Чтобы оградить себя от напастей, необходимо было искать высочайшего покровительства. Изложить свою просьбу, жалобу, рассказать о наболевшем можно было в обращении к Высшим силам с молитвой, произнесенной перед святыми иконами.
Неблагодарность — грех, и потому, в пылу горячей мольбы нередко давался обет, то есть, торжественное обещание, по исполнении просьбы, совершить какое-нибудь богоугодное дело, к примеру, пожертвовать церковному храму икону. Проситель, а им мог быть и мирянин, и духовное лицо, должен был заказать работу у иконописца и оплатить ее.
Религия имела прямое и непосредственное влияние на искусство. Ранний этап в развитии западноевропейской живописи, образцами которой могли служить лишь иконы, относится к периоду XIII — XIV веков. Иконописная программа задавалась теологами, и художники этого времени, следуя церковным канонам, подчеркивали возвышенность, недоступность библейских персонажей.
В то время человек почитался существом ничтожным, но согласно европейскому типу видения мира, заказчик мог присутствовать на полотне и даже как бы имел возможность выразить свое почтение, преклонив колени в непосредственной близости от Девы Марии и Святых. Словом, заплативший удостаивался чести быть изображенным на иконе.
Так расширялись старые оболочки религиозной живописи, новые привносили небывалые эстетические функции, символом которых стали появившиеся фигуры донаторов.
Донатор (donator) буквально переводится с латыни как «даритель». Сей «даритель» обращался в иконописной молитве к Святым, которые являлись покровителями самого заказчика, либо его ремесла или рода занятий. Какой именно Святой изображен, можно определить по атрибутам в его руках. Предметы указывали на прижизненные деяния и обстоятельства мученической кончины Святого.
Фигуры же донаторов внешне узнаваемы, так как портретное сходство с оригиналом было обязательным условием создания подобной иконы. Таким образом, заказчик не опускался до надписи «здесь был такой-то», а присутствовал лично, как бы физически приближался к Святым. Церковь поощряла возможность таких отношений, ведь набожный прихожанин тоже вовлекался в священный сюжет, устанавливалась связь между иконой и верующими.
Характерной чертой западноевропейской живописи этого периода становится постановка донатора в профиль или полупрофиль, что позволило отобразить характер, индивидуальность и присущие ему качества, подмеченные глазом нарождающегося портретиста, переданные рукою мастера.
В эпоху раннего Возрождения, еще сохраняя позднеготические традиции, искусство живописи испытывало сложный процесс развития. Церковное покровительство искусствам расширялось, но собственно ренессансные черты заключались в отвержении средневекового аскетизма и появлении темы преклонения перед красотой человека. Подобные картины стали обычными для многих художественных школ Италии, Германии, Нидерландов.
Заказчик же, будучи узнаваемым, подчеркивал факт собственной избранности, особого благословения, использовал его, дабы повысить свой авторитет среди сограждан, что уже часто преследовало политические и государственные цели.
Что касается живописи, то, зачастую фигура донатора становилась наиболее удачной частью картины, отправной точкой сюжета. Так постепенно акцент переносился на изображение человека, что и послужило толчком для развития жанра портрета в европейской живописи. Впоследствии искусство портретистов достигло высочайшего мастерства и психологизма, обессмертив проявления человеческого гения.
В эпоху кватроченто (четырнадцатый век) и Ренессанса лучше бы исправить до:
В эпоху Ренессанса А то как-то смешновато получается.
Фигуры же донаторов, конечно, меньшего размера, но внешне узнаваемы, портретное сходство с оригиналом было обязательно.
И это неверно (то, что выделено п/ж), пример - приводимое изображение. Конечно, я опоздала со всеми этими замечаниями, но правильней было бы хоть оговориться - не "конечно", а - "как правило". Совсем даже нередко донаторы смотрелись вполне соразмерно. Другое дело, что они изображались коленопреклоненными.
А в тэги обязательно бы надо вставить - "католицизм". Поскольку речь - о событиях после великого раскола. В восточнохристианской церкви эти личности именовались ктиторами. А здесь речь идет именно о зап. Европе, о католической религиозной живописи.
0 Ответить
Да, вот еще что. Не очень хорошо присутствие иконы православной при заголовке к статье о католической религиозной (само собой идет сравнение - хотя бы по наличию/отсутствию нимбов) живописи (говорю именно о живописи, а не о иконе - поскольку мы с вами, Ирина, понимаем, хе, почему вы написали именно вот так: "между иконой (картиной) и верующими" - это попытка сместить понятия. Но в заголовке-то ведь все равно речь - об иконе!). И слово "икона" здесь как-то режет глаз (((
В период треченто – тринадцатого века Треченто - это четырнадцатый век. 13-й век - дученто.
Художники этого времени (речь - о 12 или 13??? веке!) следовали византийскому стилю, подчеркивая недоступность библейских персонажей. Я бы поостереглась писать о "византийском стиле". После 1054 года - после Великого раскола (лишь Венеция, по ее контактам с константинопольским патриархом, держалась тут на особицу) какой мог быть в католической Европе византийский стиль? Ведь пишется же в статье: "иконописная программа задавалась теологами". Что же, при общем признании непреодолимых разногласий, после отлучительной грамоты - теологи никак не ориентировались в обстановке? Весь 11-й век, весь 12-й?
Между прочим, и в восточном, и в западном христианстве роль заказчика была очень и очень велика. Вы, Ирина, правы, они - платили деньги. Они и оформляли заказ. Что же касается предлагаемой вами трактовки
читать дальше →
Тут все было несколько иначе. Надо иметь в виду, что искренне верующие люди у патрональных святых, а также у Богоматери (Мадонны - если говорить в стиле статьи) и Иисуса Христа просили заступничества и покровительства по самым разным поводам. Здоровье свое и семьи, продолжение потомства и проч... Ну и, естественно, заступничество было необходимо для обеспечения благополучия в загробном мире. В этом изображении не святые становились доступнее (расстояние как было - так и оставалось, горнее и мир как разделены были. так и оставались разделенными), эти картинки являли собой зримое свидетельство молитвенного обращения донатора к святым. Это было не Распятие с донатором (как у Босха), а молитва донатора Христу Распятому. Не Рождество с донатором, а молитва донатора святой Деве. Вот потому чаще всего донатор коленопреклонен.
("Здесь был я" - крутая идея)))
0 Ответить
Здравствуйте, Люба!
Огромная благодарность за Ваш великолепный, обширный, подробный, дельный комментарий.
Попробую поступенно ответить.
Согласна, чем путаться с "чентами", лучше бы мне применить термины "проторенессанс", "раннее Возрождение", "эпоха Возрождения".
По поводу размеров фигур, я немного пояснила в ответе на один из комментариев, а в статье, действительно, пришлась бы оговорка "как правило".
Речь в статье, действительно, о Западноевропейской католической иконописи, что мне не помешало бы уточнить.
А уж присутствие православной иконы можно истолковать разве что как пример для сравнения. Сожалею, что доверилась редакции в подборе картинки к статье и впоследствии не решилась оспорить.
Вы рассуждаете о "византийском стиле" как очень грамотный историк. Особенно Ваша оговорка о Венеции просто ответ к вопрсу. Дело в том, что школа иконописи зародилась в Венеции, и она то и была родоначальницей как Западной, так и Восточной иконы как таковой. Отсюда и родство. Но мне нужно было либо объяснить понятно, либо уже не лезть в эти дебри.
Последняя Ваша мысль просто замечательна и выражена хорошо, но если бы я не изложила свою, возможно не было бы и Вашей.
Вы подарили мне новый взгляд на мою статью, захотелось переработать. Жаль, что не случилось нашего сотрудничества до ее публикации. Возможно, случится в будущем.
С благодарностью и уважением, Ирина.
0 Ответить
Ирина, вы ведь можете идеи, лишь намеченные в статье, развить - и таким образом продолжить работу над темой. А относительно иллюстраций - редакция приветствует деятельное сотрудничество, высказывайте мнение, свое отношение, помогайте иллюстратору.
0 Ответить
Благодарю!
До новых, уверена, плодотворных встреч!
0 Ответить
Здравствуйте, Агата! Спасибо за комментарий. Рада встретить человека, разделяющего интерес к искусству.
0 Ответить
Очень интересно! Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Здравствуйте, Денис! Спасибо за комментарий. Гашека обожаю, рассказ, к превеликому сожалению, не читала, но ход мыслей, кажется, понятен и нравится. Если проследить за развитием иконописи с изображением донаторов, то размерами их фигуры постепенно стали соперничать со Святыми, и при беглом взгляде не сразу и определишь, кто там главный, а уж сам ваятель мог остаться вообще неизвестным. О времна, о нравы!
0 Ответить
А читали рассказ Гашека об образе Святого Гильдульфа? Которого не было в святцах, а назвал его так художник по фамилии своего дядюшки-трактирщика. И как потом этот святой начал творить чудеса и несколько епископов требовали от Ватикана признать его.
0 Ответить
Здравствуйте, Галя! Я рада, что Вы в целости и сохранности вышли из трудных переп.., ой, перелетов! Огромное "мерси" за внимание к "донаторам". Жизнь такова, что и голову поднять недосуг, хотя бы до уровня иконостаса. С благодарностью.
0 Ответить
Жизнь такова, что и голову поднять недосуг, хотя бы до уровня иконостаса.
Сильно. Правда. Люблю, когда говорят с ходу афоризмами.
Здравствуйте еще раз. У меня где-то была оговорка по Фрейду? Как только вспомню, как выгружают фото с камеры, так и напишу о переп...летах на Острова Зеленого мыса......
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Смутно что-то помнила, так бы и забылось, если бы не Вы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить