Буддизм, возникнув в Индии в V в. до н.э., впоследствии почти совсем исчез из этой страны. Но в III в. до н.э. новое учение стало официальной религией могущественного государства Магадха в долине Ганга. Ее принял знаменитый император Ашока из династии Маурьев, предки которого объединили большую часть Индии. Сам Ашока мог бы собрать под своей властью все земли полуострова и с полным правом присвоить себе титул «Чакравартина» — всемирного владыки. Но его указы повествуют о другом: «Его Святейшее Величество желает, чтобы все живое обрело безопасность, самообладание, душевное спокойствие и радость. Вместо поклонения барабанам войны наступило время поклонения Закону…»
Ашока энергично распространял буддизм и построил тысячи буддийских памятников. Буддизм — это, прежде всего, «дхарма» (учение): правильные мысли, слова и действия; воздержание как от излишеств, так и от сурового аскетизма; равенство и братство всего живого и мир. Такая религия была понятна и близка всем. Позже буддизм распространился по всем азиатским странам.
Ашока Милостивый прошел по местам, связанным с жизнью и учением Будды, и велел украсить их и ведущие к ним дороги колоннами. На некоторых колоннах вырезаны его указы и наставления. Для их исполнения были призваны лучшие мастера из Западной Индии. Камень применялся в Индии только для религиозной архитектуры, жилища строились из дерева.
В столице Паталипутре, в огромном дворце Маурьев, каменными были только колонны, несшие тяжесть нескольких этажей. Греки в 302 г. до н.э. сообщали, что в царском дворце такие чудеса, о каких не могли и мечтать ни Суза, ни Экбатана, столица могущественной персидской империи Ахеменидов. Поражали гостей и колонны из стволов тика, обвитые виноградом: лозы с гроздьями и птички, сидящие в листве, были исполнены чеканкой и литьем из серебра и золота. Ашока еще больше украсил этот дворец своего деда, основателя династии.
То, что сохранилось от периода Маурьев, не может дать представления о размахе строительства и величии культуры Древней Индии. Но даже одни скульптуры колонн Ашоки указывают на высочайший уровень мастерства безымянных ваятелей. Найдено 30 колонн, из которых 10 хорошо сохранились. Они не несли нагрузки и ничем не поддерживались. Возможно, они входили в какой-то архитектурный ансамбль. Капители в форме перевернутого цветка лотоса с венчающими их скульптурами ваялись монолитно, из одного каменного блока, и скреплялись со стволом при помощи металлического штифта. Колонны достигали 15 м высоты и 50 т веса.
Всемирно известная Львиная капитель украшала колонну, поставленную Ашокой между 250 и 232 гг. до н.э. в Санатхе. Там, по преданию, Будда, находясь в «Оленьем парке», произнес свою первую проповедь и приобрел последователей учения, названного «Законом Будды». Буддисты говорят, что он «повернул Колесо Дхармы», привел его в движение, и оно покатилось по всему азиатскому миру. Неудивительно, что именно здесь, в Сарнатхе, была поставлена колонна с самой лучшей по исполнению и самой богатой символами капителью.
Сама капитель — в виде цветка лотоса, перевернутого вниз лепестками. Лепестки одинаковы и красиво изогнуты, чтобы капитель была шире кверху. Капитель должна была играть незначительную роль, служа лишь подставкой главной скульптуре. На круглой абаке рельефы символических животных чередуются с изображением колеса: спокойно идущий бык, скачущая лошадь и поспешно, но мерно шагающий слон.
Символика всех фигур буддийская, но корень ее еще в добуддийской культуре Индии. Лев означает Север, а так как буддизм пришел в Индию оттуда, то это одна из причин, связывающих образ льва с Буддой. Слон — символ Востока. В мифологии Индии Белый Слон олицетворяет дождевое облако, на котором едет божество грозы и бури Индра. По другой легенде, и Будда спустился с неба в виде слона.
Бык — символ Запада, перевозчик одного из главных божеств — Шивы. Будда, по преданию, родился под зодиакальным созвездием Быка (Тельца).
Лошадь издревле была символом Юга и Солнца. Бог Солнца — Сурья — мчится на колеснице, запряженной семью конями. Будда, еще царевичем Гаутамой, на коне тайно уехал из дворца к отшельникам, чтобы у них найти ответы на волновавшие его вопросы.
Лебедь — символ монаха, достигшего высшей степени духовного развития на Земле.
Лотос, как священный цветок, был наиболее популярен в странах Азии и в Египте, значение его многообразно.
Главный эффект сарнахтской колонны зависит от великолепной квадриги львов, возвышающихся над абакой: 4 льва как бы сращены друг с другом туловищами, так что выступают только передние половины их фигур. Львы стоят с полуразверстыми пастями, с головами, обращенными на 4 стороны света. Первоначально они несли на своих спинах большое «Колесо Дхармы» (каменные обломки которого хранятся в музее Сарнатха). Капитель с фигурами имеет 2,14 м высоты. Она изваяна из монолита чунарского песчаника и прикреплена к колонне медным штифтом. Полировка столба и всех фигур хорошо сохранилась.
Скульптура монументальная, и величественная квадрига львов, направленных во все стороны от центральной оси, создает впечатление цельности и единства памятника, торжественно завершает колонну. Мягкий блеск поверхности светло-серого песчаника подчеркивает пластичность и совершенство моделировки каждой детали. Мощные передние лапы царственных животных твердо уперлись в землю, красиво стилизованы крупные пряди грив. Львы величественны в своей звериной красоте, мощи и мирном спокойствии, их облик благороден и выражает сдержанное достоинство. В их оскале нет свирепости.
С вдохновением и талантом автор идеализировал мощь и благородство царя зверей как символ Будды, которого называли «Львом Закона». Он превратил львов в опору великого «Колеса Дхармы»: они несут его на спинах с благородным достоинством. Среди колонн Ашоки нет ни одной с таким богатством изобразительных мотивов, гармоничным и наиболее полным комплексом важнейших буддийских символов, как Львиная капитель столба из Сарнатха.
Форма капители имеет свой прототип в искусстве Ирана. Это и не удивительно, если вспомнить, что Ашока вызывал каменщиков и скульпторов по камню из области долины Инда, которая еще недавно входила в империю Ахеменидов. Львиная капитель была широко известна в стране и вызывала подражания. В начале ХХ в. колонна была найдена упавшей, фигуры львов на ней оказались сильно повреждены и не могли быть восстановлены полностью. Сейчас Львиная капитель находится в музее Сарнатха.
Для Индии Львиная капитель стала символом древности и величия культуры, миролюбия внешней политики. Играет роль и то, что колонну поставил Ашока — правитель, до сих пор пользующийся огромным уважением народа. Об Ашоке Д. Неру писал: «Единственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решился прекратить войну в самый разгар победы».
Изображение Львиной капители включено в государственную печать Республики Индии. На индийском флаге средняя полоса белая — цвета истины и мира. На ней изображено колесо точно такой формы, как на абаке Львиной капители. Оно стало символом прогресса.
Замечательная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить