Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен (согласно другому источнику, Ван Страатен). Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды, в 1641 году, близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того чтобы прислушаться к совету, Ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.
— С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, — прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор так и скитается по морям корабль Ван дер Декена.
Возможно, что рассказы о капитане Ван дер Декене — обыкновенная легенда, но основана она на вполне реальных фактах.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям.
Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.
Первым достиг индийского океана португалец Бартоломео Диаш в 1487 году. До Индии он, однако, не добрался. Усталые от долгого плавания матросы взбунтовались и потребовали возвращения домой, и корабль повернул назад. Но в мае 1500 года во время шторма у мыса Доброй надежды Бартоломео Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем.
Его спутники, однако, плывшие на других кораблях, успешно добрались до Лиссабона и начали распространять мистические слухи о том, что капитан Диаш был проклят Богом и навечно обречен плавать по морям. Суеверные моряки быстро уверовали, что Бог наказал непокорного Диаша. Легенда распространялась, как эпидемия, от порта к порту.
Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами». Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов.
История мореплавания знает немало загадочных и мистических находок «кораблей-призраков». Одни были полностью покинуты командой, а на других находили трупы с масками ужаса на лицах. Позвольте вас ознакомить с некоторыми из таких находок.
В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи».
В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов — все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года.
Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз — пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной.
Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт», в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года.
И по сей день историков, литераторов и даже криминалистов волнует загадочная судьба моряков с «Марии Селесты». Двухмачтовый бриг, обнаруженный 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане, шел под полными парусами. На борту был полный порядок, но команда напрочь отсутствовала.
В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан». После многократного SOS прозвучало: «Погибли все». Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти!
В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.
Но перед тем как списать все эти примеры на морских чудовищ, космических пришельцев и даже самого сатану, давайте посмотрим, что же говорит современная наука по этому поводу.
Ещё в 30-е годы
Биологи в своих лабораториях ставили эксперименты над животными и над людьми-добровольцами по изучению инфразвука и его влияния на живой организм. Во время экспериментов, как люди, так и животные испытывали чувство беспричинного страха. Чем сильнее был инфразвук, тем хуже последствия от него: внутренние органы у испытуемых начинали вибрировать, и они кричали от боли. Это отнюдь не безопасно. Сердцебиение может увеличиваться настолько, что может произойти разрыв артерий. Экспериментальным путем установлено, что инфразвук с частотой 7 герц — смертелен. А во время шторма в море образуется инфразвук с частотой 6 герц.
Влияние инфразвука распространяется даже за пределы моря. Перед штормами в приморских районах увеличивается число дорожных происшествий, ухудшается самочувствие людей.
Вполне поддается объяснению и факт, когда беда происходила с судами в хорошую погоду. Шторм мог бушевать за десятки и сотни миль от места катастрофы, но инфразвуковая волна доходила до судов и в зависимости от её силы были и последствия. От несильной инфразвуковой волны моряков охватывал страх, и они в панике бежали с судна на шлюпках, а волны сильной частоты просто убивали мореплавателей.
Ежегодно в морях исчезают десятки судов, не успев подать сигнал бедствия. Возможно, причина их гибели и есть инфразвук.
Интересно, как там за той чертой....
0 Ответить
Пару лет назад написал вот такое стихо-шутку:
Качает ночь на темных вОлнах
безлико-плоскую луну.
Вздыхая, океан огромный
нас завлекает в глубину.
На салинге впередсмотрящий
сквозь тьму глядит за горизонт;
чуть слышно ветерок уставший
ему о родине поет.
И, этой песней убаюкан,
матрос расслабился слегка...
Но, дьявол! Что это за звуки?!
Кого несет нелегкая?!
Из бледно-лунного сиянья
возник фрегат, могуч и резв,
и, словно хищная пиранья,
рванул он нам наперерез,
без флага и огней сигнальных,
пугая жуткой тишиной.
Ругаясь матом от отчаянья,
свалился зА борт рулевой;
проснувшись, боцман с перепугу
вместо "Аврал" сыграл "Отбой";
мы шли на отдых, на Тортугу,
а вот теперь придется - в бой.
Но с кем же драться? Сквозь рванину
истлевших напрочь парусов
смотрели, треуголки сдвинув,
глазницы мерзких черепов...
Огонь! Огонь! Давай шрапнелью!
Тугих осколков жаркий рой
и ядра весело летели,
не убивая никого!
Свистели пули сквозь скелеты,
а трупы двигались стеной,
плевав на физики запреты
гнилой зеленою слюной.
Трещит рангоут; такелаж
разодран, как гнилые нитки.
И мы молились: "Отче наш,
избавь нас от кошмарной пытки!"
Каррамба!!! Тысяча чертей!!!
Ужасней битвы не припомнить!
Сражаться с мертвыми страшней,
чем жизнь прожить на эшафоте:
мы их рубили на куски,
но трупы снова поднимались,
и, завывая от тоски,
мы зА борт с воплями бросались.
Взмах палаша... И голова
шаром бильярдным покатилась;
в моих глазах, навек застряв,
ночное небо накренилось.
........................
Мертвецки бледная луна
в пустынном море отражалась;
кроваво-красная волна
в ее сиянии дрожала.
Я, мачту чуствуя спиной,
глядел вперед пустой глазницей,
не понимая: что со мной?
Что за кошмар с похмелья снится?
Но тут мне на плечо легла
рука скелета: "Выпей, братец,
кровь кэпа с ромом пополам;
теперь ты с нами, на "Голландце"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
мне тоже понравились!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
очень красивые стихи
0 Ответить
да, согласен с Олегом, интересно было бы ещё ознакомиться с мнениями по поводу бермудского треугольника.. а то много чгео начитан, наслышан, интересно было бы услышать ещё мнения, может что-нибудь новое для себя найду..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а про бермудский треугольник я уже написала статью. Пока она не опубликована но Вы её можете найти в моём профиле.
0 Ответить
Да, много в морях-океанах разлтчніх загадок, интересно біло прочитать
Оценка статьи: 3
0 Ответить
спасибо за интересную статью, а о бермудском треугольнике
Оценка статьи: 5
0 Ответить
да это тоже в планах есть , как-нибудь напишу
0 Ответить
Действительно, красивая и интересная статья!
0 Ответить
спасибо
0 Ответить
Спасибо за интересную и умную статью и хороший русский язык.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Интересная статья, хотя о "Марии Селесте" можно было бы написать отдельную статью.
У нас вот не так давно, исчезло в море рыболовное судно, которое в последний раз радары отследили в 10 милях от берега.
Из четырех матросов море отдало пока троих. Но там, скорее, причина в том, что судно было старое...
0 Ответить
а у меня и написана отдельная статья о Марии Целесте
публикация будет послезавтра.
0 Ответить
Хорошая статья. О Марие Целесте я сам написал пару статей, и даже вставил их в книгу. Там я высказал гипотезу, что подобные корабли погубил инфразвук, генерируемый морскими волнами. На самом деле все могло быть намного прозаичнее. Это могла быть провокация капитана с целью обмана то ли таможенников, то ли страховой компании. Но версия с таинственными полями намного интереснее. А потому и передается из уст в уста уже более 130 лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо за интересный комментарий. Да, как я и написала, что правду, возможно, мы не узнаем никогда. А насчёт провокации капитана - интересная мысль.. только вот нет же источников что экипаж выжил и где-то объявился...
0 Ответить
Вообще-то есть такие сведения, но они совершенно затеряны в массе информационного шума. Попытку суммировать их и творчески переработать сделал Александр Бирюк. По странному стечению обстоятельств я, как раз сегодня, получил письмо из рассылки с публикацией его работы. Даю ссылку: http://subscribe.ru/archive/lit.writer.express/200701/30201533.html
Оценка статьи: 5
0 Ответить
большое спасибо за ссылочку почитаю
0 Ответить