У славян были и другие «ветровые» боги. Например, Догода олицетворял тихое приятное дуновение воздуха и был связан с ясной погодой. Он изображался в виде румяного юноши с русыми кудрями. Правда, он не ладил со своим братом Позвиздом, отвечавшим за бури и непогоду. С бороды последнего текли дожди, дыхание вызывало туманы. Когда суровый Позвизд встряхивал головой, на землю сыпался град.
О весеннем ветре говорили, что он приносит семена дождя из страны нескончаемого лета и разбивает почки деревьев. Зимние вьюги, по убеждению наших предков, случаются оттого, что нечистые духи на бегу дуют в кулак. Встречник — вихрь, который мчался по дороге, считали олицетворением свадьбы черта с ведьмой. В древних сказаниях упоминаются и ветер, который сидит на цепи на краю неба, и двенадцать вихорей, прикованных к скале в далеком океане, если кому-то из них удается освободиться, начинается буря.
По другой версии, они закованы в пещере неким персонажем, которого звали «святой с кочергой». В православной традиции это Прокопий, Устюжский чудотворец, блаженный, который изображался с тремя кочергами в руках. В разных местностях имелись, конечно же, свои особенности в представлении ветров. Так, в астраханских краях северо-западный называли «дедом в изорванной шапке».
У ветров просили помощи, например, отправляясь в плавание. В этом случае следовало непременно озаботиться обеспечением благоприятного ветра. Добиться этого, как полагали, можно было несколькими способами. В северных краях существовало поверье, что повелевать ветрами по силам финнам и лапландцам. Их приглашали на корабль, чтобы совершить обряд, который так и назывался — покупка ветра.
Он заключался в проведении специального молебна, по окончании которого на веревочке или лоскутке ткани, припасенных вершителем ритуала, завязывали три узелка. — Это действо будто бы позволяло управлять ветрами в пути: развязывание первого узла призывало легкий, второго — сильный, третьего — ураганный.
У поморов был и еще более диковинный способ. Сначала надо было днем помолиться придорожным крестам, потом ночью всем селением выйти на берег реки и вымыть в ней котлы, затем ударить поленом по флюгарке (это поворотная железная насадка на дымовую трубу, направляющая дым по ветру, для улучшения тяги) и наконец… по памяти насчитать двадцать семь плешивых людей из числа знакомых.
По старинному преданию, Северный ветер однажды разметал урожай хлеба у одного бедного человека, и тот отправился к Отцу ветров с жалобой. Отец ветров сидел на высокой горе в образе старика в красной шапке и, выслушав посетителя призвал подопечного, чтобы тот одарил бедняка ценностями.
К ветрам и за советом обращались: «Спроси у ветра, не будет ли ответа?». Если долго дуло холодом, полагалось молиться тихому ангелу, чтобы он задул южный ветер. И даже в любовных делах обращались за подмогой к нему. Например, существовал заговор «на семь буйных ветров», к которым обращались, чтобы они навеяли любовь в сердце девушки, которая не отвечает парню взаимностью.
Во многих народных сказках именно ветер оказывает помощь герою, которую он не получает ни от месяца, ни от солнца. И у
Валентина Пономарева, спасибо, благодаря вашей статье я вспомнил свой давний стих про ветер, нашёл его и отпечатал.
Стих длинный в комментарии ставить не буду.
0 Ответить
Михаил, творческих свершений!
0 Ответить
очень интересно
0 Ответить
Дмитрий, рада
0 Ответить
Коллеги, спасибо большое
0 Ответить
ОКОЛОТЕМНОЕ:
• Поклоняться ветру и сходить до ветру – вещи разные…
• Ветер в голове попутным не бывает
• Ветер был южный - 6 негров в секунду.
• Приметы, в которые я верю:
Если чайка летит ж@пой вперед - значит, ветер сильный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Некогда ветер покорно служил человеку...
0 Ответить
Денис, насчет покорно - не знаю... Договаривались как-то
0 Ответить
Служил, служил - куда он, зараза, денется...
0 Ответить
Вот только потом у человека стало не хватать сил держать ветер в узде.
0 Ответить
Валентина Пономарева,
"От чего ветер? От того, что верхушки качаются..."
О. Генри. Вождь краснокожих.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, ну по этому поводу ещё воробей Пудик у Пешкова-Горького высказывал некоторые соображения.
0 Ответить
Да-да-да, было такое
0 Ответить
Валентина, в старину каждый ветер игралсвою роль. Не то, что сейчас...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, об этом ещё Гомер рассказывал, наигрывая на кифаре.
0 Ответить
А я думаю, почему это в Ответах@Mail.ru, когда задают вопрос часто пишут - "навеяно", ветром надуло значицца, будем знать. Как всегда страничку в закладки. Такую интересную классификацию былинных ветров нельзя потерять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Моряки, я слышал, скребли ногтями мачту или свистели, чтобы призвать на подмогу попутный ветер. А про узлы - это я сказку в детстве читал, называлась "Запретный узел". Ещё у какого-то юноши-рыбака была волшебная раковина, с помощью которой он ветер вызывал.
0 Ответить