Борис Рохленко Грандмастер

Алма-Тадема – мужчина или женщина? И то, и другое!

Никогда прежде не слышал об Альма-Тадема, не видел его картин. Случай привел меня на сайт с его картинами. Но насколько это был счастливый случай! Какие краски! Какая техника! Какая фантазия!

«Колизей». Три фигуры на балконе рассматривают нечто внизу, вероятно, праздничное шествие. Точнейшее воспроизведение фигур, тканей, детальная прорисовка лиц. Но и все остальное — с максимальным количеством подробностей! Само здание Колизея — все арки, какие-то конструкции наверху, в каждой арке — статуя. И не просто очертания — видно, что они все различные. Фризы мраморных ваз, внизу — какой-то военный парад и толпа гуляющих. Праздничное ощущение!

Колизей Море за окном, богатейшее убранство комнаты (декор стен, чеканные створки окон), свитки со стихами… А какие читательницы! Молодые, красивые, стройные, мечтательно-задумчивые… Какие ощущения вы испытываете перед этой картиной? Вам не хочется оказаться поблизости? Предаться удовольствию от чтения стихов? Погрузиться в атмосферу безмятежности, покоя, ожидания счастья?

Любимый поэт У меня сложилось впечатление, что сэр Лоуренс Альма-Тадема был очень счастливым человеком. В его картинах (почти во всех) нет драматизма, а тем более — трагизма. Все пронизано солнцем, все светится. Художник одевает своих героинь и героев в легкие ткани, прозрачные, и вы ощущаете физически их колебание при дуновении ветра. (Можно спорить об одежде: что это не римлянки Древнего Рима, это современные художнику или чуть устаревшие платья. Наверное, это так и есть. Но впечатление от этого не меняется!) Мне кажется, если такую картину повесить на стену — она раздвинет помещение, в нем станет намного просторнее и светлее!

Следуя за мастерами Возрождения, сэр Лоуренс рисует обнаженные женские тела. Идеальные формы (скорее, идеализированные, но похоже, что модели были близки к тому, что донес до нас мастер)! А обстановка, в которую художник ставит героинь: архитектура, отделка, белый мрамор…

Любимая привычка Женщины в его картинах — молодые, мечтающие, романтические, без намека на плотские страсти, в их лицах — скрытая радость. И они похожи на жену и дочь художника. Известно, что все художники рисовали своих жен и любимых. Сэр Лоуренс не оказался исключением.

К слову, и та, и другая были художницами и были ученицами мужа и отца. Жена сэра Лоуренса Лаура Тереза Альма-Тадема (1852−1909) была и талантлива, и известна. С 1873 она выставляла регулярно свои работы в Королевской Академии Искусств и в других галереях в Лондоне и в Великобритании, в Берлине и Париже, а в 1878 получила Серебряную медаль на Всемирной Выставке в Париже. Лаура Тереза постоянно выставлялась в Салонах в Берлине и получила золотую медаль немецкого правительства в 1896, когда ее лучшие картины были куплены Императором. Она также рисовала для английского «Иллюстрированного Журнала».

Скребки и мочалки Лаура подписывала свои картины так же, как и сэр Лоуренс. Из-за этого возникает путаница (и по сей день) — чья же это картина? Надо полагать, что жена по таланту если и отставала от мужа, то очень и очень незначительно.

Художник скончался в возрасте 76 лет, в 1912 году. (Лаура Тереза умерла за три года до его смерти)

Вот его титулы и звания:
Член-корреспондент Королевской Академии искусств с 1876 года,
Действительный член Королевской Академии искусств с 1879 года,
Королевской Академии Romana di San Luca с 1907 года,
Обладатель ордена Почетного легиона
Почетный член Театрального общества Оксфордского университета (Алма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум»)

А вот что было опубликовано в 2006 году в связи с именем художника:

Рояль Алма-Тадема «Рояль Alma-Tadema: музыка за 1,2 миллиона долларов

Гостиная не будет выглядеть безупречно и респектабельно до того момента, пока в ней не появится большой, величественный рояль.

Недавно компания «Steinway» представила первый рояль из своей новой коллекции
«Legendary Collection». Он называется Alma-Tadema — в честь известного мастера-декоратора сэра Лоуренса Алма-Тадема, и в точности воспроизводит модель 1887 года выпуска.

Тот инструмент был продан в 1997 году за миллион 200 тысяч долларов, войдя в историю как самый дорогой рояль в мире. Новый Alma-Tadema стоит почти в два раза дешевле — 675 тысяч долларов. Вполне вероятно, что найдется немало желающих обладать этим прекрасным инструментом и настоящей легендой из мира музыки."

Прекрасный художник! Можно, конечно, поискать в его картинах (и найти) какие-то неточности, фантастические детали, нехарактерные для быта изображаемого времени, но пусть этим занимаются буквоеды. А лучше просто насладиться мастерством и богатейшей фантазией автора солнечных полотен!

Обновлено 26.08.2008
Статья размещена на сайте 21.08.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересно. Не знала, что их двое!

    Оценка статьи: 5

  • Великолепная зарисовка, особенно мне понравилось начало, красивый стиль изложения и описания картин!!!

    Оценка статьи: 5

  • В одной вирт. галереи Скребки и мочалки названы: "Лопатки и губки" 1879 Как бы припасть к первоисточнику? Губки - все ж вернее. Мочалки - от изготовленного из древесного луба мочала, губки - от морских животных.

    "Любимая привычка" - как-то не очень. Может, все же - Любимое занятие?

    Чего вяжусь-то: автор картин тем и славился, что к деталям придирчив. Это для нас драпировки на персонажах, для него - конкретные одеяния, грамотному зрителю предоставляющие максимум информации о носителе.

    Оценка статьи: 5

    • Люба, спасибо за комментарий. Трудно возражать, да и нечего. Ко мне названия приходят вместе с картинами. Если есть русское название - я его и воспроизвожу (имею ли я право переименовывать? думаю, что нет). Если название на иностранном - приходится искать эквивалент.

      Вот, кстати, одно никак не ложится на язык, все по-русски звучит неуклюже. Я думаю, что есть хорошее адекватное название, но я его не знаю. Может быть, вы: QUIS EVADET.