Татьяна Румянцева Профессионал

Что такое «Летучий голландец» и как наука объясняет это явление? Призраки морей

Выражение «Летучий голландец» наверняка известно всем. Но особенно хорошо о нем осведомлены моряки. Если в вашей семье кто-то ходит в море, спросите его о Летучем голландце, и вы услышите самые невероятные истории. Некоторые моряки поведают вам, что не раз видели это таинственное судно в океане, — корабль без огней, на котором не было ни одной живой души. Но откуда же возникло само название «Летучий голландец»?

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен (согласно другому источнику, Ван Страатен). Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды, в 1641 году, близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того чтобы прислушаться к совету, Ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.

 — С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, — прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор так и скитается по морям корабль Ван дер Декена.

Возможно, что рассказы о капитане Ван дер Декене — обыкновенная легенда, но основана она на вполне реальных фактах.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям.

Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.

Первым достиг индийского океана португалец Бартоломео Диаш в 1487 году. До Индии он, однако, не добрался. Усталые от долгого плавания матросы взбунтовались и потребовали возвращения домой, и корабль повернул назад. Но в мае 1500 года во время шторма у мыса Доброй надежды Бартоломео Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем.

Его спутники, однако, плывшие на других кораблях, успешно добрались до Лиссабона и начали распространять мистические слухи о том, что капитан Диаш был проклят Богом и навечно обречен плавать по морям. Суеверные моряки быстро уверовали, что Бог наказал непокорного Диаша. Легенда распространялась, как эпидемия, от порта к порту.

Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами». Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов.

История мореплавания знает немало загадочных и мистических находок «кораблей-призраков». Одни были полностью покинуты командой, а на других находили трупы с масками ужаса на лицах. Позвольте вас ознакомить с некоторыми из таких находок.

В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи».

В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов — все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года.

Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз — пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной.

Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт», в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.

Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года.

И по сей день историков, литераторов и даже криминалистов волнует загадочная судьба моряков с «Марии Селесты». Двухмачтовый бриг, обнаруженный 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане, шел под полными парусами. На борту был полный порядок, но команда напрочь отсутствовала.

В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан». После многократного SOS прозвучало: «Погибли все». Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти!

В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.

Но перед тем как списать все эти примеры на морских чудовищ, космических пришельцев и даже самого сатану, давайте посмотрим, что же говорит современная наука по этому поводу.

Ещё в 30-е годы В. В. Шулейкин обнаружил инфразвуковые колебания, возникающие в штормовом районе. Волна инфразвука движется со скоростью около 330 метров в секунду и намного опережает скорость, породившего ее урагана.

Биологи в своих лабораториях ставили эксперименты над животными и над людьми-добровольцами по изучению инфразвука и его влияния на живой организм. Во время экспериментов, как люди, так и животные испытывали чувство беспричинного страха. Чем сильнее был инфразвук, тем хуже последствия от него: внутренние органы у испытуемых начинали вибрировать, и они кричали от боли. Это отнюдь не безопасно. Сердцебиение может увеличиваться настолько, что может произойти разрыв артерий. Экспериментальным путем установлено, что инфразвук с частотой 7 герц — смертелен. А во время шторма в море образуется инфразвук с частотой 6 герц.

Влияние инфразвука распространяется даже за пределы моря. Перед штормами в приморских районах увеличивается число дорожных происшествий, ухудшается самочувствие людей.

Вполне поддается объяснению и факт, когда беда происходила с судами в хорошую погоду. Шторм мог бушевать за десятки и сотни миль от места катастрофы, но инфразвуковая волна доходила до судов и в зависимости от её силы были и последствия. От несильной инфразвуковой волны моряков охватывал страх, и они в панике бежали с судна на шлюпках, а волны сильной частоты просто убивали мореплавателей.

Ежегодно в морях исчезают десятки судов, не успев подать сигнал бедствия. Возможно, причина их гибели и есть инфразвук.

Обновлено 12.02.2007
Статья размещена на сайте 29.01.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно, как там за той чертой....

  • Корабль-призрак.

    Пару лет назад написал вот такое стихо-шутку:

    Качает ночь на темных вОлнах
    безлико-плоскую луну.
    Вздыхая, океан огромный
    нас завлекает в глубину.
    На салинге впередсмотрящий
    сквозь тьму глядит за горизонт;
    чуть слышно ветерок уставший
    ему о родине поет.
    И, этой песней убаюкан,
    матрос расслабился слегка...
    Но, дьявол! Что это за звуки?!
    Кого несет нелегкая?!
    Из бледно-лунного сиянья
    возник фрегат, могуч и резв,
    и, словно хищная пиранья,
    рванул он нам наперерез,
    без флага и огней сигнальных,
    пугая жуткой тишиной.
    Ругаясь матом от отчаянья,
    свалился зА борт рулевой;
    проснувшись, боцман с перепугу
    вместо "Аврал" сыграл "Отбой";
    мы шли на отдых, на Тортугу,
    а вот теперь придется - в бой.
    Но с кем же драться? Сквозь рванину
    истлевших напрочь парусов
    смотрели, треуголки сдвинув,
    глазницы мерзких черепов...
    Огонь! Огонь! Давай шрапнелью!
    Тугих осколков жаркий рой
    и ядра весело летели,
    не убивая никого!
    Свистели пули сквозь скелеты,
    а трупы двигались стеной,
    плевав на физики запреты
    гнилой зеленою слюной.
    Трещит рангоут; такелаж
    разодран, как гнилые нитки.
    И мы молились: "Отче наш,
    избавь нас от кошмарной пытки!"
    Каррамба!!! Тысяча чертей!!!
    Ужасней битвы не припомнить!
    Сражаться с мертвыми страшней,
    чем жизнь прожить на эшафоте:
    мы их рубили на куски,
    но трупы снова поднимались,
    и, завывая от тоски,
    мы зА борт с воплями бросались.
    Взмах палаша... И голова
    шаром бильярдным покатилась;
    в моих глазах, навек застряв,
    ночное небо накренилось.
    ........................
    Мертвецки бледная луна
    в пустынном море отражалась;
    кроваво-красная волна
    в ее сиянии дрожала.
    Я, мачту чуствуя спиной,
    глядел вперед пустой глазницей,
    не понимая: что со мной?
    Что за кошмар с похмелья снится?
    Но тут мне на плечо легла
    рука скелета: "Выпей, братец,
    кровь кэпа с ромом пополам;
    теперь ты с нами, на "Голландце"...

    Оценка статьи: 5

  • да, согласен с Олегом, интересно было бы ещё ознакомиться с мнениями по поводу бермудского треугольника.. а то много чгео начитан, наслышан, интересно было бы услышать ещё мнения, может что-нибудь новое для себя найду..

    Оценка статьи: 5

  • Да, много в морях-океанах разлтчніх загадок, интересно біло прочитать

    Оценка статьи: 3

  • спасибо за интересную статью, а о бермудском треугольнике

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, красивая и интересная статья!

  • Спасибо за интересную и умную статью и хороший русский язык.

    Оценка статьи: 4

  • Интересная статья, хотя о "Марии Селесте" можно было бы написать отдельную статью.
    У нас вот не так давно, исчезло в море рыболовное судно, которое в последний раз радары отследили в 10 милях от берега.
    Из четырех матросов море отдало пока троих. Но там, скорее, причина в том, что судно было старое...

  • Хорошая статья. О Марие Целесте я сам написал пару статей, и даже вставил их в книгу. Там я высказал гипотезу, что подобные корабли погубил инфразвук, генерируемый морскими волнами. На самом деле все могло быть намного прозаичнее. Это могла быть провокация капитана с целью обмана то ли таможенников, то ли страховой компании. Но версия с таинственными полями намного интереснее. А потому и передается из уст в уста уже более 130 лет.

    Оценка статьи: 5

    • спасибо за интересный комментарий. Да, как я и написала, что правду, возможно, мы не узнаем никогда. А насчёт провокации капитана - интересная мысль.. только вот нет же источников что экипаж выжил и где-то объявился...

      • Вообще-то есть такие сведения, но они совершенно затеряны в массе информационного шума. Попытку суммировать их и творчески переработать сделал Александр Бирюк. По странному стечению обстоятельств я, как раз сегодня, получил письмо из рассылки с публикацией его работы. Даю ссылку: http://subscribe.ru/archive/lit.writer.express/200701/30201533.html

        Оценка статьи: 5