Каким же образом играет этот колокольный оркестр?
В стенки неподвижно закреплённых колоколов ударяют изнутри языки, соединённые проволочной конструкцией с управляющими клавиатурами (как в органе). Каждый колокол настроен на определённую ноту. При ручном управлении карильоном по клавиатуре ударяют руками и ногами, при механическом — с помощью огромных барабанов с отверстиями, в которые вставлены колки, при электронном — через компьютер, естественно.
Но автоматика в этом искусстве появилась, можно сказать, только что, с учётом его исторического возраста.
Археологи датируют самые древние из обнаруженных карильонов V веком до н.э., а место этих находок — Китай (да, и тут древние китайцы оказались первыми!). При их изучении выяснилось, что инструменты имеют широкий диапазон звука (например, хубейский карильон состоит из 65 колоколов с охватом 5 октав), а также возможность каждого колокола звучать в двух разных тонах, в зависимости от места удара по нему.
В Европе карильоны появились во Франции и Нидерландах (XIV-XV вв.) и вовсе не были связаны с китайским изобретением. Первое упоминание об этом дивном инструменте относится к 1478 году и связано с именем Яна ван Бевере (Jan van Bevere), доставившем удовольствие публике музыкальными аккордами на Glockenspiel (глокеншпиль в дословном переводе — колокольная игра). Считается, что именно он изобрёл клавиатуру для колокольного музицирования.
Через полвека появился первый передвижной карильон, затем в колокольных оркестрах стали увеличивать число колоколов и модернизировать клавиатуру. В мастерстве создания и настройки их прославились братья Хемони, Франц и Петер. Являясь весьма дорогостоящим сооружением, карильон стал знаком престижа, символизирующим высокое благосостояние города. С закатом XVII века развитие колокольно-карильонного дела приостановилось по тем же самым экономическим причинам. Жаль, ведь именно тогда прославились Мехеленские звоны, названные малиновыми.
И как раз Мехелен-Малин возродил это искусство в XIX в.: там зародилась традиция регулярных концертов на городской башне у собора Святого Ромбольта, сохраняемая до наших дней. Ещё одно имя мастера карильона сохранила нам история — некто Жеф Денин (Jef Denyn) давал тогда эти концерты. А Мехелен и теперь — столица колокольного искусства. Впрочем, об этом говорится в другой статье.
Но пальма первенства по количеству карильонов принадлежит Нидерландам (более 180). Здесь же появился и первый мобильный карильон (2003), созданный Будивижной Звартом, городским карильонером Амстердама. В Бельгии сейчас 92 карильона, во Франции 55, в Германии 33, за океаном — около 180.
А в России?
Начём с того, как у нас появился самый первый. Этому событию мы обязаны любознательности царя-плотника Петра I. Он и в Мехелен-Малин наведывался послушать колокольную музыку, и заказал карильон для Петропавловского собора во Фландрии. Поступил этот музыкальный инструмент в Петербург в 1720 году, но лишь через 25 лет был установлен, однако вскоре сильно пострадал при пожаре (1757).
Новый карильон, заказанный императрицей Елизаветой, был установлен почти через 20 лет (1776), но не прошло и века, как он расстроился и был частично демонтирован. В послереволюционные годы… ну, понятно, откуда у большевиков взяться интересу и бережному отношению к колоколам, глашатаям религии,
…Петербург вновь обрёл колокольный оркестр (и не один, а даже два) перед своим 300-летним юбилеем. Мехеленская королевская школа этого искусства, прежде всего, в лице её директора Йо Хаанзена, организовала международный проект «Восстановление Петропавловского карильона», и 15 сентября 2001 г. он зазвучал в в этой исторической крепости, которая обрела три уровня звона: православную звонницу с 22 колоколами, новый карильон из 51 и сохранившиеся 18 колоколов от прежнего, дореволюционного. А второй карильон размещён на Крестовском острове (там теперь 23 колокола с электронным управлением плюс 18 русских неавтоматических).
Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне тот же Йо Хаанзен (не только руководитель всемирно известной школы карильона, но и музыкант, композитор) исполнил с петропавловским колокольным оркестром песню Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон».
И Петергоф к трёхсотлетию (2005) получил в подарок музыкальный инструмент из 51 колокола (весит он, к слову сказать, 12 тонн). А ведь когда-то, в 1723 году здесь был… хрустальный карильон руки мастера Ягана Ферестера, состоявший из 56 «оркестрантов», механизм которого работал под действием падающей воды… От него остался один-единственный колокольчик, увы…
отзыв которых просветляет лица и освещает взгляды.
Очень интересно. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина, Владимир - спасибо за отзывы
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, пусть звучит... музыка...!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пробел за пробелом восполняю
Спасибо, Валентина.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить