Заметим, что позже выяснилось, что Яков был совершенно прав — обе его дочери, старшая Мария и младшая Анна, стали королевами Англии и Шотландии! Яков сражался в рядах французской армии под началом Анри де Ла Тура, знаменитого маршала Тюренна и показал себя мужественным воином.
Еще в детстве он был сделан Верховным Адмиралом английского флота: когда его старший брат Карл в 1661 году взошел на престол, Яков со всей серьезностью приступил к руководству делами флота, лично командовал в серьезных баталиях с голландцами. Интересно, что город Нью-Йорк назван в честь герцога Якова Йоркского!
Выросший во Франции, Яков вместе с женой принял католическую веру, тайно, отлично понимая, какие трудности он этим себе создаст — все английской общество зло и яростно ненавидело католиков, им было запрещено занимать государственные должности, они были гонимыми изгоями! Яков же отличался совершенно не свойственной духу времени веротерпимостью, никогда в его отношениях с людьми религия не играла решающей роли.
В 1673 г. на волне антикатолической истерии был принят закон, по которому все государственные чиновники должны были присягнуть в том, что не являются тайными католиками. Именно тогда Яков категорически отказался давать ложную присягу и вся Англия узнала жуткую новость: наследник престола — католик! Яков был вынужден покинуть пост Верховного адмирала, и согласиться на то, что его дочери выйдут замуж за протестантских принцев. Зато женитьба Якова на юной принцессе-католичке Марии Моденской (после смерти Анны) вызвала жуткое смятение умов и настоящий психоз. Рассказывали, что юная принцесса — агент Папы Римского!
Против Якова яростно интриговал бывший министр граф Шефтсбери, именно он предложил провокацию — билль об устранении Якова от престолонаследия. Действия Шефтсбери вызвали политический кризис: разгневанный вопиющим самоуправством парламента, Карл II его распустил. Примерно тогда начали зарождаться и политические партии: сторонников скандального билля составляли виги, а противниками были тори.
В 1683 году был раскрыт «заговор дома Ржи» — заговорщики собирались убить короля Карла и Якова, герцога Йоркского, и реставрировать республику. После чего в обществе наступило мгновенное отрезвление, пример заговорщиков-республиканцев всех отвратил и резко поднял популярность короля и Якова Йоркского.
В 1685 король Карл умер и Яков при полном одобрении народа, парламента и Пэров взошел на престол. Спокойную обстановку взорвали два мятежа — графа Аргайла в Шотландии и племянника короля герцога Монмута (одного из 15 побочных детей покойного Карла II) в Англии. Оба мятежа были быстро подавлены, причем при подавлении мятежа Монмута отличился Джон Черчилль, молодой офицер, ставший генералом. (Д. Черчилль в ранней юности был приглашен ко двору герцога Йоркского, Яков ему покровительствовал и много сделал для продвижения карьеры Джона, тем более, что любовницей Якова одно время была старшая сестра Джона — Арабелла Черчилль).
Общество было шокировано лютой расправой над всеми, хоть малейшим образом причастными к подавленным мятежам. Популярность нового короля была непоправимо испорчена, недовольство быстро переросло в возмущение. Особенно англичан разъярил Акт Якова о свободе совести — «об эмансипации католиков», и то, что Яков позволил католикам занимать посты в армии и государственном аппарате. Пугала также и приверженность Якова к сильной и могущественной королевской власти. Искусство компромисса было абсолютно неизвестно Якову, и уже на второй год царствования против него образовался всеобщий заговор.
Семь лордов составили тайную депешу к зятю Якова — принцу Виллему Оранскому, правителю Нидерландов, с приглашением с войском высадиться в Англии и с легкостью занять трон тестя, уверяя, что 19 из 20 англичан будут несказанно этому рады. Тонкий политик, Виллем, муж Марии, старшей дочери Якова, все взвесил и 5 ноября 1688 года с войском высадился в Англии. Король надеялся дать захватчику отпор, но очень скоро выявилось, что дело его погибло: все стремились предать непопулярного короля.
Но смертельный удар Якову нанес его давний протеже — генерал-лейтенант Джон Черчилль, которого недавно Яков сделал бароном. Во главе 500 всадников Черчилль, не дожидаясь начала сражения, перебежал в лагерь претендента. Череда измен совершенно сломила волю Якова, и он даже не сумел спокойно покинуть Англию: задержанный на берегу, он был отпущен по личному приказу нового короля — Уильяма III. Произошла Славная революция.
Как так получилось, что распутник Карл прочно сидел на троне почти четверть века, а его младший брат Яков, человек слова, человек мужественный и храбрый, потерял трон, процарствовав всего три года? Пишут, что король Яков был не очень умен и был плохой политик. Конечно, то, что он принял католичество и завел прочную дружбу с королем Франции Людовиком XIV, который в 1688 году его, свергнутого короля, принял во Франции и оказывал всяческую поддержку и выделял огромные суммы, все это, конечно, было крайне недальновидно.
Но дело еще в том, что в результате Великого Мятежа (или революции, как кому нравится) образовался целый слой людей, имеющих прямой доступ к рычагам Верховной Власти — политический класс, или истеблишмент. Центром его сосредоточения был парламент, но не палата общин, а палата пэров (иногда неправильно называемая палатой лордов). В свое время О. Кромвель ликвидировал палату пэров, а Карл II одним из первых шагов ее воссоздал. Сущность пэрства в его наследственности, это сословие наследственных властителей.
Пэры признавали Короля всего лишь «Первым среди равных», а не Повелителем. У истоков английской свободы стоят Лорды, именно они, бароны, заставили короля Джона в 13 столетии подписать Великую Хартию Вольностей. Барон, Симон Де Монфор, граф Лестер, а не какой-нибудь монарх основал в 1266 г. парламент. Из столетия в столетие ссориться с пэрами было для королей смертельно опасным, пэры присвоили себе негласное право свергать королей. В 17 столетии структура общества изменилась, появилась буржуазия, но по-прежнему пэры творили историю Англии.
Именно с правящим сословием рассорился король Яков, своими претензиями на абсолютную власть он отравил свои отношения с лордами как корпорацией. Среди семи человек, «пригласивших Виллема Оранского на престол», трое были пэрами, двое — старшими сыновьями пэров, двое — младшими сыновьями пэров. Интересно, что трое из них через шесть лет будут королем Уильямом III сделаны герцогами, трое станут графами, шестеро будут занимать важнейшие посты в правительстве.
Принц Оранский Виллем категорически откажется стать просто мужем царствующей супруги. «Нет, я буду королем!» — заявил он и стал королем Уильямом III. Так они и правили вместе — Уильям и Мэри, но решающее слово всегда было за Уильямом. У них так и не появилось наследника, поэтому, когда в 1702 г. Уильям умер (Мэри умерла раньше, в 1694), на престол взошла королева Анна, младшая дочь Якова II.
Наступил звездный час Джона Черчилля, он был личным другом Анны, но главное — огромное влияние на нее имела его жена Сара, урожденная Дженнингс. В том же, 1702 г., Джон и Сара стали герцогом и герцогиней Мальборо. Джон прославился как выдающийся полководец и фельдмаршал, Сара же, пользуясь огромным влиянием на королеву Анну, оказывала огромное влияние на политику Англии.
В 1714 г. история королей Стюартов завершается: детей у королевы Анны не было, а единственный сын ее отца, рождение которого послужило сигналом к началу Славной революции, был католиком, и ни он, ни его потомки уже никогда не правили ни Англией, ни Шотландией. История Стюартов — несчастливых королей, завершилась.
Очень хорошая статья. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить