Карина Бахтадзе Грандмастер

Что можно сделать из кости? Искусство Севера

Более трети нашей необъятной страны занимают области Крайнего Севера. Природа тут сурова. В июне еще нередко сыплет снежок, под почвой вечная мерзлота. А когда в середине лета оттаивает ее верхний слой, то образуются покрытые кочками болота. В короткий месяц тепла и света — июль — много цветов и ягод, но животный и растительный мир скуп. Только много птиц, среди которых своей красотой выделяются розовые чайки. А потом снова долгая полярная ночь — целых полгода… И все же тот, кто жил когда-либо в Заполярье, всегда хранит любовь к его неповторимому миру.

На Крайнем Севере более 20 народов и народностей. Все они имеют свою древнюю и очень интересную культуру, заметное место в которой занимает прикладное искусство. Исстари жители Севера делали одежду, предметы домашнего обихода и украшения, используя природные материалы — шкурки животных и птиц, траву и дерево и рыбью кожу, замшу и, конечно, кость.

«Праздник лета Ысыах» Кость использовалась разная: моржовый клык, китовый ус, олений рог и мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутии. Прежде, до появления металла, кость на Севере была универсальным материалом. Интересно, что и сегодня в ненецком языке почти каждое прилагательное употребляется со словом «кость»: например, деревянная пороховница — «ля-пороха-лы» — «деревянная пороховая кость». Из кости делали снасти для рыбной ловли, охоты и оленеводства, пуговицы, черенки ножей и многое другое. Северные мастера искусно резали кость, шлифовали и полировали ее, покрывали цветной гравировкой, могли наносить тончайшие узоры металлической инкрустации.

Искусство якутских косторезов разнообразно по своим формам. Тут и ажурная прорезная резьба предметов и украшений, и малая пластика, разновидностью которой являются традиционные якутские шахматы, и изготовление сосудов для кумыса — чоронов. Формы чоронов своеобразны и пластичны. Они ведут свою родословную еще от скифских сосудов с поддонами и ножками. Чороны украшаются орнаментами и нередко — скульптурными рельефами.

Пластина «Василий Манчаары» Мастеров волнуют самые разные темы. Почти одновременно рождаются и скульптурные композиции, навеянные древними легендами и сказками и произведения на сюжеты, взятые из истории, на темы актуальные именно сегодня. На выставке, проводимой в Московском историческом музее, посвященной северному искусству, рядом стояли работы: «Манчаары» (якутский легендарный герой) и «Изготовление кумыса».

Композиции «Собачья упряжка», «Косули» Якутская скульптура выполняется из мамонтовой кости, которая имеет плотную структуру, красива своей матовой полированной поверхностью, чуть желтоватым теплым цветом. Эта кость легко режется и позволяет достичь особой пластики. Композиция всегда сохраняет компактную, чуть приземистую форму, она не очень сильно расчленена и всегда на подставке. Большое внимание мастер уделяет миниатюрной проработке лиц и передаче народной одежды. Произведения якутских косторезов обладают ярко выраженным национальным характером. Тут всегда присутствует сюжет, рассказ, происходит какое-то действие, что позволяет считать якутскую скульптуру жанровой. Особенно интересны произведения на исторические темы. Решены они всегда своеобразно — через легенду, сказку с ее метафорой, гиперболичностью, подчеркнутой динамикой, яркой декоративностью.

Чукотское искусство резьбы и гравировки по кости совсем иное. Тем и прекрасно народное творчество, что в каждом художественном промысле создаются свои, только ему присущие, уникальные изделия. Традиции резной чукотской кости насчитывают тысячелетия — об этом говорят раскопки археологов. Скупа по цвету северная скульптура из кости: белый цвет и холодноватая голубая гравировка на подставках. И в этой цветовой сдержанности — большая цельность и особая красота. Чукотская скульптура выполняется из моржового клыка. Его обработка сложна — у клыка тонкий поверхностный слой, пригодный для работы.

Гравированный клык «Оленья упряжка». «Сказка про медведя и лису»В чукотской скульптуре не используется ажурная прорезная техника, как у якутов. Нет и многофигурных композиций. Композиционные скульптуры появились здесь уже в советское время. Наиболее традиционны фигурки отдельно стоящих животных. Повадки зверя, его облик и характер чукотскому мастеру знакомы как охотнику, оленеводу и рыболову. Работы просто поражают своей правдивостью, необыкновенной жизненностью, высокими художественными достоинствами. Мастер умеет отобрать главное, наиболее характерное, в скупом движении передать все своеобразные позы и повадки животного. При этом сохраняется красота кусочка кости с ее мягкими плавными линиями, перетекающими один в другой объемами, без резких переходов, противопоказанных кости. Именно это и придает чукотской скульптуре совершенную пластику, особую музыкальность.

Только Чукотке свойственен уникальный вид народного творчества — цветная гравировка по кости. Она динамична, передает самые разнообразные сюжеты: древние сказки о солнце, о прекрасной девушке, об искусных охотниках и рыболовах, показывает и современные преобразования в краю. Скульптуры выполняют мужчины, а гравированные изделия — преимущественно женщины. Гравируются обычно бытовые предметы: стакан для карандашей, нож или просто клык моржа, на котором развернут целый рассказ в картинках.

Композиция «Лодка». 1996 Третий центр косторезного народного творчества находится в Тобольске. Русский косторезный промысел возник здесь в конце XIX в. Одним из излюбленных сюжетов в старое время были т.н. «остяцкие хозяйства» (ханты и манси в прошлом назывались остяки и вогулы). На подставке изображался чум — традиционное жилище остяков, люди в национальных меховых одеждах, рядом олени, собаки, нарты, на которых ездят на Севере, забавные бытовые сценки.

Тобольская скульптура сохранила свои традиционные черты: она многофигурна, повествовательна, как правило, выполняется на подставке. Например, на выставке была представлена скульптурка с сюжетом «Сказка о рыбаке и рыбке». Очень часто изображаются традиционные занятия северных народов. Но современного мастера интересуют не только бытовые сюжеты, но и любое событие из жизни. Вот дети идут в школу с портфелями, вот девочка с книгой…

В память об интересной, познавательной выставке я купила маленькую веточку ландышей на подставке, выполненную из оленьего рога.

Использованы иллюстрации bibliotekar.ru/rusKost

Обновлено 23.05.2009
Статья размещена на сайте 1.04.2009

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В июне еще нередко сыплет снежок, под почвой вечная мерзлота.

    У нас в Якутске далеко не Заполярье (широта та же, что у Питера), но вечная мерзлота есть. Сегодня, правда, еще не июнь, но снег шел.

    Кость использовалась разная: моржовый клык, китовый ус, олений рог и мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутске.

    Китовый ус - это не кость, вообще-то. А самым ценным "костяным" материалом считается бивень мамонта. И в самом Якутске и его окрестностях его, вообще говоря, нет. Наверное, вы хотели написать - "в Якутии"?

    Кость резали по всему Северу

    Согласен с замечанием.

    Ой, Иван, и правда... ТАЙГА!!!

    Бывает, многие стереотипно считают, что Якутск находится на Крайнем Севере, что в Якутске ездят на оленях, и что тут у нас - тундра. Широта та же, что и у Питера, как я уже упоминал. А вот климат здесь у нас суровый, зимой - до -50. И олени не водятся.

  • Карина, 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Иван... Ну, стоит ли так горячится? Не местный человек. Чуть заплутал на незнакомой территории. Хотел "в Якутии", наверное, написать... Чуть ошибся. С кем не бывает? Мы что ли все святые? Тем более...
      Сейчас там, у Вас, наверное и вытаявшего муравейника не найти, чтобы по сторонам света сориентироваться. А прошлой осенью Карины в тундре не было. Потому, куда ветер дул, когда снег ложился, - она не знает.
      У меня друг, по окончанию ЛАУ работал сначала на островах Анжу. Потом - в Тикси. Потому - дружественному Якутску - с теплом!!

      • Комментарий скрыт
        • Ой, Иван, и правда... ТАЙГА!! Правы Вы, - стереотипы. Вот, зная Тикси, это впечатление переношу на всю остальную Якутию. Хотя делов-то - посмотрел на карту и увидел сразу - ТАЙГА! А вроде и не дурень дурнем. Так что не только от глупости, может просто от элементарного незнания иногда ляпы выскакивают? Так для того и все мы здесь, на Школе. Чтобы узнать, подсказать, а там где надо - и подправить!
          Удачи и хорошего дня!

  • 5

    Отличная статья! И комментарий Константина интересный, я же нарьян-марочка, и Архангельский край мне родной, так что буду ждать статью про поморских резчиков.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая, интересная статья. Богато иллюстрированная и информационно насыщенная.
    Очень подробно и детально об особенностях работы с костью мастеров Якутии, Чукотки, Тобольска... В последнем "косторезный промысел возник ...в конце XIX в".
    А Русский Север? Поморье, где с давних времен добывали не только навагу или тюленя, но и «рыбий зуб», моржовую кость, собирали ископаемую мамонтовую? Где в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную даже простая трубчатая коровья кость - цевка. Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII(!) веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и впоследствии стали лучшими её косторезами.
    Живы эти традиции и сейчас. Года полтора тому был по делам в Архангельске и вот, лежит на столе, как память о той поездке, костяной нож для резки бумаги с резной рукояткой...
    Потому не три косторезных центра на Севере России. Точно не три.
    А статья - очень хорошая. И прочитал я её с большим удовольствием. Вот только... За соседей малость обидно.