Мы тоже не знаем. Достаточно вспомнить школьные годы, когда многие из нас получали от своих сверстников прозвища, которые образовывались от наших фамилий и которые вызывали у нас чувство обиды. А какой неприятный осадок остаётся после того, как слышишь неправильно произнесённую собственную фамилию!
Все это потому, что для каждого из нас собственная фамилия — это не только то, что позволяет нам обозначить себя в обществе, почувствовать себя его частью. Это еще и (говоря словами Дейла Карнеги) «самый сладостный и самый важный звук» для нас, ведь фамилия — это третье имя, которое нам дают при рождении, дабы обозначить нашу принадлежность к конкретной семье.
Во все времена трепетное отношение к фамилии считалось признаком хорошего тона, ведь фамилия — это ценнейший источник семейной истории, знание которой является знаком уважения памяти предков. Каждому, рано или поздно, хочется раскрыть тайну происхождения своей фамилии, приобщиться к своим корням и с гордостью осознавать себя продолжателем рода.
Фамилия может рассказать очень много не только о национальной принадлежности предка, но и о его социальном положении. Не будем скрывать тот факт, что очень многие из нас хотят знать, были ли в его роду именитые предки, имевшие высокие титулы и оставившие значимый след в истории страны. Разумеется, этого вопроса не возникнет, если фамилия содержит специальные указания на знатное происхождение рода (например, частица «фон» в немецких фамилиях, «ван» — в голландских, окончание -ский / -цкий — в славянских).
Однако бывает и так, что обычная на вид фамилия могла принадлежать представителям высшего света. Так, одна из самых распространенных фамилий — Иванов — принадлежала не только выходцам из простых сословий, но и четырем дворянским родам, наиболее известный из которых — род промышленников, ведущий свое начало от Петра Даниловича Иванова. Кто знает, может, некоторые современные Ивановы и являются потомками знаменитого Петра Даниловича?
Фамилии практически всех «национальностей» образовались от именования родоначальника: от личного прозвища или имени собственного.
Говоря об именах, отметим, что наиболее распространенными являются те, которые связаны с мировыми религиями, такими как христианство, ислам и иудаизм. Эти имена, а также их производные чаще всего становились основами фамилий.
Например:
- финская фамилия Лялля произошла от имени Лялли, финского варианта христианского имени Лаврентий;
- фамилия Мамедов, распространенная на Кавказе, ведет свое начало от производной формы мусульманского имени Мухаммед — Мамед;
- а грузинская фамилия Габриелашвили восходит к еврейскому имени Габриель.
Также за основу фамилий брались национальные имена: например, бурятская фамилия Банзаров образовалась от мужского имени Банзар, а фамилия Рузавин — от мордовского женского имени Рузава.
Что касается прозвищ, то они считаются исторически первым типом личных именований, потребность в которых не отпала даже с появлением имен собственных. Прозвища с большей точностью позволяли выделить из сообщества людей конкретного человека, указывая на какой-либо его отличительный признак: на особенности внешности, характера, на профессию или род занятий, на национальность или на местность, выходцем из которой он был.
Таким образом:
- обладателей светлых волос и светлой кожи называли Белыми, Беляками (соответственно, их потомки стали именоваться Беловыми, Беляковыми);
- человеку неторопливому и молчаливому в старину давали прозвище Потихоня (Потихонин);
- пастуха могли прозвать Чобаном (Чобану, Чобанюк, Чобанов, Чобанян);
- представитель мегрельской народности, переселившийся на территорию Грузии, получал прозвище Мегрел, его потомки — фамилию Мегреладзе;
- а выходец из Вологды именовался Вологжанином (Вологжанинов).
Существует также целый пласт фамилий, образованных от так называемых обрядовых имен, существовавших у большей части народов Европы и Азии. Люди верили в судьбоносную силу имени, в его способность предопределять будущее человека, влиять на его характер. Поэтому обрядовые имена родители давали своим детям в надежде, что в дальнейшем им будут сопутствовать успех и благополучие, здоровье и богатство, сила и ловкость. За основу таких имен брались названия растений, животных, мифологических существ, явлений природы
- В качестве примера можно привести такие имена, как Дуб, Соловей, Тармо (в переводе с финского «энергия, сила»), Айдас (в переводе с литовского «эхо»).
Никто точно не знает, сколько фамилий существует в мире: десятки или сотни миллионов. Но одно можно с уверенностью сказать — каждая фамилия по-своему уникальна и неповторима.
Открыв тайну происхождения своей фамилии, мы получим возможность приобщиться не только к истокам своего рода, но и к культуре своего народа. Полученные бесценные знания об истории своего родового имени мы с гордостью сможем передать своим детям и внукам, укрепив тем самым незримую связь поколений.
Фасмер дается значение слова «обл, обла, обло – округлый, от праславянского – obьlъ». Пример: чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Это эпиграф к книге – символический образ российского крепостничества. Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее». Это несколько измененная Радищевым строка В.К. Тредиаковского из его поэмы «Телемахида» (1766 г.). Ее 514-й стих читается так: чудище обло, огромно, стозевно, и лайяй... Древнетюркский словарь дает такое значение слова аbla – устаивать облаву на зверей; ab ablasar – когда устраивали облавную охоту.
Таким образом, тюркская фамилия Облесимов (в московском произношении Аблесимов) – эквивалент русским фамилиям Круглов, Кругликов, Круглянский, Округин, Облов.
0 Ответить