И вот два года назад весенним днём я с экскурсией отправилась на встречу с землёй Шукшина. Миновав Бийск, мы через полчаса свернули с Чуйского тракта в старинное сибирское село. Отсюда, из Сросток, принёс Шукшин в литературу новые сюжеты, темы, интересные образы. Малая родина стала живительным источником многогранного творчества алтайского самородка, об этом его слова: «И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови…»
Село оказалось большим — около трёх тысяч жителей, есть школа, клуб, магазины и аж три музея — и все посвящены Шукшину. Сначала мы поехали к дому, который Василий Макарович купил своей матери в 1965 году на гонорар за роман «Любавины». Здесь Мария Сергеевна прожила почти семь лет. Место Шукшин выбрал на взгорке, у подножия горы Пикет, дом виден издалека. Во дворе — яблоньки, черёмуха, сирень, в огороде — аккуратные грядки, в саду — смородина, ирга, облепиха, у крыльца — клумбы с цветами. Работники музея стараются создать ощущение незримого присутствия хозяев дома.
Мать писателя любила этот дом, ведь многое тут сделано сыном: летняя кухня, веранда, банька, паровое отопление. Как только удавалось Шукшину оторваться от своих многочисленных дел, так всё хлопотал во дворе, старался помочь матери. Мать сыграла огромную роль в духовном развитии сына. Она всегда была для него самым добрым и самым интересным человеком, с которым хотелось поделиться заботами и радостями. Многие истории, поведанные матерью, писатель взял впоследствии за основу своих рассказов.
Мария Сергеевна старалась украсить свой дом: связанные крючком и вышитые занавески, скатерти, полотенца, салфетки, домотканые половики — всё дело её неутомимых рук. В комнатке Василия Макаровича — кровать, убранная белым покрывалом, небольшой шкаф с книгами, письменный стол. А на столе личные вещи: пачка сигарет, трубка, пишущая машинка, часы. Кажется, что сейчас он выйдет и скажет: «Люди, милые люди, здравствуйте!». Вот здесь, в маленькой комнатушке, где в небольшом окне открываются алтайские просторы, происходило что-то важное. И это «что-то» потом давало толчок для появления сценария или рассказа, для размышлений в статьях.
Детские и юношеские годы
Главное здание мемориального музея
В старой школе была воссоздана обстановка школьного класса 40−50-х годов двадцатого века: чёрные школьные парты, учительский стол с глобусом, пособия по разным предметам, аттестат зрелости за курс средней школы, полученный Василием в 1953 году. В музее сохранились также документы, связанные с поступлением
Имя Шукшина многие годы приводит в далёкое алтайское село почитателей его таланта. Здесь, на родине писателя, каждое лето в конце июля проводятся Шукшинские дни с литературным праздником на горе Пикет. Тысячи людей поднимаются на эту гору, чтобы поклониться земле, на которой родился и вырос человек с обострённым чувством справедливости, искавший всю жизнь правду, восклицавший «Что с нами происходит?».
Наступивший год объявлен Годом Шукшина на Алтае: выдающийся писатель, режиссёр и актёр отметил бы в 2009-м своё 80-летие. Как же готовятся Сростки? В селе весь год будут проходить концерты, выступления, творческие встречи с участием различных музыкантов, оркестров, чтецов и самодеятельных артистов. Состоится международная конференция, посвящённая жизни и творчеству Василия Макаровича. К традиционному Шукшинскому празднику музей получит дополнительное здание, будет установлен памятник героям рассказа «Жил такой парень». Летом в Сростках закончится строительство православного храма святой Великомученицы Екатерины, одного из красивейших на Алтае.
Трепетное, незабываемое чувство остаётся на душе после посещения Сросток, в которых жил и творил странник и мыслитель, алтайский новеллист
Лучше Шукшина не сказать: «И прекрасна моя родина — Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором».
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...