Галя Константинова Грандмастер

Summertime. Могла ли украинская колыбельная преобразиться в международный хит?

Чуткое ухо всегда выхватывает из окружающего шума что-то свое, нужное. Ясная голова может это воспринять, а смелый талант — обобщить услышанное, творчески преобразить, часто до неузнаваемости. Это касается всех сфер, в том числе и музыки, конечно.

Одна из версий рождения знаменитой песни такова: композитор услышал ее в Нью-Йорке в гастрольном исполнении Украинского Хора. Безусловно, он мог пойти на этот концерт — ведь его родители когда-то эмигрировали из Российской империи. И более чем возможно, что рожденная 75 лет назад знаменитая песня интонационно восходит к тому, что Джордж Гершвин услышал на том концерте.

Но это — не прямое заимствование и тем более не плагиат и не цитата, а творческое переосмысление. Чаще это называется — написать под впечатлением или проникнуться духом. (В комментариях можно послушать и украинскую колыбельную, и мировой хит Summertime).

Джордж Гершвин

Джордж Гершвин (или Янкель Гершовиц по рождению) родился в Бруклине, квартале Нью-Йорка 26 сентября 1898 года. Яркий, потрясающий талант мальчика впитывал все, что несла звуковым потоком окружающая среда. Те мелодии, которые сейчас широко известны во всем мире, рождены под воздействием разнообразных жанров негритянской музыки.

Д. Гершвин Семья была музыкальная, хотя профессионалом-музыкантом стал только один из четверых детей — Джордж. Правда, его сестра прекрасно пела, но впоследствии стала известной художницей, а также женой Леопольда Годовского-младшего (1900−1983 годы), сына знаменитого дирижера и пианиста Леопольда Годовского и изобретателя цветной фотографии (Леопольд Годовский-младший и Леопольд Маннес изобрели способ цветовоспроизведения «Кодак-хром»). О семье Годовских можно рассказывать долго, вернемся к Джорджу Гершвину.

Песни рождались сами собой, успех ждал и первые бродвейские мюзиклы Гершвина. Мгновенное признание получает и одно из самых известных произведений композитора — «Рапсодия в голубых тонах» (или Рапсодия в стиле Блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, английский вариант — Rhapsody in Blue). Это была первая и самая успешная проба по созданию стиля, сочетающего классическую музыку и джаз. Рапсодия давно вошла в золотой фонд пианистов, играется повсеместно и является шедевром мировой классики.

Почувствовав необходимость получить более систематическое музыкальное образование, Гершвин уезжает в Париж. Еще один занятный факт: он хотел обучаться у знаменитого французской педагога Нади Буланже, которая выучила целую блестящую плеяду европейских музыкантов. Сама Надя была, кстати, наполовину русской — ее мать звали Раиса Мышецкая, родом из Санкт-Петербурга — певица и русская княгиня. Но Надя Буланже мудро посчитала, что такой джазовый талант нельзя мучить суровым испытанием классического музыкального образования. То же самое решил и Морис Равель, к которому Гершвин обратился за уроками. Зато из Парижа Д. Гершвин привозит симфоническую композицию «Американец в Париже», также получившую моментальное признание, а позже ставшую основой для оскароносного одноименного фильма.

В 1935 году появляется еще одна знаменитая работа композитора — опера «Порги и Бесс», которую считают самой главной американской оперой.

«Порги и Бесс»

Эта опера — еще одна вершина творчества Гершвина. Ее называли «народной оперой», и это не случайно. Само либретто — вполне жизненная история из жизни негритянской глубинки, а музыка — вся соткана из негритянских блюзовых мотивов. Тем не менее, самая популярная ария из оперы — Summertime — как часто предполагают, «родом» из украинской колыбельной «Ой ходить сон коло вікон». В таком случае, она, конечно, творчески переосмыслена, переработана, «насажена» на блюзовый корень. И в опере — это тоже колыбельная, которую одна из героинь — Клара — поет своему ребенку. Эта ария-колыбельная звучит в опере четыре раза, став одним из самых важных мотивов.

Постановка в Бостоне После первых постановок оперы Summertime зажила самостоятельной жизнью. Известно 15000−20000 самых разных вариантов исполнения этой музыки. А по количеству исполнений эта оперная ария перегнала Yesterday. Существует даже группа коллекционеров записей вариантов арии («The Summertime Connection»), которая подсчитала цифры, совершенно уникальные для какого-то одного конкретного музыкального произведения. И ее продолжают исполнять, импровизируя, варьируя. Список исполнителей перечитать невозможно, перевод слов арии существует чуть ли не на всех языках, даже на языке зулу.

«Порги и Бесс» идет на всех основных оперных сценах. «Порги и Бесс» стала несколькими голливудскими фильмами. А ария Summertime расцвела отдельным шедевром, стала так называемым «джазовым стандартом», и услышать ее можно в любой точке мира.

Постер к одному из фильмов "Порги и Бесс" Джордж Гершвин умер от опухоли головного мозга 11 июля 1937 года в Нью-Йорке. А его блестящей, искрящейся и нежной музыке жить и жить вечно.

Не знаю, насколько верна основная версия о близости двух колыбельных, но это уже не важно. Важно другое: две колыбельные — украинская, которая, возможно, вдохновила Д. Гершвина, и ария-колыбельная из его оперы живут параллельной жизнью. И тоже, видимо, вечной.

(В комментариях можно послушать «Ой ходить сон коло вікон», а также несколько версий знаменитой Summertime).

Обновлено 1.09.2010
Статья размещена на сайте 12.08.2010

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Удивительная личность

    Оценка статьи: 5

  • Статья супер! Огромное спасибо и за музыку и за любовь к ней!

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, стыдновато за Долину - это надо с этой стороны жить, чтобы понять, как это самодеятельность под а-ля. Стыдобушка. А вот дивчыны - ах боже мой! Вот где родники мои серебряные...Что это за коллектив, где такие перлы рассыпаны?

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, разумеется, нужно жить с определенной стороны, чтобы лучше что-то понимать - при наличии зрительного, слухового и прочего опыта. Здесь не спорю, тем более, что в джазовом вокале не сильна. А вот Мацуев - всяко хорош.

      Насчет родника-коллектива - не знаю, Лаура. Но молодцы, что выставили в интернете.

      Главное - что всё и всюду исполняется, пусть по-разному. Похоже - "до дней последних донца". Вечное - и то, и другое.

      • Галь, тут вообще большая проблема для обсуждения - стоит ли замахиваться на чей-то репертуар, а тем более на языке носителя. Это во времена Поля Робсона, когда он Широка штана моя родная на русском спел, все наши в штанишки сикали. Куды как наш негр! Счас время другое - Элла остается Эллой, а Лариса выглядит дурой. Хотя, пой она русский блюз, цены ей нет. Или. Есть один мужик, не помню как его - голос вточь Высоцкий! И поет, гад, точно. Но почему-то хочется на него пописать..Ты посмотри, что делает дивчина Руслана карпатская с народными песнями - это ж чудо что такое! И приехала к нам и як заспивала на английском - тоже в туалет захотелось. Сейчас Мумми трольки едут нас ублажать по всей стране - думаю, гастроли свернуться сами по себе - ролики свои они записали на английском, а это - туши свет. А представь себе По дону гуляет или Ревела буря спеть в переводе.... вот Тимур Шаов приезжает в октябре - как хулиганил на русском, так и будет петь для тех, кто понимает. Потому как он свое поет. И было бы смешно, если бы бард взялся петь Окуджаву или Псоя.

        Оценка статьи: 5

        • Лаура, тут слишком большая тема для обсуждения. Попробуем, интересно ведь?

          Если не замахиваться на чей-то репертуар (во всех смыслах этого слова) - можно и остаться на обочине, за мейнстримом. Что касается строго джаза - то и остался бы до сих пор только "черный джаз", а я не уверена, что это было бы хорошо.

          Если расширить тему - все в культуре замахивается на лучшие образцы того, что уже было. )). Темы, сюжеты, выразительные средства и прочая...Другое дело, что часто не по Сеньке шапка, кто ж спорит.Но попытка воспринять, освоить, переиначить - это нормально. Другое дело - как получается, насколько хватает таланта и вкуса.

          Поэтому я сразу сказала, что доверяю в суждении тем, кто живет в гуще некоего явления, и ему даже не нужно никакой специализации, чтобы сразу оценить качество "рерайта". )

          Но Мацуева не отдам на растерзание. ))

          • Что касается остального - скорее, согласна полностью. НО ведь в США все по носу получают, кто пытается встрять в святая святых - то есть поп-культуру. Особняк купить - легко, даже в Голливуд попадают на несколько ролей (непрезентабельных), но на эстраду - ни-ни. И я не верю, что "голливудская мафия" слабее "эстрадной". Значит, ваш зритель-слушатель хорошо чует халтуру в этом деле. Вопрос ведь не только в языке, верно?

            А вообще меня удивляет желание некоторых товарищей из этой области (не классические музыканты, которые по определению везде в мире воспринимаемы) добиться признания заведомо не своей публики. А ведь у них есть своя огромнейшая аудитория из всех "наших". А они хотят выйти в мировой масштаб, а способностей часто - с гулькин нос.

            Все это мне напоминает: "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?" И не только в поп-музыке. )). Человек может делать очень талантливл что-то одно, кажущееся ему мелким, а ему нужно нечто эпохальное. Ну и так далее.

            Но многие считают, что как раз у них и получится.

            Кстати, Долина пела для своих, не американских. ))Так что в основном согласна, но тема шире.

            • Но, конечно, "наши" "там" - лучшие эксперты. Они (вы) хорошо чувствуют фальшь во всех опять же смыслах слова.

              • Галя Константинова, мне трудно спорить или рассужжать о вкусах и пристрастиях публики - для нее и Пугачева - певица.Для меня это - зловонная матка пугачевщины, породившая хитовню и укоренившая ее в и так ничем незащищенный мозг музщирпотребителя. В необремененный музыкальным вкусом и требованиями. Точно также меня трудно убедить, что Битлы - это круто. А когда музыка Лу и Эллы уже стала классикой, то невольно берешь ее за точку отсчета и это - сидит в мозгу как кретирей. Так же с Руслановой Бабкина получается говно. Да точно также в литературе, когда после Толстого и Овидия не читается Донцова, в живописи после Иванова не посмотрится Илья Пророков. Все от планки зависит. А планка - от уровня знаний и вкуса, привитого знаниями. И я всегда говорила и говорю, что есть два мироощушения, два сознания, два класса потребителя культуры. Это нормально, но быдло будет несогласно Абыдна, да? Давай радоваться, что у них есть свое пойло и они им хэппи. Но когда мы об этом пишем, мы это всегда должны иметь в виду - кому Камю, а кому - Камю. Тут посмтри какая метаморфоза - блюз этот родился в маленьком скверике для черных пропойц, бывших рабов с американской мечтой: твой па богат, а мама - красавица (так переводится колыбельная в тексте - т.е. ты почти как белый, и спи, бейби, не плачь...). Как нужно было так сложить слова и музыку сплакать (не спеть, сплакать!) для колыбельной в мечту: это тебе не "придет серенький волчок и схватит детку за бочок - русский маразм! на ночь ребенку!!!"). Дело даже в не в Ларисе Долиной, добротной джазовой певичке для толпы, а в философии, в мировозрении музыки. Она же не понимает, о чем эта колыбельная. она даже не знает, что это - колыбельная. И что это колыбельная черной матери, адаптированной в американскую мечту. И вот выходит неграмотная Лариса и поет песенку под Эллу - знай наших, у нас свои Элки не хуже! Сиськи круче! Могем! Ой, тут такая тема больная для меня - это не переговорить, Галь...

                Оценка статьи: 5

                • Лаура, я несколько деликатнее, но, в целом, соглашусь. Только планками распоряжаются другие, и именно они заказывают музыку. В том числе - и в прямом смысле слова.

                  Классов потребителей культуры, наверное, больше. Но вопрос - в пропорциях и соотношениях, а во-вторых, - происходит общее понижение планки. Даже в далеком прошлом пипл не хавал такой пошлятины, как сейчас. Была народная (она могла быть скабрезной, но никогда не была такой бездарной и вульгарной хотя бы потому, что не было поточного производства народных песен - они не сходили с конвейера, а сочинялись от души. И недаром Ромэн Роллан, надеюсь правильно помню, писал, что народная музыка отличается от других тем, что она не могла не появиться на свет. Каждая народная мелодия выстрада, даже если она очень простая. Была церковная музыка и профессиональная. С этим более-менее ясно.


                  Но сегодня вся проблема (у нас в особенности), что "хавают" вообще не музыку, а просто суррогат. Этот ширпотреб разъедает музыкальное восприятие всех слоев общества, приучая их к тому, что это не просто гадость, а чуть не вершина - как же - слово "современный"...

                  • В народной музыке шла отжимка - то, что прошло испытание временем, то и пели. Сейчас этого практически нет.

                    По поводу ДОлиной - это я виновата. В своем вечном стремлении сделать чуть больше и еще чуть-чуть дала по 2 варианта украинской песни и тоже 2 Summertime. А потом подумала, может, кто Гершвина и не слышал никогда и дала отдельную песню, никак не связанную с колыбельной. Так что не ее "джазово выкручивают", а другое. Не знаю, "под кого", но ориентируясь на образцы - стандарты. Так что тут недоразумение. Хотя, уверена, Summertime тоже поет или пела. Пока не нашла ролик. Кстати, Долина не особо и "звездится", ее и на ТВ очень мало - значит, и она - "не формат" для тех, кто все это держит.

                    Конечно, точка отсчета там, где ты говоришь. Ну так они (Лу и Элла) реальные таланты, а не т.н. "звезды". Ты здесь редко бываешь, наверное, ТВ не смотришь. Тут такие звезды светят, что хочется в черную дыру, подальше бы от них.

                    Я ведь совсем не против т.н. "легких жанров". Жизнь трудная, и пусть будет некоторый радостный стимулятор, он должен быть, но критериев уже никаких нет. Вот и гуляет во всю ивановскую попса, есть еще Тюремный Шансон. Авторскую песню загнали в резервации. Классика живет, потому что у нее судьба такая - жить и выживать. )). Народной песни почти нет.

                    Ехала сейчас с дачи, на одном повороте берет только "Дорожное радио". Успела прослушать завывания какого-то молодого человека с голосом козлика о том, как он мечтает прижаться к молодой груди, а ему повторяет "не надо, не надо". Певческйи уровень и состав аккордов ты себе представляешь.


                    Тему не переговорить, это правда.

  • Галя Константинова, http://muzgruz.ru/music/11445160/

  • Галя, еще замечательно "Summertime" поет Галина Хомчик. Но вот ролика я, увы, не нашла. Вот ведь - великая вещь. Кто бы ни исполнял - от Армстронга до бардов - звучит так, что за душу берет. У меня эта тема даже в качестве основной в телефоне.

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 12 августа 2010 в 18:19 отредактирован 12 августа 2010 в 18:59

    Украинская колыбельная



    (или она же в современной обработке



    одно из самых знаменитых ранних исполнений - Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд





    еще одно исполнение