Татьяна  Гусева Дебютант

27 августа - день российского кино. Знаете ли вы историю советского кинематографа?

Все мы очень любим кино. Особенно наше, российское.

Старые добрые фильмы, на которых мы выросли, — это «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Служебный роман», любимая всеми «Операция „Ы“», «Афоня», «Ширли-Мырли», «Ирония судьбы» каждый Новый год и многие другие…

Но вот историю возникновения российского кино знают немногие.

«Кино» — слово, пришедшее с греческого языка, kineo, переводится как «двигать», отсюда и понятие — съёмки каких-либо событий, подлинных или выдуманных (в этом состоит отличие документального фильма от художественного).

Известно, что первый кинофильм (или, скорее, ролик) был создан французами братьями Люмьер, они изобрели и продемонстрировали в 1895 году синематограф — аппарат, который впоследствии запатентовали. Это и стало открытием всемирной эры кино.

Российское кино появилось немного позже, чем французское. Первый киносеанс художественного фильма длился всего семь минут, показ первого фильма в России «Понизовая невольница» состоялся 15 октября 1908 года. Фильм был чёрно-белый и немой. Этот фильм ознаменовал собой начало российского кинематографа. Вскоре наш кинематограф совершил огромный рывок вперед, немое кино уходило, чёрно-белую гамму заменяла красочная палитра. Уже в 1925 году на экранах появился самый первый почти цветной (с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом) отечественный кинофильм «Броненосец Потёмкин». А звук в отечественный кинематограф пришёл лишь в 1931 году с фильмом «Путёвка в жизнь».

С началом войны в кинематографе многое изменилось. Исчезли комедии, маленькие короткометражки были вытеснены полнометражными фильмами военной тематики. В новых серьезных фильмах зритель увидел большое количество военных действий, здесь освещалась сила врага и стойкость наших солдат — словом, фильмы всё больше походили на правду.

После Великой Победы появились другие жанры, особо яркой вспышкой в кинематографе стала тема торжества над нацизмом, появился фильм «Падение Берлина», спустя некоторое время — «Сталинская битва». Фурор среди населения вызывали киноленты про различных героев войны: полководцев, адмиралов, танкистов.

Давно уже популярны новые жанры и новые идеи, но фильмы о той войне популярны по сей день.

Старые советские фильмы и сегодня имеют множество поклонников, на телевидении до сих пор появляются популярные и любимые практически всеми зрителями неподражаемые картины:

30-х годов («Волга-Волга», «Подкидыш», «Трактористы», «Веселые ребята»);
40-х годов («Молодая гвардия», «Звезда», «Каменный цветок», «Радуга»);
50-х («Тихий Дон», «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, «Застава в горах», «Солдат Иван Бровкин»);
60-х («Бриллиантовая рука», «Свадьба в Малиновке», «Операция „Ы“», «Кавказская пленница», «Человек-амфибия», «Неуловимые мстители»);
70−80-х, фильмы нашего детства («Джентльмены удачи» (1972), «А зори здесь тихие…» (1973), «Калина красная» (1974), «Служебный роман» (1978), «Афоня» (1975), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973),
«Москва слезам не верит» (1980), «Любовь и голуби» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)…

Такой замечательный кинематограф, подаривший нам столько восхитительных фильмов, просто не мог остаться без собственного праздника, и поэтому в 1980 году в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР был объявлен праздник «День советского кино», далее переименованный в «День кино».

Дату праздника переносили несколько раз, объединяя его с Международным днем кино. Но в итоге в 2001 году было решено, что у российского кинематографа должен быть свой собственный, личный праздник.

В 2002 году праздник решили отмечать 27 августа, так отмечают его и по сей день.

Статья размещена на сайте 22.08.2010

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Забытые имена

    Нет, к самой статье - никаких претензий, но есть предложение. Уж коли автор взялся за "киношную" тему, то предлагаю ему вспомнить и некоторых забытых киноартистов, мелькнувших на экране (хотя это определение "мелькнувших" неудачное.Таких, которые мелькали и сейчас мелькают, порой до раздражения - тьма. Нет, я говорю о тех, которые, скорее, вспыхнули, показали ИГРУ и действительно ОБРАЗ, и , увы, пропали) и сегодня совершенно незаслуженно забытых. Говорю о конкретной артистке Инне Гулая, сыгравшей в замечательном, но тоже, сейчас прктически не вспоминаемом фильме Кулиджанова "Когда деревья были большими". Том самом, с Никулиным, Шукшиным и известной в своё время польской артисткой Данутой (фамилию забыл). Автору же спасибо , что своим материалом напомнил мне об этом фильме. Успехов!

  • Комментарий удален
    • Влад Коган,

      Ну что Вы, уважаемый, не бередите рану. Для многих старое доброе советское кино - это 15-20 фильмов Рязанова, Данелия, Меньшова и Гайдая и пр. наших великих комедиографов. Остальное - либо не советское, либо не видели...

      А по Эйзенштейну вы зря так жестко проехались. Он, конечно, снимал "правильные" фильмы, но при этом и новатором был большим. Не зря его находки копировали другие, европейские и американские, кинематографисты.

      Оценка статьи: 1

  • И еще. Где Тарковский? Где Сергей Бондарчук? Где "Летят журавли"? Где советские мультфильмы, на которых все до сих пор воспитывают детей? Где советское детское кино? Упомянули Рязанова, Гайдая и Меньшова и на этом история кино в СССР кончилась? А где рекордсмен советского кинопроката "Пираты XX века"?

    Оценка статьи: 1

    • Евгений Жарков, придираетесь. Можно, конечно, целый список наговорить, но зачем, из нескольких примеров и так всем понятно, о чем идет речь.

      • Дарья Молчанова,

        Извините, Вы название статьи читали? "История советского кинематографа" Ни много, ни мало! При чем тут целый список? Я веду речь о знаковых для нашего кино людях и фильмах, о которых не сказано ни слова. Зато целый абзац про братьев Люмьер. Автор статьи вообще не в зуб ногой про ту тему, на которую пишет. Это не придирки, это констатация факта.

        Оценка статьи: 1

  • Татьяна Гусева,

    Шляпа, конечно, полная.

    1. «Кино» – слово, пришедшее с греческого языка, kineo, переводится как «двигать», отсюда и понятие – съёмки каких-либо событий, подлинных или выдуманных (в этом состоит отличие документального фильма от художественного). - Простите, так в чем отличие документального от художественного?? Непонятно.
    2. Показ фильма в 1908 году никак не мог "знаменовать собой начало советского кинематографа". Русского, может быть, но никак не советского.
    3. "Короткометражные фильмы регулярно выходили в прокат, их тематика была одна-единственная"...Какая тематика?

    Для статьи дня очень поверхностно и наивно. В Википедии лучше пишут. Простите, кол.

    Оценка статьи: 1

  • Перечисленные в статье фильмы не российские, а советские. Тогда было действительно настоящее КИНО, а российское кино - это пустые боевики и низкопробные комедии.

    • Разум Искусственный,

      Не путайте те российские фильмы, которые смотрите Вы (пустые боевики и низкопробные комедии) с тем, что действительно снимается. Не спорю, основной вал присутствует именно в указанных Вами категориях, но есть и хорошие, качественные, фильмы. Не надо мешать всё под одну гребенку. Простите, но при СССР столько говнища снималось и им заполнялось дневное Центральное телевидение. А всеми любимые комедии показывались только по праздникам и их можно по пальцам рук пересчитать.

      Оценка статьи: 1

      • Евгений Жарков, да, было и говнище. Бесталанные фильмы, направленные только на восхваление государственного строя. Сейчас по прошествии времени отсеялось все ненужное, остались одни сокровища, получается прямо "золотой век". Наверное, со временем всегда так происходит. Древнее всегда кажется дороже. Наше время в этом смысле смогут оценить, наверное, только потомки.

    • Не могу не согласиться. Ну, под словами "нашего кино" я и имела в виду советское. )
      Хотя, знаете, пошёл прогресс в короткометражных картинах. Сейчас можно найти немало достойных (например, режиссёра Тофика Шахвердиева). Но, к сожалению, большинство их ориентировано уже не на юмор, а на проблемы человечества.
      Посмеяться от души над российским кино стало большой роскошью и редкостью.

      Оценка статьи: 5

  • Очень хорошая статья Пробивает не иначе, как на ностальгию и даже гордость, ведь разве можно сравнить наш замечательный русский юмор и современный американский? И рядом не лежало! Чего только "Джентльмены удачи" стоят, не говоря уже о вечном "Иване Васильевиче".
    Сегодня обязательно нужно организовать вечерний домашний просмотр "нашего" кино в семейном кругу

    Оценка статьи: 5

    • Аня С,

      Странно слышать, что сравниваете юмор. Может просто вы не те фильмы смотрите? Наше - нам всегда будет ближе и понятней, это и ежу ясно. Американцы никогда не поймут наши шутки, так же как и мы улавливаем их только наполовину, ибо четверть нам просто не понятна (реалии другие), а еще четверть (а то и треть) теряется при переводе.

      Оценка статьи: 1

      • Ну вот и я об этом же: "ведь разве можно сравнить наш замечательный русский юмор и современный американский?"
        Конечно, он нам роднее и понятней, я ничего против не имею. А вот американский считаю недалёким. Равно, как и некоторых других народов - ментальность не та, чего уж тут.

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 27 августа 2010 в 14:28

            Влад Коган, интересно, сколько тысяч "сумасшедших" собирал Джордж Карлин и другие комики в жанре стэнд-ап камеди...

            • Комментарий удален
              • Влад Коган,

                Хм, да ладно Вам. В американском юморе тоже не без сатиры. Да и советский не такой уж чёрный, как Вы говорите. Вполне себе бывает и светлым, и радостным.

                Оценка статьи: 5

        • Аня С,

          Вы знаете, о России тоже некоторые рассуждают, что у нас тут медведи ходят по улицам средь бела дня. И недалекими считают. Если вы что-то не понимаете, это еще не значит, что это не смешно. Может стоит покопаться в себе? Подобные разговоры о "ментальности" других народов Вас ни к чему хорошему не приведут.

          Оценка статьи: 1

          • Евгений Жарков, и все таки у америкосов все более шаблонно. Это не только фильмов касается. И сейчас с проникновением их культуры к нам у нас все делается тоже более шаблонно. Чего стоит та же тупая реклама! Особенно та, которую бесконечно крутят во всяких перекрестках-пятерочках. Американская культура направлена на то, чтобы все стандартизовать, ставить на поток. В этом есть свои плюсы - легче производить, большая доступность для масс, легче построить бизнес. Но творчество почти полностью изничтожается.
            Но в любых условиях и в любой стране есть свои таланты. Из американских фильмов мне нравится "Аватар".
            Прошу извинить за отступление от темы...

            • Дарья Молчанова,

              Слово "америкосы" Вам не режет слух? Я, конечно, не американец, но как-то это неуважительно, правда? Шаблонно, говорите? А то что мы, как тупые хомяки, этими шаблонами пользуемся и ничего своего придумать не можем, это, конечно, только в нашу пользу говорит??

              "Аватар" - это не кино, а большой и дорогой аттракцион по демонстрации новых кинотехнологий.

              Оценка статьи: 1

              • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 27 августа 2010 в 14:04 отредактирован 27 августа 2010 в 14:07

                Евгений Жарков, наверное неуважительно, но никого же конкретно я не обижаю, никому от этого не больно, это просто некий сленг, так серьезно не стоит воспринимать. Все равно не будешь всегда и во всем корректным, иногда и расслабиться можно.
                Да, мы много у них заимствуем, но это скорее политика, чем недостаток собственных идей. Кто такие "мы", в чью пользу это должно говорить или не говорить? Есть люди у власти, есть народ, есть наверное еще кто-то. Кто из них "мы", непонятно. Скорее, это горстка людей, озабоченная только прибылью, и ничем больше. Вот и хотят остальных оболванить, чтобы те легче расставались со своим заработком.
                Смысл "Аватара" Вы просто не поняли. Там глубокий экологический смысл: в погоне за деньгами мы губим неповторимый и прекрасный мир. Там это показано на примере другой планеты, но на самом деле имеется ввиду Земля. Интересна этическая система жителей: они считают деревья и многие существа священными, не пытаются поубивать всех, кто отличен от них, не желают отомстить пришельцам, не держат на них зла. Советую не судить поспешно об этом фильме. Я тоже поначалу не хотела даже смотреть.

                • Дарья Молчанова,

                  То есть вы мне будете смысл "Аватара" объяснять? Как сказал бы Шелдон из "Теории большого взрыва" - "Бугагашенька".

                  Оценка статьи: 1

                  • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 27 августа 2010 в 16:45 отредактирован 27 августа 2010 в 17:15

                    Евгений Жарков, хотела ответить, но поняла, что бессмысленный разговор. Кто-то пришел сюда померяться понтами. Глупо сводить такую приятную тему к спору, кто круче.

          • Может, вы конечно и правы
            Наверное не те американские комедии я смотрю - чего не могу сказать о более серьёзных фильмах. Есть им, чем похвастаться, безусловно.

            Оценка статьи: 5