Утром встал, выпил кофию и за работу. Надо бы наваять 5−6 страниц нового романа про визит Воланда в столицу. Как! Сюжет уже был востребован? Какая наглость. Придется сочинить про полковника, которому никто не пишет. Вот был бы я в этой жизни чиновником или даже генералом. Потом умер. Через пару месяцев никто, кроме кредиторов, и не вспомнит. А тут слава, как у Пушкина. Ай да сукин сын. Всех перехитрил. Даже вечность. Вигвам!
То есть — фиг вам.
Из огромной толпы пробьются «наверх» единицы. Ваш шанс — один к пяти тысячам! Нет, соврал. К десяти. В казино при таких правилах игры давно бы не осталось ни одного клиента. Здесь же — столпотворение.
У вас еще не пропало желание стать писателем? Тогда запоминайте.
Вы считаете себя непризнанным, но очень гордым гением. Публикуете свои работы и ждете отклика благодарной читательской аудитории. А также приглашения крупного издательства. Плюньте. Ваш удел — подметать дворы или работать инженером по технике безопасности в автохозяйстве.
Научитесь себя продавать. Да, да, да. Писатель и девка на панели имеют одинаковые корни.
Нет, конечно, если вы пишете «в стол», честь вам и хвала. Сами пишете, сами и читаете. Не жаль. Эта статья не для вас.
Вы готовы выйти на панель? Молодцом. Идем дальше.
Прежде всего, надо добиться, чтобы ваш файл был раскрыт максимальным числом читателей. Значит, придумываем броское название и яркую аннотацию. Например. Вы написали рассказ. Начинающий писатель пишет только рассказы. Если же вы наваяли сразу повесть или роман, то это клиника. Обратитесь к психотерапевту, и дальше не читайте.
Итак, есть рассказ о любви девочки и мальчика. Или хоббита и эльфа. Неважно. Пока неважно. Называем: «Про любовь». Никто не читает. Думаем. «Как стать женщиной». Уже лучше. Есть некий двойной смысл. Публика потянулась. Уже не один читатель в неделю, а два в день. Сразу оговорюсь. Можно научить, как привлечь потенциальных читателей. Но нельзя научить, как заставить их читать.
Затем. Придумываем аннотацию. Самое лучшее, придумать ограничение. Например: «Только для замужних женщин». Запрет притягивает. Уже три читателя.
Да, пока не забыл. При размещении рассказа забудьте раздел «проза». В этом разделе пасутся только любители Чехова. Вам, пока, там делать нечего. Размещайте свой опус в разделах «фантастика», «детектив», «любовный роман». Лучше сразу во всех трех.
На возможные упреки в неправильной адресации — плюйте. Вы пока никто в этом мире, можно подурить. Как сказал Никита Михалков: «Полжизни работаешь на имя, другие полжизни имя работает на тебя».
Теперь о комментариях. Если читатель пишет комментарий, то ваш рассказ его «зацепил». Тут-то вы и узнаете все о себе. Будьте готовы к худшему. Не вздумайте найти автора плохого комментария или отрицательной оценки и ему отомстить. Не унижайтесь. Лучше сотрите рассказ и опубликуйте его по-новому. Да, не пишите сами себе комментарии. Это моветон.
Ваша задача — сделать историю своему произведению. На это может уйти не один месяц. Если вы видите благоприятные отклики читательской аудитории, начинайте рассылать свой опус по издательствам. Большой пользы это занятие не принесет, но свой кругозор обязательно расширите.
О конкурсах. Участие обязательно. Результат не важен. Все равно не выиграете. Во-первых, мало опыта, во-вторых, там свои правила игры. Зато ваш рассказ сразу прочитает много народа.
О времени. Если у вас много свободного времени, делайте себе имя. Критикуйте коллег. По десять в день. Пишите обзоры. Входите в жюри. Тусуйтесь везде, где только можно.
