Древнее его название — «Теофания» (Богоявление), или «Епифания» (Просвещение).
Богоявление — потому что на Иордане Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал Крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого.
Просвещение («Праздник Светов», также его называли «Святые Светы» или просто «Светы») — потому что Бог — это вечный свет, просвещающий мир. Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.
В народе праздник Крещения Господня называли водокрестием или водокрещами. Связано это с тем, что на Крещение проводилось освящение воды в храмах и на естественном водоеме, реке или озере.
Накануне праздника ходили в церковь на вечернюю службу, утром приносили туда воду для освящения. Далее эта вода использовалась по следующему назначению:
— несколько глотков выпивалось, чтобы получить благословение Божие;
— кропили святой водой весь дом, пристройки и всё имущество как предохранение от разных напастей и дурного глаза;
— немного воды наливали в колодцы, чтобы нечистая сила не забралась туда, не опоганила воду и чтобы в нём вода была всегда в изобилии и не загнивала;
— умывались водой для красоты и здоровья лица;
— остатки воды берегли, так как считалось, что она излечивает головокружение, судороги, онемение в ногах.
Ко дню Крещения на ближайшем водоеме (реке, озере) устраивается Иордань — прорубь для водосвятия. Там совершается освящение воды, люди ее пьют, умывают ей лицо и даже купаются в проруби. Вода считается освящённой ещё неделю после дня Крещения, и омовения в Иордани продолжаются.
Зачем на Крещение купаются?
Слово «крещаю», «крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Вода — это начало жизни. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В этом смысле вода являет смерть Старого и рождение Нового в жизни.
Во время рождения человек впервые переживает смерть себя (как плода во чреве матери) и рождение себя одновременно (как человека, живущего на Земле). Захватывающие ощущения купания на Крещение в проруби проводят человека через эти ощущения (смерти и рождения в новое). Тело запоминает, передает душе приказ забыть старое и идти в новое и проносит через весь год!
Наше омовение водой в день Крещения является символом собственного обновления и приобщения к тайне собственной жизни! Чтобы открылись наши глаза на самих себя как на великое и гениальнейшее Творение Божье!
читать дальше →
0 Ответить
Иван Егоров, будете спамить - аккаунт будет удален. Нужно выкладывать информацию в свой блог и писать в комментариях, где она находится. В свои блоги на других ресурсах приглашать не надо.
0 Ответить
За эту фразу мгновенно поставил 1 балл:
"Считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в освященной воде невозможно."
Это ужаснейшее суеверие, которое основано на желании заглушить совесть, мучающую человека за совершенные им грехи.
Купание в проруби с освященной водой никаких грехов не смывает; и простудится безусловно можно.
Церковь неоднократно неодобрительно высказывалась по данному вопросу.
Одно дело окунуться в реке Иордан (это Ближний Восток - и там тепло), где крестился Спаситель; а другое дело православный экстрим в России... окунулся, остограммился и пошел дальше грешить.
Грехи прощаются Богом (с точки зрения христианства - а мы говорим о христианском празднике) только в трех случаях:
1. Таинство Крещения. Оно совершается один раз в жизни, и в нем прощаются все грехи совершенные до принятия крещения.
2. Таинство Соборования. Соборной церковной молитвой испрашивается прощение всех забытых и совершенных по неведению грехов.
3. Таинство Покаяния. Человек при наличии искреннего покаяния (то есть реального желания изменить жизнь) получает прощение от Бога.
ВСЕ! Все остальное является суевериями, поверьями, ошибочными традициями...
Ну а эти ваши слова меня вообще убили:
"Захватывающие ощущения купания на Крещение в проруби проводят человека через эти ощущения (смерти и рождения в новое). Тело запоминает, передает душе приказ (забыть старое и идти в новое) и проносит через весь год!"
Уверяю вас, что вы точно такие же ощущения можете испытать в любой другой зимний день, если окунетесь в проруби... и праздник Крещения Господня здесь совершенно не причем.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Павел Островский, "Считается, что..." - это просто констатация факта, действительно, многие так считают. Никаких "так НАДО праздновать Крещение" в статье нет.
0 Ответить
Марианна Власова, сама статья называется "как празднуется крещение".
А ваш портал называется "Школа жизни"; и возникает вопрос: чему учат подобные статьи?
Например, в нашей стране большинство людей СЧИТАЕТ, что мигранты - это зло, что гомосексуалисты и лесбиянки - это неполноценные люди... и т.п.
Будет ли правильным, если мы начнем писать о том, что считает просто большинство и при этом совершенно не будем задумываться о том, как правильно должно быть?
В данной статье одних только ошибок исторических и богословских больше десятка...
Многие люди комментарии под статьей не читают, и они будут думать, что именно так и надо относиться к празднику Крещения Господня.
На ком будет вина лежать, что люди были введены в заблуждение?
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Павел Островский, статьи на такие темы на нашем сайте точно никого не учат, как "надо относиться". Только предоставляют информацию. Как максимум - предлагают задуматься. Даже мнение авторов мы чаще всего убираем. Автор написала, что думают и чувствуют люди. Если Вы считаете, что нужно донести до людей мнение Церкви, напишите свою статью.
Пардон, так Вы ее уже и написали. Она всем доступна, а завтра, когда и будут в основном искать информацию, она выйдет в основном выпуске.
"В данной статье одних только ошибок исторических и богословских больше десятка... "
Так укажите на них, и поправим. Факты должны быть изложены правильно.
0 Ответить
Марианна Власова, хорошо, укажу на ошибки.
1. "Богоявление – потому что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия."
Праздник называется "Богоявлением", так как на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал Крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге — Троице, едином по существу и троичном в лицах."
2. "Связано это с тем, что накануне праздника внутри храмов проводилось освящение воды, а в сам день Крещения происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере."
Не знаю откуда подобная информация, но вода освящается в первую очередь именно в сам день Крещения Господня.
А в тех храмах (их большинство), где служится служба в Крещенский сочельник (18 января), то вода освящается и 18 и 19 января.
Освящение воды в естественном водоеме совершенно необязательный момент самого праздника. Многие храмы просто такой возможности даже не имеют.
3. "Накануне праздника ходили в церковь на вечернюю службу, приносили туда посудины для святой воды."
Не могли они принести никакой воды, так как после вечерней службы вода не освящается.
Они могли ее принести утром, после службы сочельника.
4. " Далее эта вода использовалась по следующему назначению:"
Все эти назначения неверны. Воду святую пьют, чтобы получить благословение Божие.
А умываться ею для красоты лица, пить от головокружения, судорог, онемения в ногах и т.п. - бредовое суеверие.
5. "В сам день крещения ночью (с 18 на 19 января) совершается крестный ход на воду, на Иордань. Так называется место на водоеме (реке, озере) и прорубь для водосвятия. Именно там совершается богослужение и освящение воды."
Не может там совершатся богослужение, так как оно может совершаться ТОЛЬКО в храме.
Освящение воды возможно на реке или на озере, но только в том случае, если оно есть.
В большинстве случаев служба совершается не ночью, а, как обычно, утром; и никаких крестных ходов также не проводится.
6. "Вода (в символическом и реальном понимании в Ветхом Завете) – это начало жизни."
Откуда взята эта мысль - непонятно. В богословии такого не встречал.
7. "Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произошли все живые существа."
Дух Святой не оплодотворял воду. Бог сотворил мир из ничего, а не из воды. Читайте первую главу Библии.
8. "Во время Рождения человек впервые переживает смерть себя (как плода во чреве матери) и рождение себя одновременно (как человека, живущего на Земле)."
Это современная точка зрения одного американо-чешского психолога, которая не имеет никакого отношения к христианскому богословию и традициям.
9. "Наше омовение водой в день Крещения является символом собственного обновления и приобщения к тайне собственной жизни!"
Омовение в проруби максимум может быть символом стадного чувства, и может приобщить вас к простудным заболеваниям.
Те люди, которые окунаются в проруби ради получения Божьего благословения, должны знать: что нет разницы от того: окунулся ты или тебя покропили святой водой.
10. "Чтобы открылись наши глаза на самих себя как на великое и гениальнейшее Творение Божье!"
Если и дальше так следовать суевериям, то скорее человек полностью духовно ослепнет, нежели прозреет.
11. "Считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в освященной воде невозможно."
Может люди так и считают, но это не так.
12. "Крещение – это восстановление первоначального образа Божьего в человеке."
Если речь идет о Таинстве Крещения, то это так.
Но в данном контексте эта фраза является ошибкой.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Павел Островский, спасибо, поправили. Воспользовались Вашими формулировками в некоторых местах, если позволите.
0 Ответить
)))
"В очереди за крещенской водой:
-А че за праздник та?
- В этот день Иисус Христос принял нашу веру православную и покрестился". - "Православный юмор". Хохмят, как понимаете, ваши коллеги, а вовсе не паства.
Павел, вот гляньте на фотку. Шествие на осляти. На лошади - сам собою архиерей. Нормально так, по-мужски сидит. Не на стульчике, как бывало. Лошадь ведут, как видите, не местные воеводы - они в хвосте процессии. Идут от святых ворот к церкви Входа в Иерусалим. После службы там - крестный ход. А надо - сначала крестный ход из кафедрального собора во Входоиерусалимскую церковь, а оттуда в собор - шествие на осляти. Не приходится говорить о том, что само действо в епархиях совершать - низя, собором запрещено.
Это я к тому, что знаниями не обладают не только простые миряне - епархиальное начальство тоже несведущим оказывается. Статья описывает, как понимаю, сложившиеся в постсоветские времена обычаи. Это ж такое кромешное неоязычество, какое ученым архимандритам в конце 19 века не снилось.
0 Ответить
Люба Мельник, "Это я к тому, что знаниями не обладают не только простые миряне - епархиальное начальство тоже несведущим оказывается. Статья описывает, как понимаю, сложившиеся в постсоветские времена обычаи. Это ж такое кромешное неоязычество, какое ученым архимандритам в конце 19 века не снилось."
Подобная проблема также есть.
Стоит сказать, что всякий раз, когда кто-либо из архиереев начинает заблуждаться, ему об этом прямо говорят. А если он не исправляется, то его снимают с кафедры (как минимум).
Последний раз подобное было в Диомидом (бывший епископ с Дальнего Востока).
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Да ничего, два года откатались "на осляти"))) И третий бы состоялся - да надо было архиепископу служить в тот день в епарх. центре.
читать дальше →
0 Ответить
Люба Мельник, ну "на осляти" ездить не такое уж нарушение чего-либо.
Это тебе не воде ледяной плескаться и думать, что грехи смылись.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Павел Островский, не судите строго девочку. Таких "верующих" среди нас большинство. И нам работать и работать над собой.
ПС До Рождества одна моя "о-очень верующая" коллега постилась по всем правилам: никакого мяса, масла и прочего. Только о голове (мыслях) как-то ненароком упустила из вида: так же бросалась на коллег, аки цепная собака.
Зато диета была выдержана.
0 Ответить
Игорь Ткачев, да кто же судит ее?
Просто рассказ идет о том, как НАДО праздновать Крещение и не указано главного - это раз; вместо этого рассказано о суевериях, с которыми Церковь постоянно борется - это два.
Реальной пользы от статьи нет.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Павел Островский, мы судим-)
Не осуждаем, а рассуждаем. Разве не так?
0 Ответить
Игорь Ткачев, нет не судим.
Нельзя осуждать человека. А в данном случае речь идет о статье; ее обсуждение.
Вот если бы я стал писать, что автор статьи - плохой человек и т.п. - это было бы осуждением.
Оценка статьи: 1
0 Ответить