Труженик
В древнегреческих мифах первые жители острова Эгина назывались «мирмидонес»,
В Китае муравей в качестве символа порядка, добродетели и неустанной службы, а также ревнителя субординации заслужил статус «насекомого-праведника». А в Мали их почитали как несущих благотворцев, основателей профессий строителя и ткача.
В Библии трудолюбие муравья отмечено как добродотель. В раннехристианском «Физиологусе» приводятся слова известного своей мудростью Соломона: «Иди к муравью, о ленивец, и будь мудр!».
А вот в индуизме и буддизме хлопотливая деятельность жителей муравейника рассматривалась как бесполезная суета, символ напрасных усилий тех, кто не осознает мимолетности бренного существования. Правда, это касается только этой ипостаси, в других эти насекомые весьма уважаемы.
Предсказатель изобилия
Немало поверий, связанных с муравьями, имеется в славянской традиции. По большей части они относятся к прогнозам по накоплению достатка в хозяйстве. Впрочем, у русских обнаружение рыжего муравья в доме — к счастью. Болгары и макендонцы уточняют, в чем заключается это счастье — в богатстве.
Болгары клали под камень мартеницу (нитяное украшение, которое привязывали на запястья, щиколотки, на шею и или на пояс), чтобы потом проверить, есть ли там муравей. Наличие насекомого расценивалось как знак обильного приплода ягнят. Сербы помещали на муравейник голову запеченого к рождеству животного, кости зажаренных в Юрьев день ягнят
Поляки в колядках желают хозяевам столько овец и телушек, сколько в лесу муравьев. Белорусские рыбаки ради обильного улова для удилищ выбирали деревья возле муравейника, а сети клали на него.
Трудолюбивый муравьиный народ наши предки отвлекали от прямых занятий, чтобы вызвать дождь (Сербия, Полесье). С этой целью они разгребали муравейник палкой с причитами: «Сколько муравьев, столько и капель»; «Як этые мурашки плувуць, так и дощ пусьць плыве».
В девичьих гаданиях муравьи символизировали желанное «нашествие» сватов. Чтобы увеличить число претендентов на руку и сердце, девица на выданье, по сараевской традиции, должна была в канун Юрьева дня бросать бедняжек горстями на стену родного дома приговаривая: «Муравейник на дом, а сваты в дом!»
Священное животное, обладающее целительными силами
У многих африканских и американских народов муравей является помощником Творца при создании мира. Во многих традициях разрушение муравейника символизирует несчастье. В народных сказках он часто выступает помощником героя (наравне с пчелой).
Индусы почитают черных муравьев в качестве священных образов, а всех в принципе, без разницы цвета — как носителей справедливости. В буддизме особым почетом пользуется белый муравей — символ кротости, самоограничения. Эстонцы считали их благими вестниками.
Славяне в отношении муравьев проявляли практичность. Их использовали в народной медицине для лечения ревматизма, ударов и ломоты в костях, лихорадки и даже бешенства.
Украинцы и белорусы заготавливали «муравьиное масло», которое, по народным поверьям, в определенные календарные дни, точнее, ночи (на Ивана Купалу, на Илью Пророка) выходит на поверхность муравейника в виде комка, а с восходом солнца тает. Процесс изготовления продукции насекомыми так и назывался: «Муравьи бьют масло». Она считалась очень полезной для укрепления и роста волос, исцеления больных рук и ног (видимо, суставов), да и вообще — приносит счастье.
Представитель загробного царства и подземного мира
В арабском тексте аль-Масуди (X в.) описывается славянский идол Чернобога в виде старца с кочергой (инструмента для ворошения костей в могилах). Под правой ногой его помещены изображения муравьёв (под левой — вороны).
У польских ведьм существовал жутковатый обряд бросания на очаг волос с бороды покойника, добытых из могилы, и каменной крошки с надгробия, чтобы расплодившиеся в доме жертвы муравьи причинили вред семейству. Хотя был способ попроще: подсыпать рукой плотника опилки в основание строящегося дома. Считалось, что это тоже привлечет муравьев в качестве орудия мести. Черный муравей в доме даже в единственном числе мог сильно напугать его хозяев и домочадцев, т.к. воспринимался превестником смерти.
Но предприимчивые селяне находили способ использовать этих насекомых для опознания колдунов. В Белоруссии все в тот же Юрьев день их рассыпали вдоль по улице, чтобы преградить дорогу ведьмам, и вычисляли их по выбору обходного пути. Украинцы действовали более изощренно: дорогу поливали отваром из содержимого муравейника, чтобы корова из хозяйства ведьмы отказалась идти по ней и тем изобличила хозяйку.
Что-то жаль мне стало муравьишек…
Валентина Пономарева, нашего участка в Кишинёве не советовал избавляться от муравейников на участке. Поэтому я "курировал" молодую кучу. Раза 2 её кто-то разгребал (не люди), тогда я накрыл её сеткой и она быстро пошла в рост. ... Но на этих обычных рыжих тружеЛЬников напали чёрные, помельче и перспективная куча опустела. Сами чёрные тоже не стали в ней жить. Я предположил, что и у муравьёв бывают войны. Муравьи - образец организации общества, кажется, у них нет ни царей, ни олЕгархов, все "живут вровень, скромно так...".
ЛюдЯм бы перенять кое-что у муравьёв !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, от вам муравейчики.
0 Ответить
После впечатляющих баллад о волках, орлах и других (не хватает быка) муравей как то затерялся.
Может от того, что слово это происходит из ивритского מרבי /мэраве - "Из множества".
Вам не надоело, что Я упорно бубню - иврит, иврит?...
А не возник у вас вопрос - А ПОЧЕМУ?
Тут, конечно, найдётся дежурный хохмач и, конечно, пройдётся насчёт моей психики, но к это уже давно не интересно.
А всё же - почему, а, Валентина? Г-жа Понромарёва?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Какой на фиг иврит? Вот вам этимология исконно общеславянского слова: morvъ - древнерусское слово - трава. С суффиксом uj образовалось из травы древнерусское МОРОВИИ - муравьи. Мравки - на болгарском, мравы - себско-хорватском, mrowka - польский. Все от общеславянского трава-мурава (мурова - в белорусском, мураха - в украинском). А муравей - травяник, травник. Русее просто слова не быает! Все четко прослеживается. Вот насчет иврита, как праосновы языковой я бы поспорила с Вами. Иврит - вторичный, искусственно созданный язык на основе заимствований и использований различных языковых единиц. Арамейский - да. Богатый древний язык. Натуральный как кофе из бобов кофейного дерева. А иврит - кофе из цикория. Вторичени и эрзацен как эсперанто. И Вам, как специалисту, это должно быть известно. Хотя я ничего против не имею - пусть развивается иврит и растет наравне с другими языками.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
[Владимир, историю иврита и всех прочих языков рассматривайте в своих статьях. Эта статья - не об истории языков. Л. Мельник]
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Эстонцы считали их благими вестникам. Ага, он пока доползет, так и весть намного желанней
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Зверский совет, но кого радикулит домогает - сгребите кучу муравью в мешок и тащите домой. Мешок просушите на солнце, перетряхивая. А потом на косточки больные. Мой дед говорил, они в Сибири руки-ноги в муравьинную кучу совали и так лечились. Мураший яд - самый пользительный из медленных ядов. Я еще пацанкой была и знала, что надо совать палку в кучу - пусть пообсядут - а потом слизывалли мы кислятину эту - так взрослые учили. Называлось - пить муравьинный мед.У муравьев нет онкологии. Когда это разгадают, а может и мы поживем еще. Я видела термитовые кучи в Латинской Америке высотой с виллу. Оттуда жаром пышет. Гул такой висит. И на границе Германии и Австрии тропу - ей с 3000 лет - вытоптана мурашами. А кучка нвелика. Это от Штутгарта миль 70.
Оценка статьи: 5
0 Ответить