И, в завершение. Не можете не писать — пишите! Одной каплей воды в море больше, одной меньше. Какая разница. Но ведь море состоит из…
Есть мудрая фраза: "Если можешь не писать, не пиши". Если человек не может не писать, он просто обязан писать. А какая судьба ожидает его "детище" - это уже (как говорит Леонид Каневский) совсем другая история. Хорошая литература всегда найдет своего почитателя. Да и не слишком хорошая, кстати. Не хотелось повторять немецкую пословицу: "У каждой кастрюли есть своя крышка".
0 Ответить
Хорошая статья! Интересно выражен подход
Только я считаю пробиваться лучше в живую литературу, книги, что естественно сложнее, чем в Интернет пространстве.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Понравилось!
0 Ответить
А я так смеялась, когда читала. Вдохновенно написанный текст, дышит, живой такой. +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все верно, только как-то агрессивно.
0 Ответить
Непонятная статья. Учит не как написать хороший рассказ, а как его продать, протолкнуть повыгоднее. Кому надо такое барахло, кто ж его читать-то будет?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Это типа шутки. А продавать тоже надо уметь.
0 Ответить
Неужели так трудно определитьгде хорошая а где плохая работа. или в литературе тоже существует принцип на каждый товар есть покупатель?..
0 Ответить
Ну а вы как думали? Конечно, существует! Вот мне Г. Стенкин адрес своего фан-клуба пообещал прислать - значит есть покупатели...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Уважаемый Дмитрий! Спасибо за статью.
Интересно: Вы ожидали такую полемику?...
Мне кажется, что коментаторы Вас не поняли. Вы написали статью про сетературу, вернее," как пробиться в сетературу" и совершенно справедливо описываете ряд приемов маркетинга и пиара.
Не понятно, почему уважаемая публика, коментируя ваш материал, говорит о "литературе", которая, кстати, то же продается?
Напишите на тему "...не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" про маркетинг произведений искусства.
Литература, как вид искусства, писатель, как художник,- это одно, а сетература, как способ формирования собственной, в какой-то степени, известности, позволяющей получать больший или меньший гонорар, это другое.
Сетература, элемент шоу-бизнеса, где хорошо зарабатывающие и известные шоумены, порой, совсем и не художники. Мы же смотрим и платим деньги за песенное творчество Владимира Вольфовича Жириновского, у которого, просто, нет музыкального слуха и ничего...
Так что , господа, писатели, вы пишите и публикуйтесь и в прозе, и в поэзии и там, где считаете нужным.
Те, кого волнует литература, как вид искусства, вас найдут.
Неужели быть героем, среди кружка писателей и читателей надписей на заборах , так важно?..
Еще Лермонтов писал: " Укор невежд, укор людей- души высокой не печалит...". У Пушкина, помнится, никогда не было достаточно денег...
А те, кто могут зарабатывать в сетературе, пусть зарабатывают!
Но это уже про тех, кто "пробивается" в сетературу.
Банально, но великие учителя говорили:"Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!"...
Еще раз спасибо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Согласен. Лучше сказать трудно.
0 Ответить
Уважаемый автор статьи! Что же вы о несчастных авторах Сетературы так уничижительно, мол, эх, народец, тщеславный! Да разные они все! И многие рады бескорыстно и безвозмездно публиковаться, наплевав на в целом никудышные рецензии, типа нравится-не нравится. Вот хороших критиков тут и правда, кот наплакал. Не растрачивают они себя на разгребание этой свалки трудов праведных. Да, есть большое количество тех, кто жаждет "всенародного" признания, но бедных карманом. И Вы снисходительно даруете им возможность подняться в глазах читателей, предлагая заняться всякой хренотенью типа хитрых заголовков, подзаголовков и работы на потребу вульгарному вкусу... Увы... Не надо им обольщаться популярностью, которую они якобы приобретут, следуя Вашим заветам. Не предлагайте людям таких идиотских способов обрести известность. Не издевайтесь над сирыми и убогими. А талантливым людям пробиваться нет нужды. Слава Богу, сетература доступна.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Интересно, 4 за идею, не грустно воплощенную
есть одно НО и одно ЗА
Но: если бы все накрапывающие роман шли лечиться, может нашей великой литературы и небыло бы,
За: все по теории маркетинга, хоть и прошлостолетнего, но у нас, к сожалению, еще работающего.
0 Ответить
Это Вы свои собственные сомнения здесь описали?))) очень уж просвечивает смысл: не пишите, все равно толку не будет - или читателя не найдете, или издатель обманет, или найдется еще тысяч десять поумнее, чем вы... Так зачем стараться, спрашивается, если заранее известен результат?
"Если вы видите благоприятные отклики читательской аудитории, начинайте рассылать свой опус по издательствам."
А зачем, можно спросить?
Вот зачем мне знать отклики аудитории? и где вероятность того, что та аудитория, которая прочитает, на самом деле, моя. Может я сказку написала добрую. Ею врят ли проникнутся ценители едкого пустословия... так зачем бисер то метать?
0 Ответить
"Сказку написала - добрую"
Кто сказал, что она - добрая. Для вас- может и добрая, а для других, которые прочтут - может стать злой, или найдут в ней смысл и пойдут - на баррикады.
Именно об этом. Отклики - дадут вам возмлжность оценить собственную субъективную гениальность - немного обьективно. Чуть-чуть - чтобы задуматься, а имею ли я право?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ух, какая болезненная реакция. Повод приглядеться не к автору, а именно к вам поближе. Вам самой, другим-то дела особого нет. Хорошо, если вы это понимаете.
И еще: если уж вы берете себе труд осчастливливать окружающих своим богатым внутренним миром, не худо бы над грамотностью поработать. Иным прощается, но противнику "едкого пустословия" - ни за что. Ибо если вы воспринимаете все всерьез, то и к себе требования ужесточите, пожалуйста.
Человек поделился своим опытом, а ведь сколько вокруг неофитов, которые пойдут по тем же граблям. Вдруг поможет, избегут разочарований. А вы, раз уж вам до голубой звезды отклики читателей, счастливый человек. Нормальному писателю обратная реакция нужна для здорового обмена веществ. Ненормальному себя, любимого, вполне может хватить.
Зы. На мой взгляд, вам добрых сказок не написать. И еще. Именно самые оголтелые интернет-циники, обычно, самые чувствительные романтики. Потому и защищаются.
Остальным: простите за сумбур. Давно уже столь самонадеянных наивных писучих людей не попадалось, вот с отвычки и понесло меня.
0 Ответить
Елена)) ну что Вы, что Вы, я с Вами совершенно согласна! И с грамотностью у меня туго, и сказок добрых мне не написать, и вообще я сама причисляю себя к разряду самонадеянных и крайне наивных. Спасибо Вам, Елена, большое, что Вы мне напомнили об этом! а то я уж и позабыла - склероз! ничего не поделаешь...
Кстати, мне кажется или нет, что если автору нужно одобрение, то это все же неуверенность в себе? наверное кажется, Вы правы.
1 Ответить
На мой взгляд, вам добрых сказок не написать. И еще. Именно самые оголтелые интернет-циники, обычно, самые чувствительные романтики
Сами себе противоречите.
И как это вы так, с одного комментария, уже все про человека поняли? Чего ему/ей написать, чего не написать?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Читаю первый абзац. Стенкин?
Второй абзац - вроде не Стенкин...
Третий абзац - точно не Стенкин!
Шестой абзац... Практические советы? Ирония?? Запятые на месте??? Ура, спасибо! Пять!!!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вот она - СЛАВА.
В личку - пошлю вам адрес моего фан-клуба. Там вас приут.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Интернет лишил литературу ее многовекового статуса «властительницы умов, душ и сердец». Нынче литература – прежде всего, средство самовыражения. У каждого есть свобода писать. И у каждого же есть свобода читать или не читать написанное другими.
Всякому, кто протаптывает дорогу к сетевым публикациям, полезно задать себе вопрос: зачем он это делает? Если у него есть, ЧТО сказать миру, – это одно. Если начинающим литератором движет желание обрести известность (пробиться на писательский Олимп) – это уже «другой коленкор».
«Талант всегда пробьет себе дорогу». Расхожее выражение и далеко не всегда верное. «Промоушн» писателей и поэтов существовал всегда. Менялась только форма. Когда-то признание и известность зависели от благосклонности монархов и вельмож; в советское время успех нередко определяла близость к партийно-комсомольским кругам или умение ладить с ними). Сейчас бал правят деньги и вхожесть в те или иные лит-тусовки. Уровень таланта мало что значит. Существует изощренный механизм «раскруток» (почаще смотрите сериалы, там это хорошо показано), позволяющий любой серенькой или бездарной вещи создать паблисити и выпустить ее на книжный рынок.
Любой писатель мечтает о щедром и бескорыстном меценате. Если таковые и были, то перевелись. Нынче есть спонсоры, а спонсоры ничего просто так делать не станут. Кому нравится «прогибаться» под них – пожалуйста.
И как бы ни ругали ту же Прозу.ру или Самиздат – там ваши вещи прочтет гораздо больше людей, чем в каких-нибудь машинописных журналах 60–80-х годов прошлого века (кстати, и там существовала очередь на публикацию плюс вечные оглядки на КГБ).
Если советский период и называют «золотой порой» литературы, в этом есть доля правды. Только не стоит забывать, что одних писателей государство щедро осыпало разными благами, других подкармливало, а третьих – уничтожало и гноило в лагерях и ссылках.
И еще мне думается: если бы переместиться во времени в те же 60-е и рассказать кому-то из тогдашних писателей, обреченных писать «в стол» о нынешних возможностях, он бы, наверное, не понял, как при таких возможностях нас еще заботит известность… Многое познаётся в сравнении.
0 Ответить
Дмитрий я с вами не согласно, бывают такие случаи когда человек пишет чтобы расслабиться, отдохнуть от работы, и его цель вовсе не стать гением а выплеснуть свои мысли.
0 Ответить
Мысли правильные. Все так.
Возможно, для тех, кто не сделал правильных выводов и не пошел лечить свою гиперписучесть, стоило бы привести несколько адресов, где вешаться со своим творчеством.
Ну там Проза.ру, Стихи.ру (поэты, одумайтесь, вы ведь тоже люди, правда), Самиздат, Ночной Гондольер, Школа жизни, наконец!
И - удачи.
0 Ответить
Может последний адресок вычеркнуть? Для тех, кто не пошел лечить гиперписучесть? Завалят ведь...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Где? Где? И мне...
И мне...
А - это те которые пишут, а есть что-нибудь, где нобелевские премии дают за мастерские реплики?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А можно последний абзац перевести?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Мол, я услышал, что где-то что-то раздают.
И мне как бы тоже интересно.
Но оказалось - всего лишь про писателей, а так хотелось узнать где можно за мастерские реплики - как у вас, получить нобелевскую премию. Причём - заслуженно.
Могу ещё на немецкий, английский и испанский.
Только скажите...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А это вообще отдельная тема - как, ну как отбирают лауреатов Нобеля по литературе?
Давно уже нет единой литературы, как нет единого, типового читателя. Пора бы поделить на разделы - фэнтэзи, "про жизнь", "про смысл жизни", ЖП, триллер, научная фантастика, далее везде.
Нет, правда, кто скажет, что одно лучше другого? По весомости того, что писатель принес в массы?.. Так нынешнее клиповое поколение кроме комиксов и не читает ничего. И если автор комикса сподобился заставить их о чем-то подумать - слава автору. А тем, кто пишет для себя, для души, для стола - им премии не нужны.
Хотя Нобель - премия частная, как учредитель завещал, так и присуждают. Математикам вон вообще не дают. Короче, даешь новые, адаптированные к реалиям, премии!.. Спонсоры, налетай. Кто у крана, тот всегда прав, а порулить писателями всегда считалось важным делом.
А что до основного вопроса... Хороших репликантов рано или поздно замечают, обзывают колумнистами, растаскивают по журналам да сайтам. Не спрашивайте, что нужно, чтобы заметили. Товар штучный, как тут угадать.
0 Ответить
Местами остро, местами метко. Не удивлюсь, если некоторые "альтернативно одаренные" читатели примут это всерьез и начнут давать деловые советы и дополнения. Или всерьез опровергать. Значит хорошо написано, не топорно.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Читал эту вашу статью на литсовете. Но там не стал влезать. ну вы понимаете - там контингент иной, и цели и т.п.
В общем посчитал лишним делать это там.
Но тут - вот приспичило. Потому что и сам - новенький.
Приведу выдержки из своей же статьи:
"Обидно, что коммерциализация заглушает, задавливает рекламой и валом, истинно ценные произведения. И большинство народа, в результате – обделено. Все читают детективы. А историческая и философская проза, а также поэтическая лирика – остаются уделом меньшинства. Слава богу, что японцы и испанцы, почему-то в моде. А русских-то – раз, два. Не выгодно.
Грустно.
Что-то будет через пару поколений. О чём они смогут написать?
Есть, конечно, небольшое противоречие. В том, что путь к читателю, лежит через книги. То, есть, через распространение книг. А этот процесс, включает в себя – подготовку книги, печать, реклама, и реализация. То есть – деньги.
И чем эффективнее, процесс распространения книг – тем, естественно, больше круг читателей.
Парадокс.
Хочешь, чтобы твоё произведение читали – учись зарабатывать деньги. Вкладывай их. И тогда появится возможность для признания – или забвения.
Странно. Дико. И глупо.
Поэтому, подавляющее количество писателей и поэтов, пишут «в тумбочку». И ждут возможности – реализоваться.
В Европе, конечно, с этим, меньше проблем. Отлаженная технология литературных агентов. Система гонораров и профессионализм издателей.
Но, пишущая «братия», в основном, не обращается к «акулам капитализма». Предпочитая пользоваться развивающимися, и учащимися на ошибках – Российскими издателями. А те, начинают с них «сдирать» - оплату, за агентские услуги, за допечатную подготовку, за сам процесс книгопечатания.
Дикость.
А потом, с видом меценатов – предлагают 10% от прибыли с продаж.
Абсурд.
Конечно, у девяти из десяти, опускаются руки.
Талант, должен себя реализовывать, что бы быть талантом.
А деньгами должны заниматься – профессионалы.
От этого, всего, появляется озлобленность на коллег по профессии, на аудиторию, и в итоге – на весь белый свет."
К чему я это?
А, ну да.
Хотелось попросить вас, как талантливого автора, сделать небольшое отступление в пользу воздействия литературы на умы читателей.
В смысле - если сейчас все, воспользовавшись вашими советами побегут публиковаться в сетературе, то вал - задавит и жалкие остатки, не коммерческой литературы и чтения (для читателя).
Может мои выдержки - пригодятся.
Не знаю как, может вы - додумаетесь, но очень хочется, чтобы начинающие авторы сначала задумались, что они несут в головы читателей.
Плиз.
От меня - четвёрка. Только из-за того, что жалею, что вашей инструкцией воспользуются и те, которые не успели подумать (см. выше).
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Хотелось попросить вас, как талантливого автора, сделать небольшое отступление в пользу воздействия литературы на умы читателей.
Очень прошу, не делайте! Хорошая статья, все на месте! Демагогией пусть другие занимаются...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Раз просите - не буду. Ведь для вас же старался, а не для читателя.
И ваших советов - жду, не дождусь.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сарказм? Прогресс, однако...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ирония? Регресс, однако...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
1:1
Оценка статьи: 4
0 Ответить
6.0 за технику и 6.0 за артистизм
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Браво, Дмитрий! Броско и хлестко! 5+!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Достаточно правдивая статья. С мнением автора согласна. Врать не буду, пять не поставила. Оценила на четыре, как мне кажется, справедливо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить