На картине французского мушкетера и живописца Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме» зритель видит, как лошади в галопе буквально стелятся над землей, вытянув ноги. Увы, на «движущихся картинках» ясно видно, что такой фазы в галопе нет, это всего лишь вымысел талантливого художника.
Казалось бы, что в этом такого? Рассмотреть досконально все фазы движения практически невозможно, а на творческий вымысел имеет право любой художник. Но коллеги по цеху дружно выступили на защиту искусства.
Знаменитый скульптор Огюст Роден утверждал: «Художник прав, а фотография лжет, потому что в действительности время не останавливается, и если художнику удается передать впечатление жеста, длящегося несколько мгновений, его произведение, конечно, будет гораздо менее условно, чем научный образ, в котором время внезапно прерывает свое течение».
Работа по изучению лошадиного галопа настолько увлекла Идвирда Майбриджа, что он не смог остаться только фотографом и занялся изучением моторики животных. Для выступлений перед публикой с результатами исследований новоиспеченный натуралист между делом изобрел не менее значимое, чем кино, искусство — мультипликацию.
Важнейшей частью аппарата под авторским названием зоопраксископ был большой стеклянный диск диаметром почти в рост человека. По краю диска рисовали силуэты животных в различных фазах движения. Например, от начала прыжка тигра до его окончания. Теперь, если включить лампу и раскрутить диск, то по экрану — натянутой белой простыне — начинали прыгать тени — силуэты. Чем не первый проектор?
Кстати, по другим источникам изображения не рисовали, а на диске размещались авторские снимки, каковые были основным объектом изучения и анализа для новоиспеченного ученого. Только для подготовки труда «Передвижение животных», изданного Пенсильванским университетом в 1887 году, Майбридж сделал более ста тысяч фотографий. И это далеко не все его снимки.
Создав прообраз современного кинопроектора, Майбридж не остановился на достигнутом. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго фотограф-ученый читал лекции не где придется, а в специально отстроенном для этой цели зоопраксографическом зале, оборудованном огромным проектором.
За вход публике приходилось платить. Сколько — не знаю, да это и не важно. Куда важнее то, что за просмотр движущихся изображений была назначена плата. Пред публикой отворил двери первый коммерческий кинотеатр. Так что и Майбридж не упустил своего.
А кино в привычном для нас обличии появилось чуть-чуть попозже. К его созданию причастны и братья Люмьер, и изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон, и многие другие люди. Об этом — в другой истории…
А ведь Роден прав. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить