Виктор Покидько Мастер

Под какой звездой родился Иисус?

Рождество во многих странах — один из любимейших праздников. Его приближение ощущается за много недель. В предпраздничные вечера города превращаются в настоящую сказку: улицы, фасады домов, окна и балконы различных учреждений и предприятий загораются тысячами разноцветных огней.

В странах, где христианство — господствующая религия, Рождество отмечают 25 декабря, ибо согласно утверждению церкви именно в ночь на 25 декабря в окрестностях Вифлеема родился Иисус Христос. Откуда же взялась эта дата, ведь в евангельских и других новозаветных текстах не упоминается о времени рождения Иисуса?

Например, в древнейшем Евангелии от Марка (согласно традиционной датировке — 50−60 г. г.) вообще отсутствуют сведения о рождении Иисуса, а в более позднем Евангелии от Иоанна, датированном 80−100 г. г., где Иисус Христос изображается уже Богом, сошедшим с небес о земном рождении Спасителя так же ничего не говорится.

И только в Евангелиях — от Матфея и от Луки — появляются рассказы о рождении младенца от Девы Марии, но без указания даты.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему…» (Матфей. 2:1−2).

Согласно Матфею о рождении Иисуса волхвы узнали по взошедшей на востоке звезде. «[И] се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец, Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою».

Итак, волхвы, по Матфею, пришли с востока. А по версии Луки, пастухи были «в той стране», где предстояло родиться Иисусу, и о рождении Христа они узнали не благодаря своей мудрости и проницательности, а вследствие «явления Ангела Господня», возвестившего великую радость (Лука. 2:9−20). И еще, у Матфея ничего не говорится о яслях, в которые Мария положила первенца своего, но упоминается звезда Иисуса, которую волхвы видели на востоке (Матфей. 2:2, 7, 9, 10,).

Напротив, у Луки, ничего не говорится о звезде, но несколько раз упоминаются ясли (Лука. 2:7, 12, 16). Например, «…и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лука. 2:12). И этот простой, и легко объяснимый факт служит таинственным знаком Господа для пастухов. Лука даже находит весьма простое объяснение этому факту: «…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было места в гостинице».

Почему же так отличаются рассказы двух евангелистов о рождении Иисуса? По всей видимости, Лука и Матфей писали об одном и том же, но аллегорическим языком, не раскрывая всех тайн и подробностей рождения Иисуса, сознательно давая различные экзотерические версии, чтобы покрыть покровом аллегорий эзотерический смысл земного воплощения Сына Божьего.

Но, посвященный в христианские мистерии мог свободно разобраться в этих текстах: «Гностические сказания сохраняют описания главных сцен, какие с незапамятных времен представлялись посвященным в мистериях, но на бумаге они были одеты в одежду полу аллегорий. Старые Танаим — посвященные, от которых взяли потом талмудисты мудрость кабаллы, словесной передачи — понимали тайну языка мистерий. И на этом языке мистерий были написаны Евангелия». (Блаватская Е. «Евангельский эзотеризм»)

Очевидно, что не так-то просто понять многие аллегории в евангельских текстах, поэтому попытаемся объяснить это с точки зрения астрологии. Например, древние астрологи считали, что в созвездии Рака существует некое темное пространство или точка, из которой прилетают на Землю невидимые души и вселяются в новорожденных. Эта точка — звездное скопление, подобное Плеядам, называется — Ясли. Описание этих звезд можно найти у Плиния Старшего: «В знаке (созвездии) Рака есть две маленькие звездочки, называемые Ослятами, а среди них маленькое облачко, которое называют Яслями».

Древние египтяне считали рака священным существом и именно в созвездии Рака (которому и принадлежит звездное скопление Ясли) около 2000 лет назад находилась точка летнего солнцестояния (самый продолжительный световой день), Как известно, Солнце после прохождения этой точки начинает, подобно раку, «пятиться» назад. В этот период на ночном небе можно было наблюдать созвездие противоположное дневному, то есть созвездие Козерога, и наоборот, когда в день зимнего солнцестояния Солнце находится в созвездии Козерога, то на ночном небе в северном полушарии будет созвездие Рака.

Следовательно, в I веке н. э. зимнее солнцестояние сопровождалось появлением на ночном небе созвездия Рака со звездным скоплением Ясли. А отсюда можно сделать вывод, что в момент появления на свет Иисуса, на небосклоне появилось звездное скопление Ясли, видимое невооруженным глазом и похожее на облачко.

Матфей пишет, что волхвы шли за звездой ночью, так как после принесения даров новорожденному отошли ко сну и получили во сне откровение не возвращаться к Ироду. (Согласно Луке, Ангел Господень является пастухам так же ночью, «которые содержали ночную стражу»). Вероятней всего, что волхвы тогда видели на небе именно созвездие Рака со звездным скоплением Ясли.

Значит, можно предположить, что рождение Иисуса Христа в I веке н. э. пришлось на период зимнего солнцестояния, когда как раз на ночном небе восходило звездное скопление Ясли, окруженное Малыми Ослятами.
Это вполне согласуется с датой 25 декабря, узаконенной в 431 г. на Эфесском соборе.

Использованы материалы:
1. С. Мягков. «Под какой звездой родился Иисус?»
2. Е. Блаватская. «Евангельский эзотеризм».

Обновлено 14.12.2006
Статья размещена на сайте 8.12.2006

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 декабря 2006 в 14:12

    Виктор, я Вас очень прошу - если возможно, дайте именно тот текст, который опубликован Вами ранее: Рождество Христово. Там все логично и четко, а здесь - размыто и непоследовательно. И при чем здесь солнцестояние, это чисто астрономический термин, оно бывает 22 или 23, но не 25 декабря, говорим солнцеворот, который был четко привязан к дате 12 декабря по старому стилю.

    И откуда такие данные, что, по Иоанну, Христос сошел с небес? Это на него Дух Божий сошел, а он тут и был...

    Чудеса и звезды на Рождество. - тоже версия о звезде.

  • Спасибо! Это очень интересная статья. Меня еще интересуют подробности перенесения Русской Православной Церковью Рождества с 25.12 на 7.1. Если у Вас есть ссылки, где это объясняется в деталях, буду признательна . Я никак не могу понять этот "трюк" с разными календарями. Получается, до какой-то даты все было, как у всех, но было какое-то отставание в 13 дней. В чем оно выражалось? Почему вдруг решили все изменить: праздники перенеслись, дни рождения стали считаться как бы в двойном формате. Спасибо заранее

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 декабря 2006 в 20:08

      Вот только не РПЦ перенесла свои праздники, это остальной христианский мир сдвинул календарь на 13 дней.
      "Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был введен с 1 января 45 г. до Р.Х.
      "В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. "
      "Более поздние исследования астpономов позволили опpеделить, что солнечный год меньше на 11 мин 14 секунд по сравнению с принятой юлианской длиной года. Поэтому за каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сyтки. Для того, чтобы избежать неточностей, в 16 веке был создан Григорианский календарь, называемый сейчас "новым стилем". "
      "Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Он был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года. "
      Ну и все, собственно, а РПЦ папа не указ. Так и осталась Россия православная до 1917 года в старом стиле. А вот большевики перешли на григорианский календарь. А церковь от государства отделили и она сама определялась, как ей быть. И не пожелала пользоваться новым стилем, есть на то свои причины - по новому стилю случаются совпадения дат пасхи еврейской и католической, а РПЦ не желает этого... Да покопайтесь в Интернете, интересно же...

      • Спасибо, уже покопалась . Поняла "трюк". Все было "неправильно, но как у всех" до 4 октября 1582 года (конец старого и начало нового, "правильного" отчета времени в Риме (+10 суток) по Григорианскому календарю). Потом Патриарх Иеремия II отказался перейти на новый, более точный с точки зрения астрономии календарь, и Россия "пошла своим путем" и стала жить по своему календарю, не совпадающему с остальным Христианским миром и не соответствующему действительности. Разница накапливалась и на момент принятия большевистской Россией (предпоследней страной в Европе!) "реального времени", уже составляла 13 суток. И это еще не предел

        Кстати, все же считаю формулировку "РПЦ перенесла свои праздники" вполне корректной, ведь в России до 1918 года справляли Рождество 25 декабря, как и везде . Другое дело, что это 25 декабря приходилось на 7 января в остальном христианском мире.

        Конечно, "несовпадение" с Песахом и противостояние с большевиками, вероятно, было очень важно для РПЦ на каком-то этапе. В духе нашего времени это видится несколько иначе . Как-то логичнее выглядит справление Рождества сразу после дня осеннего солнцестояния, не говоря уже о том, что пост сдвигается на время перед Новым годом (для религиозных людей это, вероятно, важно). Ну, о единени с другими христианами я уж и вообще молчу. Последний абзац - исключительно мое ворчливое мнение, не претендующее на последнюю инстанцию

  • Да, итак много получилось.

  • Есть предположение, что Иисус родился осенью.