• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Гусев Грандмастер

Как написать бестселлер и надо ли это делать?

На самом деле, вопрос лучше сформулировать чуть-чуть иначе: как СКОНСТРУИРОВАТЬ бестселлер? Ведь очевидно, что бестселлер может получиться лишь у человека, уже имеющего навыки написания художественных текстов.

Проведённые в России исследования показали, что с точки зрения реализации в торговой сети наиболее важным является жанр литературы. Далее идут репутация автора, переплёт (твёрдый или мягкая обложка) и только на четвёртом месте оказывается содержание книги. Всё это объяснимо: вы же не будете читать книгу, стоя у прилавка книжного магазина; до содержания вы доберётесь, когда окажетесь дома.
Те же исследования показали, что наименее важными параметрами являются формат и объём книги, её название и название издательства.

Для того, чтобы получился best seller («лучше всех продаваемый»), надо обладать обострённой интуицией, догадаться какая книга нужна здесь и сейчас: именно в этом году, а не в следующем; именно на этой территории, а не на другом краю России.

Впрочем, ни автор, ни издательство, ни торговая сеть не могут заранее знать, какая книга разойдётся миллионным тиражом, а какую, в конечном счёте, придётся пустить под нож. Все понимают, что вероятность сконструировать бестселлер близка к нулю, и что подавляющая часть литературных произведений обречена на забвение.

И всё же, если вы поставили перед собой цель создать бестселлер, постарайтесь найти у автора (у себя) какие-то загадочные качества, выделяющие вас из огромной массы литераторов; попробуйте вспомнить, не обладаете ли вы какой-нибудь необычной профессией или титулом, нет ли у вас какого-то уникального достижения. Всё это имеет смысл указать чуть ли не на обложке книги.

Ещё можно добавить, что книга основана на реальных фактах — говорят, это тоже хорошо действует на потенциального читателя. Только ради бога не посвящайте написанную книгу своим бабушкам, дедушкам, родителям, жёнам или любовницам. Не знаю почему, но читателей это не вдохновляет.

Важно договориться с кем-либо из знакомых режиссёров (а ещё лучше с телеканалом) о съёмках сериала по вашей книге. Пусть это будет всего лишь предварительная договорённость, всё равно убедите издателя указать сей радостный факт на обложке. Многие зрители не прочь узнать сюжет телесериала заранее; глядишь, и раскупят вашу книгу. Ну, а если сериал не снимут, что ж, селяви!

Выберите «правильный» жанр. Чтобы получился бестселлер, не стоит писать мемуары, если только вы не являетесь известным политиком, общественным деятелем, либо знаменитым учёным, спортсменом или разведчиком. А вот отчаянные описания эротических приключений подойдут как нельзя кстати. Впрочем, не переборщите, тут, как и в любом творчестве, важно соблюсти чувство меры.

Полезно завести главного героя (героиню), переходящего из одной повести в другую и, в конечном счёте, из книги в книгу. Читатель привыкнет к нему и захочет узнать о дальнейшей судьбе.

Банально, но всё же скажу, что читателя следует держать в постоянном напряжении. Возможно, это пойдёт во вред его психике, зато вашу книгу он дочитает до конца. Для финала своего опуса приберегите какой-нибудь сюжетный взрыв, разумеется, в переносном смысле этого слова. Либо подумайте над тем, чтобы в книге была некая недосказанность, пусть читатель включит собственную фантазию и «допишет» ваш шедевр самостоятельно.

Из суммы всего перечисленного выше и складывается читательский спрос. Причём все эти компоненты действуют в комплексе и, как представляется, синергично.
Безусловно, конструировать бестселлер надо вместе с издателем, и хорошо, если вам повезёт, и издатель окажется сведущим по этой части человеком. Но самое главное, помните: в большинстве случаев best seller — штука временная, быстро забывающаяся и не претендующая на роль «нетленки». И тогда, стоит ли тратить время на подобную книгу?!

Статья опубликована в выпуске 16.01.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Примитивно.

    Слишком примитивно.
    С начала какие-то прыжки. Исследования - "наиболее и наименее".
    И вдруг - интуицие долны обладать.
    Догадаться.
    У автора нет даже общих понятий о маркетинге.
    Увы.
    И практически все дальнейшие советы - выглядят страшно примитивными.
    "какие-то загадочные качества"
    " кем-либо из знакомых режиссёров"
    "отчаянные описания эротических приключений"

    И в завершение - бомба, для хорошего бестселлера, по совету автора.
    "Из суммы всего перечисленного выше и складывается читательский спрос."

    Читательский спрос не складывается - он есть. И он - либо выясняется при помощи ислледований и маркетинговых операций, либо - формируется, под конкретные задачи издателя.
    Всё очень просто.

    И о бестселлерах.
    Поп-культура - это сложный механизм для зарабатывания денег.
    И ваша статья, именно и говорит о том, что ВАШ спрос на то, что бы вы купили в книжном магазине - очень удачно сформирован.
    Читайте выше.

    Если интересно - то поищите на западных сайтах статистику.
    Меньше 10% всех бестселлеров издаются третьим и следующими тиражами.
    Продали - и всё.
    А читают-то - совсем иное...
    такие вот размышления в виде комментария к вашей статье.
    Поэтому - максимум трояк. Только за желание рассуждать.

    • Георгий! спасибо Вам за самый длинный комментарий к моей заметке.
      Да, некоторые очевидные вещи оказываются крайне примитивными (велосипед давно изобретён). Но благодаря таким примитивным приёмам нашу газету, например, и наш журнал — читают, а мои книги раскупают. Это действует, по крайней мере, здесь в России!

      Оценка статьи: 5

      • Ну вот...

        У вас что - там в России, обострённое чувство незащищённости.
        Я же - о вас лично ничего не сказал. Только о статье и видении автора - через статью.
        Знаю я вашу МГ и Армагеддон читал.
        Кто бы спорил.
        И о деле. Вы - хороший редактор, раз вашу газету читают. И - прекрасный автор - раз книги раскупают.
        Но это - не одно и то же, с тем как вы советуете писать бестселлеры.
        Вы (возможно) поделились собственным опытом. Но - он ваш, и случился только в ваших условиях.
        Представьте себе, если бы гениальны врач через вашу газету начал бы давать советы - как стать гениальным врачом.
        И о главном.
        Наверное у меня плохо получилось, но в своём комментарии я хотел высказать призыв - не задаваться целью написать бестселлер.
        А...
        Например - рассказать людям что-то очень важное.
        Или - поделиться своими размышлениями.
        Ну...
        Как-то так.
        Опять я увлекаюсь.
        Не дуйтесь. Я - не со зла. За идею.
        Успехов.

        • Георгий! Ещё раз благодарю за внимание к этой моей заметке на сайте «Школа жизни». Более того, я приятно удивлён, что Вы (живущий далеко от России) читали отрывки из моей только что вышедшей книги «The World According to Novikoff» (я имею в виду «Новый Армагеддон»).

          Что же касается самого текста заметки, то я действительно поделился собственным опытом. Он мой, и случился только в нынешних российских условиях, кто же спорит?

          Оценка статьи: 5

  • За статью спасибо. Я такие коллекционирую, и время от времени перечитываю. Сам пытаюсь создать бестселлер на ниве популяризации. Ставлю пять.

    Оценка статьи: 5

  • Ну, разве такие книги ради всемирной и вечной славы пишут? Бестселлеры (исходя из названия) пишут ради получения прибыли.

    А вот фразу и в издатели попадётся сведущий человек не поняла. Среди издателей попадется ... или издатель окажется...

  • Очень интересная работа прочитал с большим удовольствием. хорошое руководство к действию

    5

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо. У меня из трех книг бестселлером стала первая, там о саой вечной теме - самоубийстве. А остальные (депрессия, современные проблемы души) уже не так пошли. И внутри первую ближе к сердцу принимаю.

    Оценка статьи: 4