За чашечкой чая с молоком искушённые британские интеллектуалы обсуждают свежие сплетни о Бэнкси. Его называют «одарённым вандалом», «уличным философом», Усамой Бен Ладеном арт-терроризма.
Самому Бэнкси нет дела до терминов и сплетен. Скрытный образ жизни граффитчика до сих пор позволяет не выдавать себя общественности. На Бэнкси открыта охота. Власти жаждут осудить хулигана за использование неполиткорректного материала в качестве тематики и административных зданий в качестве холста.
К ним присоединяются журналисты и папарацци, жаждущие заполучить разоблачающий снимок террориста в качестве прибавки к жалованию. Бэнкси продолжает прятаться за расписанными стенами, словно Человек-Паук за красной маской. В отличие от соратников по цеху, таких гуру уличного арта, как Шепард Фэйри и Мисс Вэн, Бэнкси не видит смысла в рекламе и коммерции. Для художника важен диалог с публикой, незаменимый никакими галереями и принтами на дорогих сумках.
Творчество Бэнкси круто отличается от мэйнстрима. Это не просто тэги и граффити, изобилующие своей пёстрой бессмысленностью, это чистая концепция, философия крика души, протест на злобу дня. Вечный борец с глобализацией и денежной системой, вдохновлённый утопической идеей сделать мир чище, а стены грязнее. Именно надежда является заглавной темой его полотен и, словно полицейский проблесковый маячок в ночи, надежда не даёт художнику покоя.
Прогуливаясь по набитой туристами и шопоголиками улице, вы отвлекаетесь на миллионы разных вещей. В самом сердце Лондона ваши мысли теряют метафизическую лёгкость и постепенно застревают в цементе материализма. В таком состоянии трудно не обращать внимания на яркие вывески модных бутиков и ресторанов, зато легко можно пройти мимо бледных фигур детей, что-то замышляющих у стен супермаркета.
Немного постояв и присмотревшись, вы с удивлением обнаруживаете: дети — это рисунок на стене. Дальше происходит процесс знакомства с творчеством Бэнкси и осознание всей его иронии и актуальности. Маленький мальчик и девочка, с благоговением приложив руку к груди, переживают патриотический момент водружения флага по водосточной трубе. Ещё мгновение и, будто баллончиком по трафарету, на вашем лице рисуется улыбка.
То, что вначале походило на реющий американский флаг, оказалось фирменным пакетом супермаркета «Tesco», на стенах которого изображены школьники. Поверьте, это смешно. Тем более что герои Бэнкси выглядят реалистично, в полный рост, и нарисованы специально так, как выглядят прохожие вокруг вас.
С чувством юмора у вандала полный порядок. Его «террористические перформансы» не менее популярны, чем чёрно-белая крыса с оружием и бронежилетом. Бэнкси раскидывает фальшивые фунты собственного производства с крыш многоэтажек. Прикованный наручниками манекен самого себя он оставляет под надписью, явно адресованной констеблям: «Мы поймали Бэнкси!» В 2006 году художник с приятелем ди-джеем тайком заменили 500 копий дебютного альбома Пэрис Хилтон на собственный диск с рисунками и музыкой. Британские лавки продали счастливым поклонникам Пэрис 500 альбомов с песнями: «Что я наделала?», «Почему в Африке голод?» и «Для чего я вообще нужна?».
«Мои работы достаточно хороши, чтобы висеть в Британском музее!» — заявляет Бэнкси, наклеивает бороду, берёт картину в целлофане и идёт прямиком в музей, где под видом пожилого ценителя живописи вешает свою картину в один ряд с шедеврами мирового искусства. Замаскированное под античность полотно «Бэнксиус Максимус», изображающее охотника Каменного века с тележкой из супермаркета, провисело более восьми дней (!) в Британском музее.
Я повторюсь и подчеркну ядовито жёлтой флюоресцентной краской, что во всех работах Бэнкси есть надежда. Даже когда кажется, что порою его заносит и это творчество слишком радикально, всегда остаётся надежда изменить мир к лучшему. Её можно разглядеть на картине «Королева с лицом мартышки» и даже на стене, где Виктория занимается лесбийской любовью. Надежда запечатлена на знаменитой Стене Плача в Израиле, в виде маленькой девочки, улетающей от войны на связке воздушных шаров.
Под прицелом видеокамер наблюдения, коих в Лондоне насчитываются сотни тысяч, Бэнкси выразил надежду на обретение истинной свободы, нанеся баллончиком: «На что ты уставился?» Город для него — неисчерпаемый источник вдохновения. Дорожные разделительные полосы внезапно сворачивают в сторону, карабкаются на кирпичную стену и распускаются весёлым жёлтым цветком, сбивая с толку дорожные службы и автовладельцев. В этом весь Бэнкси.
Недавно на экранах появился новый документальный фильм о граффити «Выход через сувенирную лавку». Кинокомпания «Бэнкси филмс», указанная в титрах, наводит на мысль о сотрудничестве художника с создателями. Но достоверных подтверждений тому нет. Во время интервью лицо и голос Бэнкси изменены. По-прежнему нет никаких данных о его личности. Неизвестен даже пол граффитчика. Вполне может оказаться, что под этим именем скрывается целая команда творческих людей.
Сегодня трафареты и картины Бэнкси стоят целого состояния и живо уходят с аукционов. В прессе разворачиваются горячие дебаты по поводу участия автора в столь недостойных мероприятиях. Поклонники утверждают, что художник не получает ни процента с продаж и брезгает коммерческой составляющей искусства.
Недоброжелатели, в основном творческая интеллигенция старой школы, верят, что маскарад и таинство вокруг его имени — это грамотный пиар для хороших продаж. Сам арт-террорист хранит молчание, лишь оставляя комментарии на стенах города.
Вскоре после начала дебатов в Лондоне появилась надпись: «Бэнкси — это новый Макдоналдс».
Тася Макаренко, спасибо, поправили.
0 Ответить
Приятно узнавать о творческих, неоднозначных людях
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересный и красивый текст. Тема интересная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить