Наиболее ярким примером «истинно мужского» воспитания в истории закрепилась так называемая античная спартанская система. Крылатое выражение «по-спартански» означает жесткие, а порой и жестокие условия воспитания.
Современным мамам невдомек, почему нельзя «зацеловывать» детей, а вот античные малыши Спарты не знали материнской ласки… Но обо всём по порядку.
Расхожее мнение о том, что только самые здоровые дети оставались в полисе, основано на том, что все новорожденные осматривались на специальном месте — «лесхе». Лишь самых здоровых из них оставляли в Спарте.
Остальные дети росли отдельно, ибо только крепкие могли стать воинами и матерями. Плутарх упоминает, что не прошедших отбор бросали в Тайгетскую пропасть, но мнение это не совсем достоверно. До семи лет дети находились на домашнем воспитании, однако с самого нежного возраста их готовили к сложным испытаниям.
Главная задача матери заключалась в том, чтобы воспитать в ребёнке выносливость, послушание и качества победителя. При этом детей приучали быть неразборчивыми в еде, неприхотливыми в быту, уметь постоять за себя. Нормальные спартанские дети спали на грубых подстилках из тростника, не боялись темноты и одиночества, в целом являлись образцовыми воинами уже с детства.
Чтобы проверить, как мальчики усвоили уроки физической подготовки, в Спарте устанавливались специальные празднества, на которых они должны были показывать свои успехи, чтобы доказать, что они стали настоящими мужчинами и могут вступить в общество взрослых воинов.
Празднества эти проводились в храме Артемиды Орфии, древней богини плодородия. Во время этих празднеств в честь богини группа юношей должна была похищать сыр, который охраняла другая группа. Тот, кому это удавалось, провозглашался победителем.
Когда детям исполнялось 7 лет, в их воспитание вмешивалось государство. В общем, этот период государственного воспитания охватывал время от семи до тридцати лет, распадаясь, в свою очередь, на три «отрезка времени» от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати и от двадцати до тридцати лет.
Плутарх так описывает это воспитание: «Грамоте их учили ровно настолько, насколько без неё нельзя было обойтись. С летами их воспитание становилось суровее — им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Они не брали теплых ванн и никогда не мазались, только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по „илам“, отделениям и „агелам“ на постелях, сделанных из тростника, который собирали на берегах Еврота, причем срывали его руками без помощи ножа».
Заканчивался этот этап воспитания своеобразным экзаменом — «агоном», проводимым, однако, по усложненной программе. Дело в том, что именно в это время, наряду с обычными для агонов гимнастическими состязаниями, все подростки данного возраста подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии, причем это сечение являлось также своеобразною формой состязаний в терпении и выносливости. Подобные жестокие методы применялись с исключительно благой целью — воспитать хорошего воина, для которого не страшны неприятельские выходки.
В 15 лет юноши зачислялись в «эйрены» — группу, где они воспитывались до 20 лет. Одной из обязанностей эйрена становилась помощь в воспитании младших детей. Самый умный и физически развитый юноша назначался начальником у младшей группы.
Вот какие интересные подробности этой системы воспитания мы находим у Плутарха: «…После обеда эйрен, не выходя из-за стола, приказывал одному из детей петь, другому — задавать какой-нибудь вопрос, на который ответить можно было не сразу, например: какой человек самый лучший? В ответе должна была заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме. У отвечавшего невнимательно эйрен кусал в наказанье большой палец. Эйрен часто наказывал детей в присутствии стариков и властей, чтобы они могли видеть, за дело ли и правильно ли он наказывает их. Во время наказания ему не мешали, но когда дети расходились, с него взыскивали, если он наказывал строже, чем следует, или, если, напротив, поступал чересчур мягко и снисходительно… Детей приучали, кроме того, выражаться колко, но в изящной форме…»
Ну, а что же с девочками и девушками? Думаете, они остались на домашнем воспитании. Нет! Требования были одинаковы! Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом… Действующие уставы запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они, как и мальчики, должны были являться на торжественные процессии, плясать и петь на праздниках в присутствии и на виду молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь чьей-то ошибкой, с другой стороны прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее желание соревноваться и честолюбие.
Последний этап воспитания — от 21 до 30 лет — готовил не столько воинов, сколько граждан, наделённых политическими правами. К слову сказать, в спартанской системе молодые люди до 30 лет назывались «несовершеннолетними». Вот так!
Времена меняются, ценности остаются. Настоящие мужчины всегда были гордостью нации. Возможно, что-то стоит позаимствовать из спартанской системы при воспитании мальчиков?
Давайте любить и беречь наши семьи!
Татьяна Юрина, Главный минус в том, что спартанцы считали труд чем то стыдным и позорным. Трудились за них илоты.
0 Ответить
Если вы успели заметить, то статья размещена в разделе "история", поэтому заимствовать что- либо для современности было бы глупо. Видите, одно "не авторское" предложение с целью "актуализации статьи" привело к её полному неправильному толкованию. В вопросу о "зацелованности" и современных мамах. Автор комментария, по видимости, не часто бывает у песочниц. Видили бы вы,как метелят своих годовалых малышей "педагоги твёрдой руки". Но , это тема уже другой статьи. Татьяна Юрина,
0 Ответить
Татьяна Юрина, да уж. В песочницу я лет 15 не заглядыавала. А тема насилия над детьми сверхактуальна в нашем нездоровом обществе. Но это - отдельная тема.
0 Ответить
А думал,что статья будет о спартанском воспитании в современной семье.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Петр Штерн, при таком "воспитании" уже треть наших детей кандидаты в пропасть!
А другая треть передохнет в процессе.
0 Ответить
А вот интересно -- сколько детей умирало в ходе "воспитания" от переохлаждения и антисанитарии?
О вопросе "изнеженности" девушек -- Израиль призывает в армию и девушек. Когда у них брали интервью и спрашивали, не хотят ли они, как в других странах, избежать призыва, то все, как одна, ответили:"Нет! Армия -- это очень интересно и увлекательно!"
0 Ответить
Ксения Печий, я уже писал, что недавно англицкие ученые обнаружили, что лабораторные мыши, живущие в стерильных условиях, имеют иммунитет во много раз хуже, чем их сородичи живущие при "переохлаждении и антисанитарии".
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
"Современным мамам невдомек, почему нельзя «зацеловывать» детей"? Так почему же нельзя? Мы их их вроде не для древних войн воспитываем. К тому же, современная педагогика, наборот, утверждает, что дети должно получать любви и ласки столько, сколько им необходимо. Для полноценного роста и развития. Сравните "зацелованных" малышей с теми, кто растет на соцобеспечении. И все станет ясно. Стоит ли заблуждения древних преподносить как истину? Я тут не имею в виду физическое воспитание. Но заставлять современных девушек " для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом" - не смешно ли?
0 Ответить
Татьяна Гусева, любовь, ласка и зацеловавание детей разные вещи.
Зачем "заставлять современных девушек " для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом", ведб легче и проще учить их курить, пить, бездельничать, материться и т.д. Ведь сегодня будущая женщина рождена не для рождения детей, а для удовольствия мамы.
Тут становится очень "не смешно ли"!
0 Ответить
Спасибо за комментарии, однако фраза о заимствовании системы воспитания не принадлежит моему перу. Татьяна Юрина,
0 Ответить
фраза о заимствовании системы воспитания не принадлежит моему перу
А чьему?
0 Ответить
Татьяна Юрина, статья интересная.
Но стоит уточнить, что воспитание истинно мужских качеств, и воспитание ВОИНА - это разные вещи. В современном мире "настоящий мужчина" не равнозначен "отличному воину".
0 Ответить
Ирина Сергеева, Вы правы! Лучше из мальчиков воспитывать "настоящую половую тряпку", которая хороша, в качестве ухажёра-альфонса, не способного ни за себя постоять, ни за свою женщину, ни за её (их) детей, чем "отличного война". Зато какая РАДОСТЬ для его мамы, которая готова довести своего дитятю за ручку до пенсии по возрасту!
0 Ответить
Вячеслав Озеров, "настоящий мужчина" для меня означает другое, чем Вы пытаетесь объяснить. Воспитывайте воинов. Или кто-то Вам мешает?
0 Ответить
Интересно, что именно автор предлагает позаимствовать. Ведь как известно, именно эта самая система и сгубила Спарту, и не оставила ни одного известного миру мыслителя.
0 Ответить
Юлия Савицкая, обоснуйте Ваше заявление, что "эта самая система и сгубила Спарту" . Интересно, как система воспитания смогла сгубить государство.
0 Ответить