Так что же такое шансон? А тем более, направление «русского шансона»?
- Шансон — французское слово, означающее в переводе — песня.
Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевшие письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье (т.е. «песняры» в прямом переводе) развили её. Лучшие песни фольклоризировались и создали городской песенный пласт. Они стали эхом народных проблем и чаяний, сохранили национальное своеобразие французской песни, в то время как эстрадное коммерчество пошло по пути массовой поп-культуры.
Французская песня трижды оказывала сильное влияние на русскую. В конце XVIII и начале XIX века это было влияние романса. В конце XIX и начале XX века песенки фривольного содержания, получившие название шансонеток, перекочевали со своей стилистикой в другие культуры, в том числе русскую. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.
Пионеры русского шансона: С. Сарматов, Ю. Убейко, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова, Я. Ядов, М. Ямпольский, Л. Утёсов, А. Баянова. Существовал тогда так называемый босяцкий, или «рваный», жанр, позже запрещённый в 20−30-х годах.
С 30-х годов русский шансон развивался у нас в «подполье» и за рубежом, среди эмигрантов. Начиная с 1957 года, когда на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве блеснул своими песнями Ив Монтан, началось влияние мирового шансона на советскую эстрадную, бардовскую и «подпольную» песню:
- М. Бернес и Ж. Татлян;
- барды Е. Агранович, А. Галич и В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий, А. Дулов и другие;
- «подпольщики»: А. Северный и К. Беляев, ансамбль «Братья Жемчужные», «Магаданцы», «Обертон»…
Ещё ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80−90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона.
Думаю, что люди, поющие шансон, отличаются от других исполнителей в мелодическом строении, в подходе к словам своих песен. В русском шансоне выливается миру русский дух, его менталитет. Песни в стиле «шансон» недостаточно просто слушать — их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Это песни про жизнь, отражение реальности сегодняшнего дня.
Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. Такие люди среди сторонников шансона подчёркивают, что «блатная песня — это часть нашего национального достояния». Противники сетуют на то, что популярность блатной песни — знак криминализации общества, падения нравов; шутники уверяют, что такие песни провоцируют потребление алкоголя.
На самом деле, одна из составляющих шансона — песни о неволе, тюрьме и зоне,
Также могу сказать, что нет исполнителей, которые всю жизнь пели бы только блатную песню. Меняется эпоха, другой тип и условия жизни, другая музыкальная и поэтическая стилистика, другая аудитория… Например,
В шансоне неоспорима важность текста, а не музыка. Но есть исполнители, которые придают значение не только смыслу, но и красивым аранжировкам: Анатолий Днепров, Михаил Круг, Слава Медяник, Александр Кальянов, Александр Розенбаум.
Шансон — это мужские песни, которые любят слушать женщины. Хотя среди представительниц прекрасного пола есть чудесные исполнительницы, такие как Катя Огонёк, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская.
Классический шансон — это когда у человека нет голоса, но поёт он от всей души (яркий пример тому — Марк Бернес). Прежде всего, это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног.
Некоторые считают шансон примитивным жанром. Но если взглянуть критически, то видно, что русский шансон находится в полосе высоких предпочтений, и, хотя твёрдого понимания границ этого творческого течения в отечественном песенном искусстве ещё нет, проявляется тенденция в пользу понимания русского шансона не как узкоблатной песни и не как содержательной песни многих творческих течений, а как русскоязычного городского песенного фольклора и авторских песен, ориентированных на эту разновидность фольклора.
Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с ненавистью. Ведь этот музыкальный жанр — неотъемлемая часть нашей культуры жизни. Если слушаешь песню и у тебя по коже «бегут мурашки», невольно возникает ностальгическое чувство — значит, песня «цепляет» и надолго! Что-то есть в этом творчестве такое, что задевает душу и сердце, огрубевшее за последние непростые годы.
Шансон для меня — это такое ощущение, когда ничего больше сделать не можешь, разве только запеть… А русский человек постоянно находится в таком состоянии.
Для справки:
- Шансон (франц. сhanson) — французская песня — народная, профессиональная полифоническая XV−XVI вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье).
- Шансонетка (франц.chansonnete):
1) песенка игривого, часто фривольного содержания;
2) исполнительница таких песенок в кафешантане, ресторане.
- Шансонье (франц.chansonnier) — французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, часто автор их слов и музыки. В числе шансонье — П. Дюпон, Г. Монтегюс, М. Шевалье, Э. Пиаф, Ив Монтан, Ш. Азнавур.
Екатерина Лейкина, 5!! Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. Такие люди, среди сторонников шансона подчёркивают, что «блатная песня – это часть нашего национального достояния», противники сетуют на то
Многие - это КТО? если про шансон нашей многострадальной - полагаю, что ВСЕ.
Каждый второй либо сидел либо служил, каждая каждая ждала..
----------------------------------------------------------------------------------------------------
О Франция, мой час настал: я умираю!
Возлюбленная мать, прощай: покину свет, -
Но имя я твое последним повторяю.
Любил ли кто тебя сильней меня? О нет!
Я пел тебя, еще читать не наученный,
И в час, как смерть удар готова нанести,
Еще поет тебя мой голос утомленный.
Почти любовь мою - одной слезой. Прости!
Когда цари пришли и гордой колесницей
Тебя растоптанной оставили в пыли,
Я кровь твою унять умел их багряницей
И слезы у меня целебные текли.
Бог посетил тебя грозою благотворной, -
Благословениям грядущего внимай:
Осеменила мир ты мыслью плодотворной,
И равенство пожнет плоды ее. Прощай!
Я вижу, что лежу полуживой в гробнице.
О, защити же всех, кто мною был любим!
Вот, Франция, - твой долг смиренный голубице,
Не прикасавшейся к златым полям твоим.
Но чтоб ты слышала, как я к тебе взываю,
В тот час, как бог меня в иной приемлет край, -
Свой камень гробовой с усильем поднимаю...
Рука изнемогла, - он падает... Прощай!
------------------------------------------------------------------------------------------------
Мне жаль,
что это - НЕ НАШ ШАНСОН.
Оценка статьи: 5
0 Ответить