Валентина Пономарева Грандмастер

Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков

С детства не могла понять пушкинскую фразу: «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой». Представить летящую ступу довольно просто. При желании можно признать, что она передвигалась скачками, то есть вприпрыжку, но вот бредущий ход этого транспортного средства предположить весьма трудно, по крайней мере, мне.

Напомню, что ступа славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны. О свадебных уже рассказывалось. Что касается похоронных, то поляки, в частности, верили, что после смерти человека ступу нельзя использовать в течение трех дней по основному хозяйственному предназначению, то есть толочь в ней зерно и проч., поскольку именно в ней обретается душа человека в этот временной период.

Использование ступы (как и песта) в другое время тоже сопровождалось целым рядом инструктивных указаний. В частности, не дозволялось ее оставлять с пестом внутри на ночь, чтобы не дать толочь нечистой силе; возбранялось оставлять открытой, поскольку эту сулило мрачную перспективу не закрыть рта перед смертью.

А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги? Признаться, разделяю точку зрения, согласно которой изначально этот персонаж был для наших предков не косматым страшилищем с костяной ногой, с носом, который в потолок врос и прочими малоприятными приметами внешности, а существом божественного происхождения, Великой Матерью, связанной с судьбой, жизнью и смертью, перерождением души и ее проводником из мира живых в мир мертвых. Ей также приписывали статус хозяйки диких лесных животных, что также являлось функцией Богини-матери.

И ступа в данном случае — достаточно серьезный аргумент, поскольку ведь она была атрибутом богини Макоши. Кроме того, во многих сказках Баба Яга выступает пряхой или ткачихой — а эти профессии были характерны для богинь судьбы. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта — символизировавшего мужское, — то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее: «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает»; «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать».

Кроме того, ступа была принадлежностью мельничного хозяйства, а мельница, как известно, в народных поверьях, с одной стороны, тоже ассоциировалась с чертовщиной, но с другой — являлась местом выработки муки как основы хлеба, отношение к которому было сакральным, то есть священным.

В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии — песту, ударявшему по ней. Кстати, на Руси и Бабу Ягу считали причастной к грозовым явлениям, — уж не была ли она предшественницей громовника Перуна в женской ипостаси?

Наконец, жуткие гастрономические предпочтения старушки, якобы похищавшей, жарившей в печке и поедавшей детей, тоже содержат в себе отголоски древнего обряда «перепекания» ребенка в лечебных целях, а это свидетельствует о принадлежности Бабы Яги к народной медицине. И бабой допрежь страшилок русичи именовали старшую в роду женщину, а также знахарку, лекарку, повитуху. Было даже слово «бабничать», означавшее «принимать роды, лечить, ворожить».

Вот вам и бабуся. Куда ж такой без ступы — сакрального предмета славянского хозяйства! Однако, после христианизации Руси, примерно с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название.

Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Но за шесть веков существования колод-ступ за Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде. И это не могло не способствовать трансформации образа лесной хозяйки в отрицательную сторону. Вот так.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотный механизм?

Почему у Бабы Яги костяная нога?

Обновлено 25.06.2015
Статья размещена на сайте 7.07.2010

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Резник Читатель 17 июля 2010 в 00:17 отредактирован 24 мая 2018 в 09:56

    А мне в детстве Баба Яга чуть ли не каждую ночь снилась, обучала на ступе летать Самое главное, как она говорила, это выбрать место старта. Типа желательно, чтоб там камешки были

  • Валентина Пономарева, Дубом (доуб) раньше, кроме конкретной породы дерева, называли вообще деревья, рощи.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева,
    "...Ой-ей, лучше б, как раньше, с анекдотами"

    Приходит Иван-Царевич к Бабе Яге и говорит:
    - Украл у меня Кощей Василису Прекрасную, укажи дорогу как до него добраться.
    Баба Яга и говорит:
    - Вот тебе волшебный окурок-«бычок», выйдешь на дорогу, кинешь его на тротуар... Вот куда тебя дворник пошлет, туда и иди!!!

    Идёт Баба Яга по лесу. Глядь - лежит Змей Горыныч, разрубленный на куски, кровью истекает...
    Яга всплеснула руками:
    - Это хто ж тебя так, Горынушка?! Небось, Ильюшка Муромец опять палёной водки опился?
    - Да хуже... Хирурги тут отдыхали... Так вот, напились они - и привиделось им, что я - это сиамские близнецы. Вот и разделили...

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 13 июля 2010 в 02:11 отредактирован 13 июля 2010 в 02:12

    Уж как я по лесу хожу, - смешно смотреть со стороны, наверно. Просто на входе говорю, что мне надо. Ой! Если пропускаю, то возникают коренья и проч., спотыкаюсь и пока не разгляжу, кажется, вся растительная округа надо мною хохочет. Впрочем, все вокруг доброе... Может, и напишу потом об этом...

  • Валентина Пономарева,
    Cлавно написано.
    Чуть добавлю:
    О СРЕДСТВАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НЕЧЕСТИ:
    ….В быстро гаснущем небе между тем отмечалось повы¬шенное движение. На шабаш слетались ведьмы и иные су¬щества. Хлопали крылья, стучали копыта, летали метлы, лавки, хомуты, оглобли, кочерги, горшки, башенные часы, комоды и даже медные ванны. На пустом возу, пронесшем¬ся мимо нас под опасным углом и тут же ухнувшем вниз, с визгом промчалась пестрая компания девушек и парней. Какая-то благородная дама (если судить по шляпке с пе¬ром), совершенно обнаженная, летела на черном козле, разглядывая себя в ручном зеркальце. Старая ведьма на огромной книге поравнялась с нами, сплюнула и показала неприличный жест. Гера тут же зашептала заговор, избав¬ляясь от проклятия истинной ведьмы, ненавидящей таких предательниц, как она.
    Толстый мужик, с брюхом, словно маленькая гора, пы¬тался нас нагнать, чтобы швырнуть в окно клубок из пере¬путанных дождевых червей, но кучер резко вильнул в сто¬рону и стегнул агрессора кнутом, так, что тот тоненько за¬визжал. Четыре существа со слюдяными, как у саранчи, крыльями, сделали круг над нами, спев обидную песенку про колдунью-белоручку, не познавшую истинную пре¬лесть настоящего шабаша.
    Не все из тех, кто слетался к кострам, относились к нам плохо. Медоволосая девушка с прекрасными стройными ногами, обхватывающими страшную двуручную секиру, послала нам воздушный поцелуй, а сухонький старичок в мантии прославленного Вашского университета, не иначе как профессор, путешествующий с помощью сложного стеклянного прибора, состоящего из колб и реторт, улыб¬нулся и приложил два пальца к четырехугольной шапоч¬ке-конфедератке, салютуя нашей карете.
    Параллельно нам и немного ниже проплыл сбитый из дубовых бревен плот с огнями по углам. Творившаяся там оргия…

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, отличная статья! Очень интернесно написана! Еще раз подтверждается истина, что не то золото, что блестит. Вот и Баба Яга -то у нас - истинная героиня и нужный персонаж в жизни, оказывается... Нужно больше таких статей, чтобы народ знал и чтил тех, кого напрасно в антигерои записали!

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 12 июля 2010 в 20:08 отредактирован 13 июля 2010 в 01:02

      Нара, очень кстати и точно Вы сформилуровали насчет "не все золото..." Куды ж Иванушке было бы податься, если б не ее подмога. там еще вот какой важный момент. Этот провинившийся Иванушка отчего-то знает, как повернуть избушку и как наладить отношения с бабусей.

      Знаете, прошлой зимой на тренинге, точнее, на мастер-классе для психологов мне довелось изображать Бабу Ягу. Пришел ко мне Иванушка (молоденькая такая девушка), я после традиционного "фу-фу-фу, раньше русского духу... а теперь сам..." вопрошаю: "Дело пытаешь, аль от дела лытаешь? Зачем пожаловал-то?" А "Иванушка" мне: "Да так... людей посмотреть, себя показать". Упс... забываются каноны сказки. Я подстегиваю: "Ну, пришел, так гляди, как насмотришься, себя давай показывай"... Ну, и т.д. А он (она) не знает, как себя показать и как с Бабой Ягой контакт наладить...

  • Вчера в музейном комплексе Новый Иерусалим пытался объяснить внуку как в ступе толкут зерно. Но он заявил, что я ошибаюсь, а ступа нужна Бабе-яге, чтобы летать. Так каждый при своем мнении и остались. 5

    Оценка статьи: 5

  • Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах.

    Оценка статьи: 5

  • Да, с бабой Ягой неожиданно получилось. А мы ее все однозначно воспринимаем, а оно вона как...

    Оценка статьи: 5

  • Людмила  Жарикова Людмила Жарикова Читатель 11 июля 2010 в 17:24 отредактирован 11 июля 2010 в 17:24

    Валентина, Благо Дарю! Вы владеете родником знаний наших предков - и это очень похвально!

    Оценка статьи: 5