Удары по Берлину наносили летчики авиации Балтийского флота. Любопытно, что идея бомбежек столицы Германии родилась, как говорится, и снизу, и сверху. В двадцатых числах июля её впервые высказал адмиралу
30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк, которым командовал полковник
Оказалось, что идея нанесения ударов по Берлину родилась и у командования полка, уже подготовившего все необходимые расчеты. Такая инициатива летчиков значительно ускорила подготовку к операции. Уже 4 августа группа самолетов полка перелетела на остров Сааремаа и приступила к подготовке налетов на Берлин.
Стоит отметить, что остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же его аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей. А мастерство от летчиков и на самом деле требовалось немалое, им предстояло взлетать с короткой земляной полосы, имея на внешней подвеске почти по тонне бомб. Любая ошибка грозила гибелью самолета и экипажа.
Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка. Нам теперь трудно представить, какое воодушевление испытывали те, кому поручили нанесение первого удара, встретившие боевой приказ криками ура, что явно противоречило уставу. Летчики поклялись любой ценой задачу выполнить. И свою клятву сдержали.
Маршрут был сложен и на пределе возможностей самолетов. Лететь предстояло над морем, затем с поворотом на юг над Германией до Штеттина, а от него уже на Берлин. Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров. Ошибаться нельзя. Всего 15−20 лишних минут полета, и самолетам не хватит топлива для возвращения на свой аэродром. Самолеты ДБ-3Ф (в 1942 г. их переименовали в Ил-4) грузоподъемны (до тонны), но тихоходны, поэтому вылететь решили в 21 час, чтобы вернуться с восходом солнца в районе 4 часов утра.
День прошел в усиленной подготовке, и вечером 7 августа тринадцать загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками самолетов взяли курс на Берлин. Полет проходил более, чем успешно. Германская ПВО явно не ожидала такой наглости от советских летчиков, поэтому не обращала на них внимания, принимая за свои самолеты. Правда, до Берлина смогли долететь не все. К столице Рейха вышли пять самолетов, остальные вынуждены были отбомбиться по Штеттину, служившему морским портом Берлина, где их тоже не ожидали.
Берлин предстал перед нашими летчиками в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи, составы на вокзалах, самолеты на аэродромах. Столица Рейха была уверена в своей безнаказанности, а зря. На центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые для Берлина пожары, взвыли сирены ПВО, город погрузился во тьму, в небо устремились лучи прожекторов, стали взрываться снаряды зениток. Но было уже поздно, бомбардировщики легли на обратный курс.
Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и все вернулись на свой аэродром. Руководство Германии не могло поверить, что их столицу бомбили русские, даже листовки не убеждали. Немецкие радиостанции сообщили, что ночью была попытка прорыва к Берлину 150 английских самолетов, которую, естественно, успешно отбили. Только несколько самолетов смогли прорваться к столице, из них шесть было сбито, они-то и вызвали пожары.
Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. …»
Последовали новые налеты, они стали намного труднее, ведь теперь наши самолеты в Германии ждали. Последний вылет был совершен 4 сентября. Всего летчики Балтфлота совершили 86 вылетов, 33 самолета бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб, 37 самолетов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам, 16 самолетов по различным причинам были вынуждены прервать полет и вернуться на аэродром. Во время осуществления налетов полк потерял 18 самолетов и 7 экипажей, причем, два самолета и один экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. Больше подобных экспериментов не проводили и взлетали со 100 и 250-килограммовыми бомбами. На немецкие города были сброшены и 34 агитбомбы с листовками.
Естественно, что подвиг летчиков был по достоинству отмечен. Уже 13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырем летчикам полковнику
После окончания налетов на Берлин полк продолжал успешно воевать, в 1942 году стал гвардейским, в 1944 награжден орденом Красного Знамени, в 1945 получил почетное наименование «Клайпедский». Полк по праву считался «геройским» — 32 Героя Советского Союза, из них 22 получили это почетное звание в своем полку, а 10 (2 дважды), когда воевали уже в других частях, в основном переведенные на повышение.
9 мая, когда будет отмечаться великий праздник нашего народа, День Победы, ветераны, их дети, а теперь и внуки придут на Новодевичье кладбище в Москве, чтобы положить цветы к могиле генерал-полковника авиации
Статья интересная. о героях и их делах нужно знать и помнить. 1. В детстве ( до 1968 года) я читал книгу Преображенского про эти героические налеты.Много фотографий.
2.Неудачные налеты-быстрая идея высокого начальства. было дано мало времени на тренировку экипажей, буквально 2-3 дня и вперед. Командиром ДИВИЗИИ был назначен северный ас Водопьянов. За, его уже теперь, неудачу снят с должности. А где читал не помню, но читал.
3. Молотов для переговоров летал в Англию. Он пролетел над всей Германией. По послевоенным поискам было установлено. что ни один пост воздушного наблюдения не засек самолет. Были самолеты ЕР.
4. Комиссия специалистов для ленд -лиза ( 20-25человек) должна была лететь в США ? над Германией на летающей лодке. Маршрут предложил дедушка Сталин. Втихую его ослушались и полетели через Аляску с кучей остановок.Когда все всплыло, голов летчикам не снял дедушка, но и в прокрученные летчиками дырочки для наград так и остались пусты. Тут почему -то не дали тот Ер или не подошел на такой кагал народу ?
0 Ответить
Владимир Рогоза, извините за уточнения Вашей давнишней статьи.
Особенность интернета в том, что маленькая ложь долго хранится в интернете и обрастает недобросовестными "подробностями", как снежный ком. У Вас написано:
"В двадцатых числах июля её впервые высказал адмиралу Н.Г. Кузнецову ..."
Н.Г.Кузнецов адмиралом стал после войны, а в то время занимал должность народного комиссара Военно-морского флота. Тогда адмиралов не было в помине.
"...аэродром Кагул ... имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф"
В 1939-1940 гг. была сформирована минно-торпедоносная авиация ВМФ, основу которой составили самолеты ДБ-ЗТ, а не ДБ-3Ф. У полковника Е.Н.Преображенского, командира 1-ого МТАП ВВС КБФ, был самолет ДБ-3Т с номером 5 на киле. Экипаж состоял из 3х человек.
"Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка."
Задачу поставили не одной, а 3-ем группам по 5 самолетов. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Николаевич Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу.
Вторую группу вёл капитан Гречишников В.А., третью – капитан Ефремов А.Я.
И не 5 а как минимум 10 отбомбились по Берлину, на разные заранее намеченные каждой группе цели, в частности ж/д вокзал Штеттинский. Существуют воспоминания А.Я.Ефремов - командира 3-ей группы: "Над Берлином была яркая-яркая луна. Под ее светом блестела река, хорошо просматривались прямые освещенные улицы, поблескивали трамвайные рельсы. " Рельсы поблескивали, а не трамваи в час ночи (посчитайте, 8 часов туда-обратно, значит над Берлином - через 4 часа после взлета).
Вы не плохо пишете, но будьте точнее в деталях, Вас читают не только эмоциональные девушки, но и юноши, принимающие за чистую монету печатное слово.
0 Ответить
Семен, спасибо за внимание к моей статье.
Адмиралом Кузнецов стал в июне 1940 года, после того, как были введены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте. Вы правильно отметили, что в тот период он занимал должность народного комиссара Военно-морского флота.
При подготовке статьи я пользовался несколькими источниками, в том числе книгой бывшего штурмана полка Хохлова (участника первого налета на Берлин), ставшего впоследствии крупным авиационным генералом и при написании мемуаров имевшего возможность полагаться не только на память, но и на подлинные документы. Не удивляйтесь, что в мемуарах могут быть небольшие расхождения, как правило, они пишутся через многие годы после описываемых событий. Хохлов же пишет, что видел именно трамваи (искрили провода под дугами).
О том, что 5 самолетов в первый налет бомбили сам Берлин, было заявлено в приказе наркома обороны.
В названии самолета ошибки нет. Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (с 1942 г. переименован в Ил-4) общее название доработанного для применения на флоте бомбардировщика ДБ-3. Сохраняя общее наименование ДБ-3Ф, самолет имел несколько модификаций в зависимости от двигателя, способа подвески бомб (торпед), в том числе и ДБ-3Т (торпедоносец). Кстати, в литературе его часто называют Ил-4 по общему названию с 1942 г.
0 Ответить
Ребята, не ругайтесь, пожалуйста... Я не отщепенец какой-то. Просто - разобраться хочу.
Я тоже давно слышал, что в августе предпринимались попытки нанесения бомбовых ударов по Берлину силами наших ВВС. Но поскольку, как было известно мне, закончились они полным провалом, я сильно на эту тему и не обращал внимания.
А сейчас читаю статью Владимира... Совсем всё по другому!!
Ребята. Вот мой источник - "К началу августа были закончены вывозка и обучение экипажей самолетов. Новое соединение становилось боеспособной единицей, через несколько дней ему предстояло выйти на тропу войны . Первый налет на Берлин состоялся 10 августа 1941 года. Он закончился полным провалом. Оставшиеся в строю после этого налета ТБ-7 через какое-то время свели в 746 БАП. После августовской эпопеи самолеты продолжали вылетать на боевые задания по дальним и ближним целям. Машины базировались на аэродромах поблизости от Москвы, до октября 1941 года продолжали использовать пушкинский аэродром. Было выполнено несколько налетов на Берлин и Кенигсберг" (это - Авиационная энциклопедия. Автор не указан, но адрес статьи в сети - http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe8.html)
А вот ещё, тут много, но очень подробно - и сколько всего экипажей было, и почему конкретно "закончилось полным провалом" -
"К началу нападения фашистской Германии на СССР в готовности находилось 27 самолетов. Однако в первый же день войны в результате бомбардировки аэродрома значительная часть из них была уничтожена. Тем не менее по указанию ставки и на основании приказа НКО от 6 июля 1941 года начал формироваться первый полк ТБ-7, получивший номер 412. Полк имел в своем распоряжении лишь 18 боеспособных машин. Экипажи ТБ-7 набирались из числа летчиков-испытателей НИИ ВВС и НИИ ГВФ, а также Полярной авиации и линейных пилотов ГВФ, имеющих большой налет часов и не требовавших длительной переподготовки. К 29 июля почти все ТБ-7 переоборудовали под моторы М-40 и сформировали 15 экипажей (!!всего-то!!). В августе этого же года полк принял боевое крещение, но уже под номером 432.
...Боевую работу 746-й полк начал в ночь с 10 на 11 августа 1941 года. Шести экипажам приказали совершить налет на Берлин. Из этой группы один самолет был сбит своими же истребителями 10 августа, один вернулся с маршрута из-за неисправности двигателя М-40, два сбиты зенитной артиллерией. Вообще, как вспоминал бывший командир 890-го полка Э. К. Пусеп, моторы М-40 доставляли много неприятностей. Конструкция этого дизеля в то время была далеко не совершенной. Он отказывал в самые неподходящие моменты. На самолетах майоров Курбана и Угрюмова в воздухе несколько раз останавливался то один, то другой двигатель. Чтобы их завести снова, каждый раз приходилось снижаться на несколько тысяч метров, потому что на большой высоте из-за недостатка кислорода завести мотор было невозможно.
В боевых операциях ТБ-7 использовался только ночью, но осенью 1941 года под Калугой сделали первую не очень удачную попытку применения самолета днем, после чего на подобные операции был наложен запрет." Это уже сайт http://www.sudden-strike.ru/history/detail.php?ID=3426&print=Y, но они утверждают, что это перепечатка статьи Николая Якубовича из журнала "Крылья Родины".
Может, всё дело в том, что речь идёт о разных типах самолётов.
Владимир пишет о ДБ-3Ф (Ил-4), а тот источник, что был у меня под рукой, о ТБ-7 (Пе-8)?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вполне возможно, что Ставка поставила задачу бомбежек Берлина не только авиации Балтфлота. Но с подмосковных аэродромов долететь до Берлина в тот период было крайне сложно, тем более, что лететь бы пришлось над территорией противника. Видимо, после нескольких неудач от этого отказались, предоставив бомбить только морским летчикам.
Очень подробно налеты на Берлин описаны в книге бывшего штурмана полка Хохлова, ставшего впоследствии крупным авиационным генералом.
0 Ответить
Спасибо, Владимир. Я сейчас и сам посмотрел по поисковику с учётом той дополнительной информации, что вычитал у Вас. Да, основная нагрузка при августовско-сентябрьских бомбардировках Берлина 1941 г. легла именно на ДБ-3Ф.
Конечно, о военных результатах этой операции можно спорить, но, как на мой взгляд, в данном случае даже не это важно.
В очередной раз мы были ПЕРВЫМИ! Ведь это были ПЕРВЫЕ бомбардировки Берлина за те два года, что война уже шла (я имею в виду с 01.09.1939 г.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, cтатья что надо!
Интересная деталь. Полёты проходили в основном на высоте ~ 7-8 тыс. м, что делало малоэффективным противодействие со стороны вражеского ПВО – из зенитной артиллерии в 1941 году особую опасность для наших бомберов представляли знаменитых немецкие 88-мм зенитные пушки Flak-18/36/37. Согласно справочнику «Оружие Вермахта. Шнурков. 1999» более крупные калибры, - 105, 128 и 150 мм, - в составе немецких средств ПВО появляются позже. По сути, Высота являлась единственным средством защиты и от зениток и от истребителей противника (тех самых «мессеров» BF-109E/F).
С другой стороны, полёты на таких высотах вели к повышенному расходу топлива, что являлось лишь отягчающим фактором в задачке: бомбовая нагрузка (максимизировать) & высота полёта (максимизировать) & дистанция (оптимизировать). Кроме того, самолёт ДБ-3 (Дальний Бомбардировщик) требовал приличных усилий на руль управления, а автопилот отсутствовал, в результате штурвал нельзя было отпускать ни на секунду. В общем, пилотов выматывало основательно. Е.Н.Преображенский вспоминал: «Большое напряжение сил в полете сказалось потом, когда летчики уже подходили к своему аэродрому. У некоторых не хватало выдержки, и, когда самолеты шли на посадку, они бросали штурвал раньше времени, делали "козла", чего никогда не замечалось за ними до этого».
Слава нашим воинам-освободителям!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений Сударкин, спасибо за интересное дополнение.
0 Ответить
Светлая память
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, как начальник отдлела ВВС в окружной газете, я знал, что Берлин бомбили. Теперь познакомился с боле подродбным рассказом
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза,
Отличная статья!
Возможно, не совсем в тему, но в 1941 г. в Харькове, в личном особняке впервые в мировой военной практике был ликвидирован генерал фон Браун (брат известного фон Брауна - Отца ФАУ) с помощью радиоуправляемой мины, что было полной неожиданностью для технически продвинутых немцев.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как в августе 1941 года советские летчики заставили Берлин ощутить ужас ночных бомбежек
Отлично заставили.
А главное - своевременно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, коллеги.
С праздником.
0 Ответить
Владимир Рогоза, прекрасная статья и тема необычна. поздравляю.
0 Ответить
Владимир, очень достойная памяти погибших статья. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить