Так кто такие мещане? В толковом словаре Даля дано следующее определение: «мещанин — горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»; по словарю Ефремовой мещане — «городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих и т. п. в Российском государстве до 1917 г.»
По «Жалованной грамоте городам» (1785г.) наименование «мещане» имело три значения: 1) городовые обыватели, 2) среднего рода люди («среднего рода людей или мещан название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние»), 3) мелкие торговцы и ремесленники.
В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское «место», «мЯсто» — «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин» — горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном — мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение „мещанский стиль“ характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства». (Шрейдер Г. И., Город и Городовое положение 1870 года // История России в 19 веке. Т.4. СПб., 1908−1909).
Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй — все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.
Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.
Как видно из всего вышеизложенного, мещанин — добропорядочный, законопослушный и работящий человек, средний класс, основа Российской, да и любой другой, государственности (в 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан, что составляло 35% городского населения, в 1897 — 7449,3 тыс. (44%)). За что же Советы так невзлюбили мещан? Революционным движением в России руководили в первую очередь дворяне (В. Ульянов, Ф. Дзержинский, Г. Плеханов и другие); люди образованные, они прекрасно понимали значение среднего класса. Увлечь революционным движением людей, ценящих стабильность — задача нереальная. И свергнуть строй, не сломав и не сломив средний класс, невозможно. Именно поэтому сразу после пролетарской революции 1917 года началось не только физическое, но и моральное уничтожение мещанства как класса, как образа мышления. Думаю, не последнюю роль в этом уничтожении сыграл и дворянский снобизм по отношению к «низшему сословию».
После развала СССР многие наши соотечественники бросились разыскивать дворянские корни; к модной «голубой крови» примазалось немало и тех, чьи предки были крестьянами, мещанами или купцами. А я горжусь своими мещанскими корнями: мои давно умершие родственники были мастеровыми, рыбаками, мореходами — людьми, на чьих плечах держалась и до сих пор держится Россия!
Не устаю поражаться тому, как много нового каждый день можно узнать в ШколеЖизни!!!
Спасибо, тёзка за столь развёрнутый исторический экскурс...
Я до последнего времени тоже слово мещанин использовал не в привлекательном ракурсе... Теперь исправлюсь
Оценка - пять, статью в закладки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, тёзка
0 Ответить
Если исходить из описния данного вами мещанству, то я пожалуй тоже могла бы гордиться тем, что законопослушная горожанка. А говоря о втором, не столь приглядном описании из коммнтариев, так кто же нынче не имеет собственных интересов?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так в чем же дело - гордитесь! А неприглядные описания явно не про нас Спасибо, Татьяна.
0 Ответить
Очень интересная статья.
5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Кол(лега)Ленка
0 Ответить
Что поделаешь, если статья классная
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слово «мещанин» за годы Советской власти приобрело стойкий негативный смысл, стало нарицательным.
Это произошло намного раньше. Антон Павлович Чехов писал:
" Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя"
Дело все в том, что у слова мещанство 2 значения: 1) В царской России: лицо податного сословия... 2) Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.
Ваш первый абзац касается второго значения слова ( именно о таких мещанах писали братья Стругацкие), а вся статья касается мещанства как сословия. Это разные вещи. Статья очень хорошо написана ,
но, может быть, стоит изменить вступление?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Спасибо за комментарий, Анна. Слово "мещанство" произошло, естесственно, от "мещанин", и, как любой ярлык, несправедливо по отношению к большинству представителей этого сословия. Ведь людей
с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами можно встретить везде - среди дворян и крестьян, рабочих и директоров, при этом - не удивляйтесь - чем выше статус человека, тем больше у него сугубо личных интересов (возьмите хотя бы нынешнее "депутатство" - лишить льгот ветеранов, при этом не поступившись своими льготами и сверхдоходами! Но они себя считают не мещанами, а как минимум нью-дворянством )
0 Ответить
Очень интересно Работа понравилась. Спасибо... 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за оценку "понравилось", Виктор
0 Ответить
Спасибо, познавательно и патриотично
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Катя. О патриотичности статьи как-то не думал, но раз так получилось - тоже хорошо
0 Ответить
Поясните пожалуйста, кто из перечисленных Вами деятелей (В. Ульянов, Ф. Дзержинский, Л. Троцкий, Г. Плеханов) относится к российскому дворянству?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Биографический словарь «Политические деятели России. 1917» сообщает о дворянском происхождении их всех, кроме Троцкого, спасибо, исправлю.
0 Ответить
Спасибо Кори за замечание и Марианне за исправление.
Выходит, Лев Троцкий из мещан?
0 Ответить
Его отец был крупным землевладельцем и арендатором, написано там.
0 Ответить
Отлично. Все правильно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Сергей.
0 Ответить