В 1950−60-х годах слово bossa использовалось для обозначения чего-либо нового, свежего, необычного, таким образом, словосочетание bossa nova буквально означает «новый стиль» или «новая фишка».
В 1956 году бразильский композитор Антонио Карлуш Жобим и автор текстов Винисиуш де Мораиш встретились для того, чтобы вместе создать основной стандарт босса-новы, воплотившийся в результате в песнях «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Desafinado», «Chega de Saudade» («Довольно грустить») и «Corcovado». Но на тот момент слушатели не смогли оценить по достоинству новый стиль, потому что он мало чем отличался от традиционной самбы. Своё признание босса-нова получила благодаря бразильскому певцу и гитаристу Жуану Жилберту, который в 1958 году вдохнул в песни Антонио Карлуша Жобима и Винисиуша де Мораиша новый ритм и добавил новую вокальную интерпретацию.
Ещё до встречи с создателями песен Жуан Жилберту путём долгих тренировок вырабатывал свой собственный стиль пения и игры на гитаре. Особенностью его пения было опережение или, наоборот, запаздывание партии голоса по отношению к партии гитары. Отец и остальные родственники не поняли, что Жуан создал новый стиль в музыке, и высмеяли его. Но уже в 1958 году босса-нова зазвучала не только по всей Бразилии, но и за её пределами.
Чувственный негромкий голос Жилберту проникает до самых глубин души, даря удивительное спокойствие и умиротворение, в то время как его гитара следует сложному ритму. Голос и гитара следуют как бы в разных направлениях, однако переплетаясь друг с другом. Босса-нова — это воплощение лета, солнца и беззаботности. Своим появлением она открыла новую страницу в истории музыки. Главным инструментом в босса-нове считается классическая гитара, она создаёт основной ритм. Простейший вариант босса-новы может быть исполнен лишь с помощью голоса и гитары. Для более красочного исполнения часто используется фортепиано и ударные.
Первой была записана песня «Chega de Saudade» («Довольно грустить»), именно с неё началось движение босса-новы по всему миру и расцвет карьеры Жуана Жилберту. Далее были записаны «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Corcovado», «Insensatez» («Безрассудство»). В 1962 году босса-нова захлестнула США, особенной популярностью пользовались записи Жуана Жилберту в совместном исполнении с известным джазовым музыкантом Стэном Гетцем. В это же время босса-нова появилась и в Европе. Пик популярности босса-новы приходится на 1958−63 годы, в этот период были созданы самые известные мировые хиты в этом стиле.
В последующие десятилетия, когда волна популярности босса-новы спала, многие композиторы и исполнители не раз еще обращались к этому музыкальному стилю, черпая в нем вдохновение для создания новых, более современных композиций. Возникли производные от босса-новы: босса-электрика, техно-босса. Но классическая босса-нова и сегодня звучит во многих уголках земного шара.
Основными исполнителями босса-новы считаются Жуан Жилберту, Элис Режина, Аструд Жилберту, Майса, Карлуш Лира, Нара Леан. Интерес к босса-нове не угасает и по сей день, и хотя записи этого направления найти сложнее, чем, например, классический джаз, они вполне доступны. Босса-нова имеет свой характер, сочетающий в себе изысканность джаза и завораживающий латиноамериканский ритм. Нежные, лиричные композиции в стиле босса-новы никого не оставят равнодушным, они способны подарить луч солнца даже в самый серый день.
Спасибо. Не знаю, как насчет "лучика солнца", но очень славный стиль, правда.
Оценка статьи: 5
0 Ответить