Удивительное дело, но эту песню продолжают помнить. Перипетии жизненного пути бедного цыпленка — и паспорт его просят показать, и допрашивают, а он, честный, сообщает о себе следующее: что «не советский», но и «не кадетский», что «не расстреливал, я не допрашивал, я только зернышки клевал!». Но ничего ему не помогло. И хотя «цыпленки тоже хочут жить!», кара его настигла — «его поймали, арестовали и приказали расстрелять«…
Казалось бы — полная бессмыслица в духе детских стишков. Однако, родившись в городском фольклоре, песенка сохранилась. Почему? Вероятно, в ней — квинтэссенция того, что самый простой люд видел в эпохе военного коммунизма. Жареный цыпленок на голодные времена — это «расстрельная статья».
Военный коммунизм, если кто помнит, сменился НЭПом. И вместо зернышек, которых с трудом удавалось поклевать, появилось в некоторых отдельно взятых местах — полное изобилие. В ресторанных меню — блюда, которые и сейчас не встретишь.
Власть сама провозгласила Новую Экономическую Политику. Но в то же время — сразу постаралась высмеять нэпмана-буржуя и нового эксплуататора. А пропаганде нужны пропагандисты, и их было немало. Появлялись и новые песни, многие из них еще требуют уточнения авторства. Но есть ряд песен, сохранившихся в памяти, авторство которых более-менее определено.
И в ночь ненастную
Меня, несчастную,
Торговку частную,
Ты пожалей…
Купите бублики
Для всей республики,
Гоните рублики
Вы поскорей…
Автором слов знаменитых «бубликов» был Яков Петрович Ядов (настоящая фамилия — Давыдов). Предположительно родился в Киеве (1873 год), долго жил в Одессе, потом в Ленинграде, затем в Москве, где и умер. Год смерти указывают разный — 1940 или 1942. Но на могильной плите Донского кладбища — четкие цифры, год смерти 1940. А вот дни и месяцы рождения и смерти отсутствуют.
Фельетонист, киносценарист, эстрадник, автор слов многих песен. Как ранний газетный публицист, в Одессе он был известен под псевдонимами Яков Боцман и Жгут.
Конечно же, Ядов был знаком со своими знаменитыми современниками: И. Ильфом и Е. Петровым, а также с В. Катаевым и К. Паустовским. Последний, кстати, писал о Ядове в своей «Повести о жизни».
Жизнь эстрадника в тоталитарные времена — не такое уж счастье. Можно стать любимцем власти, а можно впасть в сильную немилость, а также стать предметом зависти своих коллег. Коллеги по эстраде громили его гневными речами, после легкого кровоизлияния в мозг Ядов с подачи самого И. Сталина лечился в больнице, но скоро умер.
А его песни поют во всем мире (в комментариях можно посмотреть и послушать: от Японии до оркестра Поля Мориа). Что же в них особенного? Остановимся на «Бубликах».
«Бублики» — безусловно, символ. Написана она была за одну ночь, точнее, слова были написаны за то время, пока заказчики (куплетист Красавин с друзьями) пили чай в соседней комнате. Это была вообще манера Ядова — очень быстро писать, со скоростью пишущей машинки, а потом отдавать, забывать, не требовать упоминаний и не следить за гонорарами исполнителей или просто работать за гроши. Но Одесса Ядова любила всей своей немалой и пылкой одесской душой.
Песня была написана «на злобу дня». А злобой того самого дня в Одессе была круглосуточная продажа бубликов на улицах города. Итак, тема была, мелодия тоже (фокстрот, авторство которого еще нужно точно установить), образ вырисовывался сам: вот бедная голодная девушка, которая вынуждена стоять часами и предлагать прохожим горячие бублики.
Ночь надвигается,
Фонарь качается,
И свет врывается
В ночную мглу…
А я, немытая,
Тряпьем покрытая,
Стою, забытая,
Здесь — на углу…
Если вслушаться — текст полон настоящего, не придуманного драматизма. Социальные мотивы так и плещутся через бесхитростный рассказ о незадавшейся девичьей жизни.
Здесь, на окраине,
Год при хозяине,
Проклятом Каине,
Я состою.
Все ругань слушаю,
Трясусь вся грушею,
Помои кушаю,
Под лавкой сплю.
Возможно, именно детальное описание горькой судьбы юной одесситки Евгении — одна из причин страшной популярности песни:
Отец мой пьяница,
Гудит и чванится.
Мать к гробу тянется
Уж с давних пор.
Совсем пропащая,
Дрянь настоящая —
Сестра гулящая,
А братик вор!
Картинка настолько яркая, что веришь и видишь. Тем более, что история — не оригинальная не только для той поры…
А девушке хочется своей жизни, она сознает свою еще нерасцветшую красоту:
Здесь трачу силы я
На дни постылые,
А мне ведь, милые,
Шестнадцать лет…
Глаза усталые,
А губки алые,
А щеки впалые,
Что маков цвет.
Нет, есть и жених Сенечка, но с женихами всегда такая проблема и полная неизвестность! Все время у них причины, из-за которых нужно подождать с мукой:
Твердит мне Сенечка:
«Не хныкай, Женечка…
Пожди маленечко —
Мы в загс пойдем».
И жду я с мукою,
С безмерной скукою…
Пока ж аукаю
Здесь под дождем.
Уже через неделю песню распевала «вся Одесса», затем ее попросил в репертуар Леонид Утесов, и пошло-поехало. Сначала — в СССР, потом удивительным образом — по другим странам. Поют как жалостливую, поют — как блатную. Поют на разных языках.
Утесов, кстати, считал эту песню своей любимой:
— Ваша любимая песня?
— Песня протеста.
— Против чего?
— Не против чего, а про что. Про тесто. Короче говоря, «Бублики».
(Последнее интервью Леонида Утесова. «Театральная жизнь», № 14, 1987 год).
Я. Ядов был автором и других, не менее знаменитых песен. Достаточно сказать, что именно ему приписываются «Мурка» и «Гоп со смыком». Но здесь еще нужно разбираться. Хотя и в Википедии указывается: «„Мурка“ — классическое танго. Первоначальный вариант текста песни был написан одесским поэтом Яковом Ядовым — автором других известных песен „Бублики“ и „Гоп со смыком“».
Точно известно его авторство в песнях «Краше нет на свете нашей Любы», «Лимончики», «Фонарики» и многие другие. Многие песни стали просто городским фольклором, а это считается для песен очень неплохой судьбой.
Из этих куплетов узнаешь не меньше, чем из «Краткого курса истории ВКПб». Очень содержательные. Настоящие песни — это отражение времени, даже если сюжет их — из категории вечных (любовь и последующие за ней страдания). По многим песням нашего времени можно тоже немало сказать. Но это — уже другая история. Другие бублики. И другой Гоп с другим Смыком. Или нет?
(В комментариях — несколько вариантов «Бубликов» со всего мира).
Нелли, Наталия, Василий, Оля - спасибо.
0 Ответить
Галина, и забавно, и интересно. Все вместе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина, прочла статью и прослушала все приложения с огромным удовольствием, спасибо!
0 Ответить
Галя Константинова,
День не потерян! Классная статья
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, cпасибо за статью! Браво! +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, а у Одоевцевой в "На берегах Невы" и в воспоминаниях Дмитрия Лихачева читала, что автор "Бубличков" - некто Тимофеев. Они ошибались, видимо. Но в остальных источниках - Ядов.
Когда хор Турецкого на гастролях в Берлине исполнил "Бублички", то зал рыдал буквально и потребовал еще два раза "на бис".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Маша, есть и такая версия. Это часто случается с тем, что входит в фольклор. Но на версии автор-Тимофеев никто не настаивает. У версии- Ядов - намного больше сторонников.
Привожу Паустовского:
"...Весной 1922 года я уехал из Одессы на Кавказ и несколько месяцев
прожил в Батуме.
Однажды я неожиданно встретил на батумском приморском бульваре Ядова. Он
сидел один, сгорбившись, надвинув на глаза старую соломенную шляпу, и
что-то чертил тростью на песке.
Я подошел к нему. Мы обрадовались друг другу и вместе пошли пообедать в
ресторан "Мирамаре".
Там было много народу, пахло шашлыками и лиловым вином "Изабелла". На
эстраде оркестр (тогда еще не существовало джазов и мало кто слышал даже
про саксофон) играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую
песенку Ядова:
Купите бублики
Для всей республики!
Гоните рублики
Вы поскорей! Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов.
Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижер взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана..."
"Повесть о жизни. Время больших ожиданий".
А Мурку тогда кто написал? Тоже ЧленКор? И Гоп со смыком? Нет, я знаю, что ученые очень любят шутить, и у них здорово получается. Но уж больно специфическая тематика в целом ряде песен.
На самом деле, как я и написала, все еще нуждается в уточнениях, особенно мелодия, она ведь тоже откуда-то взялась (где-то я вычитала, что это из еврейского городского фольклора, а где-то указывается авторство, но как перепроверить). Поэтому будем считать, что есть основная версия, она продолжает пока подтверждаться.
0 Ответить
Галя, да самое главное - есть и "Бублички", и "Мурка". И пусть будут. Культура НЭПа - такое уникальное явление.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша, согласна, что уникальное явление. И помнить совсем не трудно.
0 Ответить
Если говорить всерьез, так я посетил сей мир совсем не для того, чтобы зубоскалить, особенно в стихах. По своему складу я лирик. Да вот не вышло. Вышел хохмач. Никто меня не учил, что во всех случаях надо бешено сопротивляться жизни. Наоборот, мне внушали с самого детства, что следует гнуть перед ней спину. А теперь поздно. Теперь лирика течет мимо меня, как река в половодье, и я могу только любить ее и завистливо любоваться ею издали. Но написать по-настоящему не могу ничего. Легкие мотивчики играют в голове на ксилофоне...
... Я раздарил свой талант жадным и нахальным торгашам-антрепренерам и издателям газет. Мне бы дожить без потерь до сегодняшнего дня, я, может быть, написал бы вторую «Марсельезу».
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, я все понимаю. И тоже раньше относилась к подобным песенкам строго как к "тюремно-каторжной лирике", то есть сугубо блатным. Но есть несколько из них, которые доказали свое право на жизнь. "Бублички" - так вообще всемирную известность завоевали, как мы видим. Случайно? Вряд ли.
Что касается судьбы "хохмача". Иногда выбирают за нас. А мы не сопротивляемся - это и есть наш выбор. Еще неизвестно, прожила бы его ненаписанная "Марсельеза" почти столетие.
0 Ответить
Галя, "Бублички" периодически звучат в передаче 5 канала "В нашу гавань заходили корабли".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Удивительное дело, Валя. Давно не смотрела передачу.
И как песенку там представляют?
Фольклор у нас весьма разнообразный, конечно. Вот какие в целом Мы - такой и наш городской песенный пейзаж. . Но что-то в этих песенках есть, раз так долго и повсеместно живут.
0 Ответить
Галя, не помню, чтобы упоминался Ядов. Просто не помню. Но "Бублички" слышала в передаче не раз. Кстати, она по воскресеньям, в 10.00
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По воскресеньям, в 10.00 я на даче, Валя.Как правило. Без связи с большим миром (личное желание).
0 Ответить
Галя Константинова, наладил мне сын комп( у меня новый компьютер и сразу не все настроили), послушала все записи, замечательно! На японском языке муж когда-то привозил аудиокассету, будучи в море записывали. Спасибо за такую хорошую подборку!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гера, еще раз Вам спасибо.
Неужели в море можно что-то записать? (я не в теме). Так здорово.
0 Ответить
Галя, как замечательно написано! А вот это японское исполнение про "БубРички" (у них же "л" не бывает) просто подкупило!
Вот и в Японии судьба бедной девушки тяжела. Некуда бедной девушке податься...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таня, а как ты думаешь, в Японии легко бубрички даются? Судя по их исполнению, полному драматизма, - не такое это легкое дело - продавать бубрички. Это вам не крупнейшие японские компании, это - сама жизнь.
Спасибо.
0 Ответить
Галя Константинова, стаья супер!!! а вот картинки у меня что-то не открываются придется самой на ю-тюбе поискать...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гера, спасибо.
Что-то с браузером, наверное (насколько я понмаю проблему).
0 Ответить
А у меня на ю-ту-би звук ушел
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, а я как раз сейчас все проверяю. У меня работает.
0 Ответить
Галя, рада за тебя
Оценка статьи: 5
0 Ответить