Алиса Селезнёва из фильма «Гостья из будущего» — это образ, созданный в три этапа. Впервые она появилась в 1965-м году на страницах рассказов писателя-фантаста Кира Булычёва, который в прямом и переносном смысле стал её родителем. Почему в прямом? Да ведь Алиса своим именем обязана дочери писателя, которая, впрочем осталась довольно равнодушна к своему «книжному» отражению.
Затем режиссёр Павел Арсенов внёс свой вклад в становление образа Алисы, добавив своё видение героини. Его Алиса — гораздо более романтичный персонаж, нежели в книгах Булычёва, и тот, кто читал цикл рассказов о её приключениях, конечно, помнит постоянное противопоставление научно-прагматичного склада Алисы романтико-героическому поведению её верного спутника Пашки Гераскина.
Наконец, Алиса не стала бы такой, какой мы её знаем, если бы не Наталья Гусева, прекрасно сыгравшая её в фильме. Мало кто вспомнит сейчас Алису из фильма «Остров ржавого генерала», которую сыграла юная Катя Прижбиляк. Да и в мультфильмах её роль также не столь ярка. Более того, сама же Наталья Гусева в более позднем фильме «Лиловый шар» уже совсем не та, что в «Гостье», и многие это вполне справедливо отмечают.
Таким образом, три человека, три видения, три взгляда породили ту девчушку, что спустя почти четверть века продолжает заставлять нас смотреть на неё влюблёнными глазами и грустить в финальной сцене прощания. Но любопытно ответить ещё на такой вопрос: кто же внёс наибольший вклад в её формирование? Писатель? Режиссёр? Актриса?
Большинство всё-таки олицетворяет Алису с Натальей Гусевой и даже скорее наоборот — в Наталье видят Алису. Но на мой взгляд, она была лишь инструментом в руках мастера. Я бы распределил значимость каждого из трёх участников, сотворивших девочку из будущего, в следующих пропорциях: 50% в её образ внёс Павел Арсенов и по 25% - Кир Булычёв и Наталья Гусева. Режиссёр умело подобрал и использовал материал из книг Булычёва, а затем осуществил невероятно точный выбор актрисы для своего фильма и, исходя из всего этого, мне кажется, его роль превосходит по значимости как роль создателя героини, так и роль актрисы, сыгравшей её.
Возможно, вскоре мы увидим совершенно новую Алису Селезнёву — её предположительно сыграет Дарья Мельникова в фильме режиссёра Олега Ряскова. Увы, опыт показывает, что далеко не всегда миллионные вложения в современном кино дают положительный результат, и становится несколько боязно, не запятнает ли новый фильм ту, арсеновскую, Алису.
Сколько лет прошло с момента первого просмотра «Гостьи», но этот фильм нисколько не надоедает, несмотря на то, что мы не видим в нём ни серьёзных трюков, ни ярких спецэффектов. Временами мне даже кажется, что я смотрю пародию на фантастику, когда сравниваю технический уровень «Гостьи» с уровнем нынешнего кинематографа.
Но не этим она пробирает, совсем не этим… Романтика, доброта, искренность — эти качества принесла в двадцатый век обычная девочка с необычно большими глазами. Уже в 90-х годах эти качества снова стали дефицитом, и каждый раз после окончания просмотра так хочется снова стать «чище и добрее»…
А японцы сняли про Алису аниме. Сразу видно, с кого они её срисовали ^_^
0 Ответить
Впечатления и рассуждения интересные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Боюсь, что новый фильм повторит историю с "Иронией судьбы-2", его разрекламируют, а потом забудут на следующий день после окончания проката.
Если делать новый фильм в стиле старого, то коммерческого успеха не будет, пойдут смотреть только поклонники старого, а их не так уж и много. У молодежи другие стандарты хороших фильмов. Хорошо, если смеха за кадром не будет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я тоже вспоминаю неприятные ощущения после просмотра "Иронии-2" и именно о ней я думал, упоминая о новом фильме с Алисой Селезнёвой. К счастью, в случае с "Иронией" новый фильм не испортил мнения об оригинале, а даже, напротив, подчеркнул его значимость и качество. Увы, не так много фильмов в новой российской истории я могу назвать качественными (если быть точным - на память не приходит ни один). Складывается мнение, что сейчас фильмы делаются только из денег и только для денег. Для меня своеобразной гранью между эпохами советского и российского кино стал фильм "Человек с бульвара Капуццинов". Это был один из последних фильмов для Андрея Миронова, и самим сюжетом он показывает конец вехи доброго кино
0 Ответить
Если делать новый фильм в стиле старого, то коммерческого успеха не будет.
Каганов рассказал на эту тему историю одного "римейка".
0 Ответить
Марианна, предупреждать же надо!
Кто теперь будет ремонтировать стул, который я сломал, упав с него, когда читал этот текст?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
А все же для определенного числа потребителей литературы настоящая Алиса - та, которая не в фильмах, а в книжной эпопее Кира Булычева.
0 Ответить
И думаю, что это правильно, Люба. Несмотря на то, что число людей, смотревших фильм, несравнимо больше числа читавших книги об Алисе, настоящая она (я бы сказал, её исходный/оригинальный/подлинный образ) именно в произведениях Булычёва. Хотя у Арсенова Алиса мне нравится больше...
0 Ответить