеря - двояко. Но как писала Ахматова: "...Каждый на этой земле испытать/Должен любовную пытку". Моя точка зрения такова: произведение об этом, но так же и о той вечности, которая открывается человеку в минуты отчаяния, о том просветлении, которое к нему приходит после боли. А так же и о страсти, и о прощении, и о радости любви))))
0 Ответить
Евгения Говорова,
Романтично написано и в современном духе. Но, как легко писать и думать о других, не зная настоящего. Почему все истории любви имеют такой оттенок отверженности?
А почему бы не попробовать рассмотреть драму с другой позиции. Бетховен сам, зная о своём недуге, отказался от близости. Все его личные невзгоды приписываются болезни. Но разве не доказал нам его «гений», что глухой может творить в «тишине»?
Одиночество его надо рассматривать как соединение с нами, живущими рядом с его музыкой. Его любовь цветёт в звуках вечности!
0 Ответить
Ольга Борисоглебская, ну конечно очень сложно передать что там они чувствовали, что думали...Послушайте "Лунную сонату" - это единственный путь приблизится к тому, как это было. Не знаю - я слышу страдание и борьбу. И боль. И не такую, когда человек говорит: "я оставляю тебя, во благо... - тебя, искусства, мира во всем мире и т.д.". А когда у него в душе разразился гром: "Почему мы не можем быть вместе? Я раздавлен, я теряю надежду, я как выжженая степь, но я - живу и борюсь!". Но вот из такой бури - рождается красота))))Вообще, конечно, это подвиг - музыканту творить в тишине. Это удел гения.
0 Ответить
Как прочувствованно написано, я бы даже сказала - страстно.
...Если Джульетта и приходила к Людвигу ван Бетховену, то он вероятно ее уже не мог услышать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
спасибо, Владимир)))!
0 Ответить
Евгения Говорова, Спасибо! Вы тоже, похоже, занимаетесь тем, чем сердце велит! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Снежана Фурсова, это да))) не могу без этого жить)))
0 Ответить
Всегда настороженно отношусь к статьям о музыке, но вашу читал с удовольствием.
Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной - тонко подмечено. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить