Карина Бахтадзе Грандмастер

Какие кони прославили скульптора Петра Клодта?

«Нет Петербурга без клодтовских коней!»

«Академия не подготовляла художника с юности; его не окружала днем и ночью Зевсы и Абадонны; его предмет не из древности, его предмет простой и самый обыкновенный. Предметом его любви и изучения были не Аполлоны, не Венеры и Антинои, а простая лошадь», — так писали в середине XIX века о прославленном петербургском скульпторе и литейщике Петре Клодте.

Сын боевого генерала Отечественной войны 1812 года Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 года. Семья была большая — 6 сыновей и 2 дочери. Юность Петр провел в Омске, куда семья переехала в 1814 году в связи с назначением на новую службу главы семейства. После смерти отца в 1822 году семья вернулась в Петербург, и юноша поступил в Артиллерийское училище.

П.К. КлодтТогда же и развилась в бароне Петре Клодте та страсть к лепке, резьбе и, преимущественно, к изучению лошади, которые и заставили его в 23 года решительно оставить службу и серьезно заняться скульптурой. Что и неудивительно, так как род Клодтов в своей династии имел 18 художников разных жанров.

Первая композицияПетр Клодт так и не получил художественного образования. Он был лишь вольнослушателем Петербургской академии художеств. Главным его учителем была натура, любимый предмет, и лошадь, которую он рисовал при каждой малейшей возможности, стараясь везде и всюду наблюдать и изучать ее строение, повадки, движения. Именно изображения лошади и принесли ему раннее признание и славу. Неожиданно для себя он оказался профессором скульптуры, избранным в «назначенные академики». Впоследствии Петр Клодт стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств.

Вторая композиция Самые знаменитые его произведения — «Укротители коней» — четыре бронзовые группы на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, один из символов этого города. Как только были поставлены первые две группы, они сразу понравились, их стали копировать для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они и в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Авторские отливки бронзовых групп почти полтора века назад раздаривал Николай I — так клодтовские кони появились в Берлине и Неаполе.

Третья композиция Почти 20 лет работал Петр Клодт над этим ансамблем, одним из лучших в отечественной скульптуре. Сюжет, где водничий (так называли укротителей коней) покоряет стремительный бег дикого животного, разработан мастером в четырех стадиях развития.

В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей драматизм нарастает — могучим движением водничий осаживает его, вставшего на дыбы. В третьей группе — в яростной, достигшей предела схватке водничий повержен на землю. И в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, человек все-таки сумел покорить животное.

Четвёртая композиция Наблюдаемые реальные сцены поэтизируются мастером, превращаются в символ борьбы человека и стихии, символ победы человека. Петру Клодту удалось великолепно передать движение. Его мощная пластика с прекрасной проработкой деталей создает четко очерченные силуэты, которые видны издалека, с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Передача напряженного динамизма сочетается с устойчивостью. Группы воспринимаются собранными воедино и как бы неразрывно связанными с архитектурой моста и общей панорамой проспекта.

Петр Карлович сам отливал фигуры, цельными, не по частям. Основы литейного дела он постиг еще в период службы в артиллерийских войсках. Позже умение и навыки совершенствовал под руководством крупнейшего мастера художественного литья Василия Екимова, после смерти которого возглавлял Литейный двор.

Идут и идут люди по Аничкову мосту. Встречают и провожают их бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших на века скульптора-литейщика Петра Карловича Клодта.

Обновлено 23.05.2009
Статья размещена на сайте 29.04.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Жалко мне всегда обламывать молодых авторов, но ведь это же, Кариночка, сухарь сухарем. Букварь-букварем. А ведь столько и печального и смешного вокруг коней этих. И ведь доступно все - бери глину и лепи статью так, чтобы хотелось дочитать. Я домучала. И только в надежде найти что-то изюмистое.
    Давайте с конца: Встречают и провожают их бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших на века скульптора-литейщика Петра Карловича Клодта..А чем оживить? Мент стыдит рабочего, справляющего нужду у коня: в центре города, у такого коня!...Рабочий, небось? - Да, рабочий я, питерский. И что? Видишь, что пишется, читай - тут отливал Клодт! Барону можно, а рабочему нельзя?
    Тайна смерти Клодта - умер он из-за расстройства, что, как обнаружилось, у двух коней отсутствовали языки во рту.
    Частушки конца 19 века, написанная на крупе одной из лошадок хулиганом:
    Барон фон Клодт преставлен ко кресту
    За то, что на Аничковом мосту
    На удивленье всей Европы
    Он выставил 4 голых ж-пы.
    Николаю доложили о хулиганстве и он добавил:
    Сыскать сейчас же пятую мне ж-пу
    И расписать на ней Европу.
    Аничков наш назывался Мостов 18 яиц когда еще городовые охраняли скульптуры. Теперь его называют мостом 16 яиц - нема больше городовых.
    Питерский прикол - в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту. И вариация: Им некогда - они коней держат.
    На яйце у одного из коней изображено лицо одного из обидчиков Клодта. Еще прикол из Питера - скидывайся по трояку: кони с Аничкова удрали. Когда коней установили, царь Николай похлопал Клодта по плечу и заявил: Ну, Клодт, лошадей ты делаешь лучше, чем жеребец!
    Современные частушки:
    Кони Клодта так и рвутся
    Чтоб по Невскому пройти
    Да боятся, что споткнутся:
    Мерседесы на пути
    И столько всего, чтобы сделать статью хотимой! Кариночка, без обид, хорошо? Мне просто хочется, чтобы ваше имя зазвучало на ШЖ. А народу наплевать в каком году родился Клодт, где учился и женился - ему про коней подавай, да так, чтобы среди десятков тысяч статей именно ваша была искомой и читомой. Успехов вам. Изюму не жалейте. С уважением.

    • Лаура Ли,
      Лаура, я признательна Вам за комментарий, а еще больше за то, что именно в комменте прозвучала "изнанка" отношения к этому шедевру. Кое-что сама видела, когда в прошлом году гостила у брата. Но, не поднимается у меня рука над клавиатурой, чтобы написать "клубничку" когда перед глазами все еще стоят Кони Клодта. С уважением и всего доброго.)

      • Кариночка, вы еще обживетесь на ШЖ, пообвыкнете. Самые некомментируемые и дохлые статьи - фактографические. Тут спасенье или стилем изысканным или изюмом. Тут- бой быков, коррида. Слушьте, Карри, кому эти кони интересны тудей? Чем забрать статью - вот этим самым! Потому что читатель, вроде меня, грамотный и ничего нового я не узнала, а вот каверзы всякие... Что делает речь прокурора отличной от речи зека? Дайте им перцу!