В XIX — начале XX веков жители Малой Литвы (это исторический этнографический регион Пруссии, где жили прусские литовцы) именно здесь любили праздновать Йонинес — ночь на Ивана Купалу. На парусных суденышках и на небольших пароходах по Куршскому заливу съезжались на косу хористы и музыканты из Тильзита (теперь г. Советск), Русне, Клайпеды, веселись всю ночь и до самого рассвета искали цветок папоротника.
Но полюбилась гора Йоно не только людям. Говорят, что уже с незапамятных времен устраивали здесь свои пиры ведьмы да черти. Даже самая главная ведьма Раге, бывало, появлялась на ежегодный шабаш в честь самой короткой ночи. Тогда уж бойтесь, люди, колдовских чар: говорят, что ведьмы не только напугать могут, но и разные беды наслать, солнце затмить, человека превратить в камень… Место это — особое, грань мистического и реального миров, где рождается фантазия, пробуждаются творческие силы.
Йонас Станюс — лесничий Юодкранте — однажды ощутив эту атмосферу, подумал: почему бы народным мастерам не изобразить в дереве персонажей сказок и легенд, существовавших столетия в народном фольклоре?
В 1979 году литовские народные мастера решили создать на горе Йоно, как называли тогда дюну, своеобразный сказочный музей деревянной скульптуры. Для Литвы деревянная скульптура была всегда развитым искусством. Она встречалась в придорожных крестах и часовенках, украшенных богатой резьбой и объемными фигурами Иисуса Христа и Божьей матери, и в костелах, нередко украшала домашние дворы. Помимо религиозной, часто можно было встретить деревянные скульптуры на сказочные и бытовые сюжеты, иногда сатирического характера.
И вот собравшись впервые в творческом лагере в Юодкранте в том, далеком уже 1979 году, народные мастера из Жемайтии — резчики по дереву и кузнецы, создали 25 скульптур. На следующее лето — ещё один слет, затем — третий. С тех пор почти ежегодно в Юодкранте собирались народные мастера, создавая новые сказочные скульптуры, реставрируя старые. В 1988 году на горе появились скульптуры, предназначенных в основном для детей.
Сейчас на горе Ведьм более 80 скульптур из дуба с деталями из металла. Все скульптуры созданы по проекту скульптура Сергея Шарапова и архитектора Альгимантаса Насвитиса. И все это солидное наследие — подарок народных мастеров городу Юодкранте, Литве и всем, кто хоть раз побывал на горе Ведьм.
Сказочные герои, черти, ведьмы создают атмосферу сказок и легенд, существовавших столетия в народном фольклоре. У каждой скульптуры есть своя история, легенда.
Вот стоит сказочник, которого «забросил» на Гору Ведьм разгневанный Бог Перкунас, за то, что тот отказался ему рассказывать всю ночь сказки. Захотите послушать — приходите к сказочнику темной ночью, если отважитесь, он уж вам таких интересных историй расскажет — заслушаетесь…
А эти скульптуры — три ведьмы, стерегущие папоротник: одна заманивает прохожего, якобы желая показать, где цветок, другая дурит его словами, а третья грозит метлой. Ведь, как известно, папоротник цветет только раз в году — в ночь на Йонинес. Распускается цветок лишь на очень короткое время, и найти его невероятно трудно. Но тот, кто его найдёт, сможет видеть закрытые в земле клады, научиться понимать язык птиц и зверей. Немало храбрецов пыталось отыскать цветок папоротника, но никому не удалось сделать это.
Здесь есть скульптуры и рыбака Каститиса, нелегким трудом добывающего дары моря, и верной рыбачки, ожидающей возвращения своего мужа. На вершине горы расположились герои сказания о Наглисе и Неринге. Экскурсовод поведает вам эту легенду о дочери рыбака, которая, чтобы защитить рыбаков от козней злого Дракона, построила песчаную насыпь, косой отделив залив от моря.
А вот рядом с крутым склоном, густо переплетенным корнями старых деревьев, стоят Врата ада. Они тоже оплетены корнями, а среди них большие и малые головки кривляющихся ведьм. Здесь всегда сумрачно. За вратами — владыка ада Люцифер, восстав из бездны, угрожающе приближается к путнику: идет по обещанную душу. Говорят, чтобы очиститься от грехов, надо пройти через Врата ада.
А еще мы встретились с веселыми музыкантами на деревенской пирушке, с танцующими парами. Есть здесь многочисленные резные скамейки для отдыха, и забавы для детей — деревенские качели, горка, турник, крутящаяся бочка. В конце пути стоит фигура петуха, чей утренний крик прогоняет тьму. Под ним и надпись: «Gaidis uzgiedojo — Smeklos isbegiojo» — «Петух прокукарекал — тьма убежала».
Завершив путешествие на это сказочное место можно у подножия горы приобрести разные местные сувениры и перекусить в небольшом кафе.
Если туристские пути приведут вас в Клайпеду, непременно побывайте на Рагану-Калнас!
Уважаемая Гертруда!
Рада снова посетить сказку!!!
Я 36 лет жила в Калининграде, не раз бывала в прибалтийских республиках
Спасибо за приятные воспоминания.
С теплом и пожеланиями здоровья,
Людмила
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда, просто замечательно. Как сказка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо! Вот еще фото- в обнимку с ведьмочкой!
0 Ответить
Гера, блеск
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо !А это внук с очередной причудливой фигурой.
0 Ответить
Гера,
а кстати, я там побывала прошлым летом.
Хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
Очень теплая статья. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, спасибо !
0 Ответить
Как красиво, скульптуры интересные. Гертруда, спасибо за путешествие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, cпасибо!
0 Ответить
Такие вот крепкие корни у дерева, на склоне рядом с Вратами ада.
0 Ответить
Вот такая горка для детей, и не только...
0 Ответить
Петух прокукарекал и тьма исчезла!
0 Ответить