В этом поиске полезно обращаться к культурам других народов, не только близких, но и далеких от славянской, в том случае, когда в них сохранились атрибуты глубокой старины, — ведь в древних традициях встречаются перекликающиеся значения образов. Вот почему культура североамериканских индейцев интересна для нас не только сама по себе, но и для лучшего понимания корней собственной.
У них, как и у других народов, с древнейших времен почитался первопредок. Эта фигура была совершенно необходима для того, чтобы племя имело возможность самовосприятия. Говоря научным языком, речь идет о групповой психологической самоидентификации. Древние люди не желали быть «Иванами, не помнящими родства», они нуждались в генеалогическом древе.
В качестве первопредка выступал обожествленный тотем: животный, растительный или антропоморфный образ. И при этом было совсем неважно, насколько он реален или мифичен. Этому образу приписывались наилучшие из необходимых для выживания качеств, которые затем переносились на членов племени как его потомков.
Например, в том случае, если предком считался опоссум (а племен, выводящих свое происхождение от этого зверя, известно несколько), признавалось справедливым выражение «храбр, силен или умен, как опоссум», чего за этим животным в реальной действительности не водится. А помните, как описывает Фенимор Купер Чингачкука с сыном и рассказывает о нанесении племенного тотема могикан — синей черепахи — на тело вождя? Примечательно, что у североамериканских индейцев практически все имена зоометафоричны: «Быстрый олень», «Большой медведь», «Зоркий сокол»
Но на тотемных столбах изображения различных животных расположены друг над другом: что бы это значило? Чаще всего высказываются предположения, что на них представлены первопредки. Сомнительно, однако, хотя бы потому, что трудно вообразить существование людей, у которых прародитель выступает то в виде койота, то — ворона, то — черепахи.
Скорее, корень ответа в другом. Народы исторически не сидели на одном месте, а в силу различных причин (войн, неурожаев, нашествий, природных катаклизмов) мигрировали. В результате территориальных перемещений у них менялись зооморфные символы, и соответственно — образные сравнения, выражающие основные качества, необходимые в той или иной природной и социальной среде. Одним словом, приоритеты деятельности, обеспечивающей выживание, различны в лесной, горной, равнинной и прибрежной областях, соответственно — для ее обеспечения нужны каждый раз особые качества.
Собственно, к этому же логическому ряду относится наслоение мифологических представлений в зависимости от региональных условий, присущее славянам. Например, Мировое дерево на Украине — дуб, а в северных районах России — ель. Растительная символика соотносится с местной флорой и приписываемыми ей магическими или природными качествами. В частности, когда говорят «дрожит, как осиновый лист», то основываются на том, что это дерево обладает таким свойством.
Но вернемся к тотемным столбам. Оказывается, по ним можно проследить путь племени. Если, например, внизу помещено изображение сокола, то это говорит о том, что местом возникновения и проживания его, скорее всего, изначально были степные районы, где эти птицы обитают, а основные качества, необходимые для охоты и войны,
В случае, когда над соколом находится фигура медведя, это означает, что племя мигрировало в лесные районы, где ни скорость, ни зоркость не являются ведущими качествами успешного выживания. Там жизненно необходимы сила и выносливость, характеризующие медведя.
Если же выше имеется изображение черепахи, то это дает дополнительную информацию. Учитывая, что она прекрасно чувствует себя как в воде, так и на суше, и имеет мощную защиту — панцирь, можно по аналогии выделяемых качеств охарактеризовать племя как обитающее в прибрежной зоне и неагрессивное, готовое к защите своей территории, но не к нападению.
Когда его заполонили, избрав своим жилищем, мышка (символ Подземного мира), лягушка (представитель Подводного мира), заяц (атрибут похоти), лиса (символ хитрости и алчности,
Чем не аналог тотемного столба в жанре устного народного творчества?!
Животные и растения: в чем смысл сравнения с ним? Древние корни метафорического мышления
Danny Mor,возможно, этот столб принадлежал одному из племен канадских апачей. Ворон – верховный бог и создатель мира;существо с рыбой может быть животным типа выдры, обозначающим место обитания и основное занятие (рыболовство). О срединной фигурке ничего сказать не могу, Вы ее не описали.
0 Ответить
У меня есть миниатюра тотемного столба на которой изображена внизу фигурка существа с рыбой руках (лапах), на фигурке ещё одна просто сидит, а венчает эту пирамиду то ли ворон, то ли иная птичка (типа сокола). Что бы означала эта композиция-миниатюра?
0 Ответить
Коллеги, большое спасибо
0 Ответить
Увлекательное чтение
0 Ответить
Очень интересно и написано, как всегда, увлекательно. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Только самым внимательным и дотошным коллегам могло придти в голову прочитать сию статью... Спасибо большое!
0 Ответить
Валюш, как всегда интересно и познавательно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Череп лошади и теремок? Интересно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить